Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Грудновой А.В, Ложкаревой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-4091/2023 по иску Муравьевой Татьяны Аркадьевны к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о признании незаконным решения в части, возложении обязанности оказать единовременную материальную помощь, по кассационной жалобе Муравьевой Татьяны Аркадьевны на решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 04 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Муравьева Т.А. обратилась в суд с иском к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о признании незаконным решения от 26 мая 2022 года в части неназначения и неперечисления единовременной материальной помощи на зубопротезирование; возложении обязанности назначить и перечислить единовременную материальную помощь на оперативное стоматологическое лечение имплантом в сумме 36 912 рублей.
Требования мотивированы тем, что 26 мая 2022 года Управление социальной защиты населения, опеки и попечительства по городу Сургуту и Сургутскому району Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры признало её находящейся в экстремальной жизненной ситуации и нуждающейся в зубопротезировании и в приобретении предметов первой необходимости. На приобретение предметов первой необходимости ей назначена и перечислена единовременная материальная помощь в размере 18 456 рублей. Однако Управлением материальная помощь на зубопротезирование не назначена и не перечислена.
Решением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 04 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 сентября 2023 года, исковые требования Муравьевой Т.А. удовлетворены частично. Признано незаконным решение комиссии Управления социальной защиты населения по г. Сургуту и Сургутскому району Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26 мая 2022 года в части отказа Муравьевой Т.А. в оказании единовременной помощи в размере двукратной величины прожиточного минимума для трудоспособного населения. На Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в лице Управления социальной защиты населения, опеки и попечительства по г. Сургуту и Сургутскому району, возложена обязанность оказать Муравьевой Т.А. единовременную материальную помощь в размере 18 456 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований Муравьевой Т.А. отказано. С Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в доход города Сургута взыскана государственная пошлина в размере 738 руб.
В кассационной жалобе Муравьева Т.А. ставит вопрос об отмене решения Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 04 мая 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 сентября 2023 года, как незаконных, с направлением дела на новое рассмотрение.
В кассационной жалобе ссылается на то, что суды рассмотрели не заявленные ею требования. Она просила признать незаконным решение ответчика в части невыплаты единовременной материальной помощи на зубопротезирование и обязать ответчика возместить убытки в размере неоказанной материальной помощи в размере 36 912 рублей на зубопротезирование. Полагает, что суды выплаченную ответчиком материальную помощь на предметы первой необходимости необоснованно зачли в выплату на зубопротезирование. Предоставленная ответчиком помощь в размере 18 456 рублей предназначена только на необходимые предметы. На зубопротезирование должна быть взыскана сумма 36 912 рублей без учета ранее выплаченной помощи на предметы первой необходимости, поскольку наступил уже следующий календарный год.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений исходя из доводов кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Муравьева Т.А. 06 мая 2022 года обратилась в Управление социальной защиты населения, опеки и попечительства по г. Сургуту и Сургутскому району Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с заявлением об оказании единовременной материальной помощи в размере 100 000 рублей, так как находится в экстремальной жизненной ситуации, которую не может преодолеть самостоятельно, использовав все имеющиеся в её распоряжении возможности и средства. К заявлению истцом приложена медицинская справка бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Сургутская городская клиническая стоматологическая поликлиника N1" от 01 марта 2022 года о необходимости рационального зубопротезирования.
В справке бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Сургутская городская поликлиническая стоматологическая поликлиника N 1" указано, что Муравьева Т.А. правом на меры социальной поддержки в виде изготовления зубных протезов за счет средств Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не воспользовалась, выразив желание установить зубной имплантат в области отсутствующего зуба. Предполагаемая стоимость стоматологических услуг составляет 61 264 рубля.
16 мая 2022 года Управлением социальной защиты населения, опеки и попечительства по г. Сургуту и Сургутскому району Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры составлен акт обследования условий жизнедеятельности семьи, нуждающейся в социальном обслуживании. В результате обследования установлено, что Муравьева Т.А. проживает одна в двухкомнатной квартире, принадлежащей сыну, который проживает за переделами Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Мебель и бытовая техника имеются. Из пояснений: дом по адресу регистрации признан аварийным, Муравьева Т.А. вынуждена проживать в квартире сына. По решению суда администрация города Сургута должна предоставить ей квартиру на первом этаже, но вопрос по настоящее время не решен, идет судебный процесс. По медицинским показаниям Муравьевой Т.А. требуется протезирование зубов (на платной основе). Сумма протезирования составит 55 000 рублей. Кроме того, в квартире по месту проживанию отсутствуют межкомнатные двери в кухне, в туалете и ванной комнате. Доход истца состоит из пенсии по возрасту, расходуется на оплату услуг жилищно-коммунальных услуг, приобретение продуктов питания и лекарственных препаратов. Денежные средства необходимы на протезирование зубов, установку межкомнатных дверей. Муравьева Т.А. проинформирована о видах, условиях и порядке предоставления социальных услуг учреждениями социального обслуживания населения.
