Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Зеленовой Е.Ф, Руновой Т.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2330/2023 по иску Лядовой Натальи Валерьевны к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по городу Перми о признании программы социальной адаптации недействительной, признании решения незаконным, возложении обязанности заключить социальный контракт, по кассационной жалобе Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по городу Перми, Министерства социального развития Пермского края на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 21 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Лядова Н.А. обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по г. Перми окончательно настаивала на требованиях, в которых просила:
- признать программу социальной адаптации в отношении получателя Лядовой Н.В. на сумму 178 469 руб. недействительной;
- признать решение комиссии Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми от 25 января 2023 года незаконным в части корректировки суммы государственной социальной помощи для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности;
- возложить на ответчика обязанность заключить с ней социальный контракт на сумму 350 000 руб.
В обоснование исковых требований указала, что обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности. Согласно представленному бизнес-плану для его успешной реализации и выхода из трудной жизненной ситуации необходимо вложение не менее 354 537, 86 руб. В нарушение нормативных требований программа социальной адаптации была разработана самостоятельно органом социальной защиты без её (истца) участия, сумма единовременной денежной выплаты определена в размере 178 469 руб. Положениями действующего законодательства не предусмотрено право комиссии Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми по оказанию государственной социальной помощи в одностороннем порядке проводить корректировки суммы государственной социальной помощи для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности. Считает, что программа социальной адаптации подлежала разработке в соответствии с представленным ею бизнес-планом, а у ответчика возникла обязанность по заключению с ней социального контракта на сумму 350 000 руб.
Решением Ленинского районного суда города Перми от 05 июня 2023 года в удовлетворении исковых требований Лядовой Н.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 21 сентября 2023 года решение Ленинского районного суда города Перми от 05 июня 2023 года отменено, принято новое решение, которым признано незаконным решение комиссии Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми от 25 января 2023 года в части корректировки суммы государственной социальной помощи для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности; на Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по городу Перми возложена обязанность заключить с Лядовой Н.В. социальный контракт на сумму 350 000 руб.
В кассационной жалобе Территориальное управление Министерства социального развития края по городу Перми, Министерство социального развития Пермского края просят отменить апелляционное определение, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с частью 3 статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что имеются основания для отмены оспариваемого судебного постановления, а доводы кассационной жалобы заслуживают внимания.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 17 января 2023 года Лядова Н.В. обратилась в Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по г. Перми с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, представлен бизнес-план по открытию "Юридического центра", в соответствии с которым в качестве инвестиционных расходов указаны: аренда помещения (6 месяцев аренды) - 51 000 руб, ноутбук - 119 990 руб, стол - 15 740 руб, компьютерное кресло - 11 487 руб, диван для посетителей - 26 600 руб, тумба офисная - 5412 руб, стеллаж для хранения документов - 11 262 руб, принтер (МФУ) - 50 500 руб, установка правовой базы "Консультант" (4 месяца) - 42 479, 28 руб, сотовая связь/интернет - 8 400 руб. (12 месяцев), канцтовары - 11 667, 58 руб, всего на сумму 354 537, 86 руб.
17 января 2023 года специалистом Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми оформлен лист собеседования с заявителем Лядовой Н.В, лист собеседования содержит подпись истца.
25 января 2023 года руководителем Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми утверждена программа социальной адаптации, включающая мероприятия, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации заявителя Лядовой Н.В, вид предоставляемой помощи - единовременная выплата в размере 178 469 руб.
Согласно выписке из протокола N 7 от 25 января 2023 года на заседании комиссии принято решение о корректировке суммы государственной социальной помощи на основании положений пункта 1.15.3 Порядка до 178 469 руб. в соответствии со следующей сметой затрат: ноутбук - 50 000 руб, стол - 15 740 руб, компьютерное кресло - 7 000 руб, стулья для посетителей - 10 000 руб, офисная тумба - 5 412 руб, стеллаж для хранения документов - 11 262 руб, принтер - 30 000 руб, канцтовары - 11 667, 58 руб, правовая база "Консультант" - 14 108, 16 руб, аренда помещения - 23 278, 46 руб.
В обоснование сметы представителем ответчика представлены скриншоты с распечатками предложений по продаже техники и оборудования.
25 января 2023 года по результатам рассмотрения заявления Лядовой Н.В. комиссией Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми по оказанию государственной социальной помощи принято решение о заключении с заявителем социального контракта о предоставлении единовременной выплаты в размере 178 469 руб, подготовлен проект социального контракта, от подписания которого Лядова Н.В. отказалась.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 8, 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", проанализировав Порядок предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 30 июня 2021 года N 441-п, исходил из того, что решение о назначении истцу государственной социальной помощи по социальному контракту принято ответчиком с соблюдением установленных требований. Программа социальной адаптации разработана Территориальным управлением Министерства социального развития Пермского края по г. Перми на основании заявления истца и листа собеседования, подписанного заявителем Лядовой Н.В. Несогласие истца с суммой единовременной выплаты в размере 178 469 руб. и несоответствие указанной суммы расходам, заявленным в бизнес-плане, не могут являться основанием для признания незаконными решения комиссии и программы социальной адаптации. В данном случае размер государственной социальной помощи определен ответчиком с учетом целей повышения качества жизни заявителя, преодоления трудной жизненной ситуации и улучшения материального положения истца, исходя из существующих цен на заявленное оборудование и технику.
Кроме того, суд первой инстанции признал обоснованными доводы ответчика о том, что в соответствии с вышеуказанным Порядком обжалованию подлежит решение об отказе в предоставлении государственной социальной помощи, тогда как в данном случае ответчиком принято решение о назначении государственной социальной помощи; законом возможность оспаривания такого решения, в том числе в части суммы единовременной выплаты, не предусмотрена; программа социальной адаптации как таковым договором, который может быть оспорен его стороной, не является, составление листа согласования свидетельствует о том, что перечень мероприятий по преодолению трудной жизненной ситуации согласован с заявителем; определение суммы единовременной выплаты является прерогативой органа социальной защиты населения, обязанность по заключению социального контракта на иную сумму не может быть возложена в судебном порядке.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, отменяя решение суда, и принимая новое решение об удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 3, 12 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Порядком предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 30 июня 2021 года N 441-п, исходил из того, что судом первой инстанции не принято во внимание, что истцом при обращении в суд обжалованы действия территориального исполнительного органа государственной власти Пермского края, что допускается в соответствии с положениями статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации; право заявителя на обжалование действий (бездействия) территориальных управлений Министерства, Министерства, а также должностных лиц, государственных гражданских служащих вышеуказанных органов при предоставлении государственной услуги по предоставлению государственной социальной помощи на основании социального контракта установлено пунктом 5.1 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по предоставлению государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденного приказом Министерства социального развития Пермского края от 23 сентября 2016 года N СЭД-33-01-03-565.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь Порядком предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 30 июня 2021 года N 441-п, Положением о комиссии по оказанию государственной социальной помощи, срочной социальной услуги в виде материальной помощи, натуральной и иной социальной помощи, утвержденным приказом территориального управления Министерства социального развития Пермского края по городу Перми от 20 января 2022 года N 39, Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по предоставлению государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденным приказом Министерства социального развития Пермского края от 23 сентября 2016 года N СЭД-33-01-03-565, пришел к выводу о том, что комиссия, принимающая решение о предоставлении социальной выплаты, не вправе изменять размер социальной выплаты ввиду признания завышенным размера расходов, указанных в бизнес-плане заявителя в качестве необходимых; в нарушение установленного порядка ответчиком не представлено доказательств привлечения истца к разработке программы социальной адаптации.
Давая правовую оценку программе социальной адаптации заявителя Лядовой Н.В, суд апелляционной инстанции указал, что данная программа представлена на утверждение комиссии 25 января 2023 года, утверждена исполняющим обязанности начальника территориального органа Министерства социального развития Пермского края в тот же день, из чего следует, что на момент утверждения ее комиссией программа социальной адаптации уже содержала смету расходов, из которой и был определен размер социальной выплаты, что, в свою очередь, опровергает доводы ответчика об определении размера социальной выплаты именно комиссией в рамках предоставленных полномочий.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что порядок предоставления истцу государственной социальной помощи ответчиком нарушен, что свидетельствует о наличии оснований для признания действий в оспариваемой части незаконными, и возложении на ответчика обязанности по выплате истцу государственной социальной помощи в виде единовременной выплаты в сумме 350 000 руб. Указанная сумма является предельной по рассматриваемому виду выплаты, соответствует размеру расходов, указанных в представленном истцом бизнес-плане в качестве необходимых для выхода из сложной жизненной ситуации. Доказательств достижения истцом целей государственной социальной помощи при определении размера социальной выплаты в меньшем размере ответчиком не представлено.