26 мая 2022 года состоялось заседание комиссии по оказанию социальной помощи Управления социальной защиты населения, опеки и попечительства по г. Сургуту и Сургутскому району Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, заслушана Муравьева Т.А, которая просила оказать материальную помощь в размере 100 000 рублей в связи с потребностью в зубопротезировании.
Единогласным решением комиссии Муравьева Т.А. признана находящейся в экстремальной жизненной ситуации с оказанием единовременной помощи в размере 18 456 рублей на приобретение предметов первой необходимости, протезирование зубов.
Не согласившись с принятым 26 мая 2022 года решением, полагая, что ей должна быть оказана единовременная материальная помощь на оперативное стоматологическое лечение имплантом в сумме 36 912 рублей, Муравьева Т.А. обратилась в суд. В ходе рассмотрения дела Муравьева Т.А. от заявленных при обращении в суд требований не отказалась, заявила требование о взыскании с ответчика 36 912 рублей в качестве убытков в связи с неоказанием ей материальной помощи.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", статей 1, 7 Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 24 декабря 2007 года N 197-оз "О государственной социальной помощи и дополнительных мерах социальной помощи населению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06 марта 2008 года N 49-п "О реализации Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 24 декабря 2007 года N 197-оз "О государственной социальной помощи и дополнительных мерах социальной помощи населению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", исходил из того, что такая мера дополнительной социальной помощи, как единовременная материальная помощь, оказывается гражданам за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при возникновении экстремальной жизненной ситуации - крайних, необычных по трудности обстоятельств, в которых оказались семья или одиноко проживающий гражданин по не зависящим от них причинам, в том числе в связи со стихийными бедствиями, опасными природными явлениями, пожаром, обвалом или разрушением жилища, аварией, утратой имущества, необходимостью медикаментозного и (или) оперативного лечения при заболеваниях и увечьях по заключению медицинских организаций, отсутствием топлива, теплой одежды, предметов первой необходимости в осенне-зимний период, с которыми они не могут справиться самостоятельно, используя все имеющиеся в их распоряжении возможности и средства.
Установив, что медикаментозное и (или) оперативное лечение при заболеваниях по заключению медицинской организации, за которым обратилась Муравьева Т.А. в связи с необходимостью зубопротезирования, поименовано в перечне экстремальных жизненных ситуаций, дающих право на получение единовременной материальной помощи, оказание материальной помощи производится в заявленном гражданином размере, но не более размера, равного двукратной величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной в автономного округе на год обращения за единовременной помощью, Муравьева Т.А. признана комиссией находящейся в экстремальной жизненной ситуации и нуждающейся в зубопротезировании, суды пришли к выводу о наличии у неё права на единовременную материальную помощь в размере 36 912 рублей, принимая во внимание стоимость необходимого ей оперативного лечения.
Поскольку комиссией по оказанию социальной помощи Управления социальной защиты населения, опеки и попечительства по г. Сургуту и Сургутскому району Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры 26 мая 2022 года принято решение о выплате Муравьевой Т.А. единовременной материальной помощи в размере 18 456 рублей для приобретения предметов первой необходимости и зубопротезирования, тогда как она обращалась за оказанием материальной помощи только на зубопротезирование, единственным основанием для обращения истца в комиссию послужила необходимость медикаментозного и (или) оперативного лечения, истец с заявлением о получении помощи на приобретение предметов первой необходимости не обращалась, суды пришли к выводу о незаконности решения комиссии от 26 мая 2022 года в части отказа Муравьевой Т.А. в оказании единовременной помощи в размере двукратной величины прожиточного минимума для трудоспособного населения; возложив на Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в лице Управления социальной защиты населения, опеки и попечительства по г. Сургуту и Сургутскому району, обязанность оказать Муравьевой Т.А. единовременную материальную помощь в размере 18 456 рублей исходя из расчета 36 912 рублей (двукратная величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в округе на год обращения за оказанием материальной помощи) - 18 456 рублей (размер оказанной материальной помощи). В удовлетворении остальной части исковых требований Муравьевой Т.А. отказано.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, поддержанными судом апелляционной инстанции, и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Вопреки доводам кассационной жалобы, представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Изложенные Муравьевой Т.А. в кассационной жалобе доводы о наличии оснований для взыскания в её пользу убытков в размере неоказанной материальной помощи в размере 36 912 рублей аналогичны правовой позиции истца при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций. Позиция истца верно проанализирована судами, мотивы, по которым её доводы признаны необоснованными и отклонены, подробно изложены в оспариваемых судебных актах. Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права, регулирующего порядок и основания оказания единовременной материальной помощи, предусмотренные Законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 24 декабря 2007 года N 197-оз "О государственной социальной помощи и дополнительных мерах социальной помощи населению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06 марта 2008 года N 49-п "О реализации Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 24 декабря 2007 года N 197-оз "О государственной социальной помощи и дополнительных мерах социальной помощи населению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры". Результаты оценки доказательств суды отразили в судебных актах, в которых приведены мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Разрешая спор, суды правильно определили юридически значимые для дела обстоятельства, характер спорных правоотношений, к которым верно применили нормы материального права, их регулирующие.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