Установив, что соответствие истца требованиям, предъявляемым к получателям социальной помощи, ответчиком не оспаривается, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что права истца подлежат восстановлению путем заключения с ней социального контракта на заявленную сумму.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон "О государственной социальной помощи").
В абзаце восьмом статьи 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации. Программа социальной адаптации - разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, и определенные такой программой виды, объем и порядок реализации этих мероприятий.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Согласно частям 1 - 3 статьи 8.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 данного Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 3) виды и размер государственной социальной помощи; 4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.
К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
Порядок предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта утвержден постановлением Правительства Пермского края от 30 июня 2021 года N 441-п (далее - Порядок).
Согласно пункту 1.2 Порядка (нормы приведены в редакции на момент обращения истца с заявлением о получение социальной помощи), условием заключения социального контракта с гражданами является наличие у них по независящим причинам среднедушевого дохода ниже величины прожиточного минимума, установленного в Пермском крае.
Подпунктом 1.5.2 пункта 1.5 Порядка предусмотрено, что к социальному контракту, на основании которого гражданам оказывается государственная социальная помощь, прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.
Орган социальной защиты населения заключает с гражданином социальный контракт на следующий срок:по мероприятию, указанному в пункте 1.5.2 настоящего Порядка - осуществление предпринимательской деятельности, - не более чем на 12 месяцев (пункт 1.8 Порядка).
При оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта с целью оценки эффективности реализации мероприятий, указанных в пункте 1.5 настоящего Порядка, в социальном контракте указываются следующие требования к конечному результату по мероприятию, указанному в пункте 1.5.2 настоящего Порядка:регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход (в случае отсутствия такой регистрации на дату заключения социального контракта); повышение денежных доходов гражданина (семьи гражданина) по истечении срока действия социального контракта (пункт 1.10 Порядка).
Согласно пункту 1.11 Порядка органом социальной защиты населения осуществляется ежемесячный контроль за выполнением гражданином обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракт.
На основании пункта 1.14 Порядка в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта орган социальной защиты населения по мероприятию, указанному в пункте 1.5.2 настоящего Порядка, обязан:
оказывать совместно с органами государственной власти Пермского края, уполномоченными в сфере регулирования малого и среднего предпринимательства, уполномоченными в сфере сельского хозяйства, органами занятости населения, органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и организациями инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства содействие гражданину в создании условий для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности;
возместить гражданину расходы, связанные с постановкой на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход, в размере фактически понесенных расходов, но не более 5% суммы, выделенной гражданину в рамках социального контракта;
осуществлять гражданину денежную выплату с целью осуществления им предпринимательской деятельности, в том числе являющемуся самозанятым в соответствии с условиями социального контракта, единовременно не более 350000 руб. на одного предпринимателя или самозанятого гражданина для ведения предпринимательской деятельности, в том числе для закупки оборудования, создания и оснащения дополнительных рабочих мест, при условии соблюдения требований федеральных законов "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход";
оплатить расходы гражданину на прохождение профессионального обучения или дополнительного профессионального образования (не более 30000 руб. за курс обучения), если указанное обязательство установлено социальным контрактом; направлять гражданина в организации инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для получения консультационной поддержки по вопросам осуществления предпринимательской деятельности, при необходимости также направлять гражданина на прохождение обучения предпринимательским компетенциям, проводимого организациями инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках реализации мероприятий национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".
Согласно пункту 1.15 Порядка, в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданин, с которым заключен социальный контракт по мероприятию, указанному в пункте 1.5.2 настоящего Порядка, обязан в том числе представить в орган социальной защиты населения документы, подтверждающие факт расходования средств, с целью постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход; при необходимости приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, получить лицензии на программное обеспечение и (или) на осуществление отдельных видов деятельности в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (не более 10% назначаемой выплаты), принять имущественные обязательства (не более 15% назначаемой выплаты), необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и представить в орган социальной защиты населения подтверждающие документы.
На основании пункта 2.1 Порядка, для получения государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданин представляет в письменной форме в орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Пермском крае (далее - МФЦ) либо в электронной форме через Единый портал государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru (далее - Единый портал) заявление об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - заявление) от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи.
В заявлении указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем гражданину (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи". Заявление заполняется по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку. К заявлению прилагаются письменные согласия или согласия в форме электронного документа совершеннолетних членов семьи гражданина или их законных представителей на обработку персональных данных (при наличии таких лиц). Для получения государственной социальной помощи на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности дополнительно к документам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, гражданином представляется бизнес-план.