Государственная социальная помощь оказывается в целях в том числе поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, снижения уровня социального неравенства, повышения доходов населения (абзацы первый, второй, шестой и седьмой статьи 3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным названным законом, в соответствии с целями, установленными этим законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть первая статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно (абзац второй части 2 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
В целях реализации положений Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в субъекте Российской Федерации - Ханты-Мансийском автономном округе-Югре принят Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 24 декабря 2007 года N 197-оз "О государственной социальной помощи и дополнительных мерах социальной помощи населению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры". Во исполнение Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 декабря 2007 года N197-оз "О государственной социальной помощи и дополнительных мерах социальной помощи населению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" Правительство автономного округа утвердило постановление от 06 марта 2008 года N 49-п "О реализации Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 24 декабря 2007 года N 197-оз "О государственной социальной помощи и дополнительных мерах социальной помощи населению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".
В соответствии с принятыми в субъекте Российской Федерации нормативными актами в целях медикаментозного и (или) оперативного лечения при заболеваниях по заключению медицинских организаций за счет средств бюджета округа гражданину, оказавшемуся в экстремальной жизненной ситуации, по решению комиссии уполномоченного органа, которым является Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, оказывается единовременная материальная помощь. Размер единовременной материальной помощи определяется исходя из заявленного гражданином, но не более размера, равного двукратной величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной в автономном округе на год обращения за единовременной помощью.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02 сентября 2021 года N334-п "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2022 год" с 01 января 2022 года установлена величина прожиточного минимума в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре для трудоспособного населения в размере 18 456 руб.
Исходя из приведенных норм права следует вывод о том, что при признании Муравьеву Т.А. находящейся в экстремальной жизненной ситуации, нуждающейся в медикаментозном и (или) оперативном лечении в соответствии с заключением медицинско организации, за счет средств окружного бюджета могла быть оказана единовременная материальная помощь в размере не более размера, равного двукратной величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной в автономном округе на год обращения за единовременной помощью. На день обращения Муравьевой Т.А. за оказанием материальной помощи 26 мая 2022 года величина прожиточного минимума в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре для трудоспособного населения составляла 18 456 руб. При таких обстоятельствах материальная помощь могла быть ей оказана в сумме не более 36 912 рублей.
Вопреки ошибочному мнению заявителя, в ходе рассмотрения требования о признании незаконным решения комиссии от 26 мая 2022 года суды исходили из того, что Муравьева Т.А. обратилась за оказанием материальной помощи в связи с необходимостью зубопротезирования, о приобретении предметов первой необходимости не ссылалась. В связи с чем суды указали на обязанность комиссии рассмотреть поступившее заявление по изложенным в нем основаниям. Установив, что Муравьевой Т.А. уже оказана материальная помощь на зубопротезирование в размере 18 456 рублей, при этом она имеет право на получение помощи в размере 36 912 рублей (двукратная величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в округе на год обращения за оказанием материальной помощи), судами принято верное решение о возложении на Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в лице Управления социальной защиты населения, опеки и попечительства по г. Сургуту и Сургутскому району, обязанности оказать Муравьевой Т.А. единовременную материальную помощь в размере 18 456 рублей. Как следует из отзыва ответчика на кассационную жалобу истца, судебные акты исполнены, материальная помощь оказана.
Поскольку в результате вынесенного решения нарушенные права Муравьевой Т.А. восстановлены в полном объеме, она права на получение материальной помощи в размере, превышающем установленный предел, не имеет, ей обоснованно отказано в удовлетворении остальной части исковых требований, в том числе в удовлетворении требования о возмещении убытков в виде неполученной материальной помощи в размере 36 912 рублей.
В кассационной жалобе заявитель, субъективно оценивая обстоятельства спора и представленные доказательства, настаивает на наличии оснований для удовлетворения иска. При этом в кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства, и их выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 04 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Муравьевой Татьяны Аркадьевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.