Согласно пункту 2.9 Порядка, специалист органа социальной защиты населения после получения заявления и документов, предусмотренных в пунктах 2.1, 2.2, 2.6 настоящего Порядка, в ходе собеседования с заявителем заполняет лист собеседования по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку, в который со слов заявителя вносится информация о проблемах семьи, ее возможностях по выходу из трудной жизненной ситуации. Собеседование проводится в течение 5 рабочих дней со дня подачи заявления в орган социальной защиты.
На основании заявления, листа собеседования органом социальной защиты населения совместно с гражданином разрабатывается программа социальной адаптации, включающая мероприятия, которые направлены на преодоление трудной жизненной ситуации малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина) на период действия социального контракта (пункт 2.10 Порядка).
Программа социальной адаптации разрабатывается органом социальной защиты населения совместно с заявителем и при необходимости с органами и организациями, предусмотренным названным Порядком (пункт 2.11 Порядка).
Согласно пункту 2.12 Порядка, в программе социальной адаптации указываются обязательные для реализации гражданином на основании социального контракта мероприятия, указанные в пункте 1.5 настоящего Порядка, и сроки их выполнения.
Согласно пункту 2.13 Порядка, орган социальной защиты населения рассматривает документы, указанные в пункте 2.9 настоящего Порядка, и принимает решение о назначении (об отказе в назначении) государственной социальной помощи на основании социального контракта в срок, обеспечивающий соблюдение срока для направления гражданину уведомления о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении, предусмотренного пунктом 2.15 настоящего Порядка.
Решение о назначении (об отказе в назначении) государственной социальной помощи на основании социального контракта оформляется протоколом, который подписывается руководителем органа социальной защиты населения.
В решении о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта указываются вид, размер и срок предоставления государственной социальной помощи.
Уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении направляется в письменной форме гражданину органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина не позднее чем через 10 дней после обращения гражданина и представления им необходимых документов (пункт 2.15).
Социальный контракт с прилагаемой к нему программой социальной адаптации подписывается руководителем органа социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина (пункт 2.16 Порядка).
Предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта осуществляется путем перечисления органом социальной защиты населения денежных средств на открытые в кредитной организации банковские счета гражданина или доставки ему через отделения федеральной почтовой службы или иные организации, осуществляющие доставку выплат, в соответствии с программой социальной адаптации (пункт 2.18 Порядка).
Орган социальной защиты населения осуществляет сопровождение социального контракта и ежемесячный контроль за выполнением мероприятий программы социальной адаптации на всех этапах, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта гражданину (пункт 3.3 Порядка).
Приказом территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми от 20 января 2022 года N 39 утверждено Положение о работе и составе комиссий при территориальном управлении, в частности Положение и состав комиссии по предоставлению государственной социальной помощи, срочной социальной услуги в виде материальной помощи, натуральной и иной помощи (приложение N 2) (далее - Положение).
Согласно Положению, задача комиссии- принятие обоснованного коллегиального решения об оказании государственной помощи на основании социального контракта.
В функции комиссии входит оценка ситуации, изложенной в заявлении и пакете документов гражданина, о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Из приведенных норм права следует, что заключение социального контракта направлено на стимулирование активных действий граждан по преодолению трудной жизненной ситуации. При этом гражданин, получивший выплату, связан обязательствами социального контракта, по которому должен освоить выделенные государством целевые средства для своей предпринимательской деятельности, в последующем предоставить уполномоченному органу отчет об использовании этих средств.
К социальному контракту, на основании которого гражданам оказывается государственная социальная помощь (в данном случае на осуществление предпринимательской деятельности), прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, которая разрабатывается органом социальной защиты населения совместно с заявителем.
В целях оказания государственной социальной помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности орган социальной защиты населения осуществляет гражданину денежную выплату в соответствии с условиями социального контракта, единовременно не более 350 000 руб. на одного предпринимателя.
При этом социальный контракт - это государственная социальная помощь, в рамках которой предоставляются бюджетные денежные средства, в данном случае на осуществление предпринимательской деятельности, при этом обязанность произвести денежную выплату именно в размере 350 000 руб. не предусмотрена.
Решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) государственной социальной помощи на основании социального контракта принимает комиссия по предоставлению государственной социальной помощи, созданная при органе социальной защиты населения.
Приведенные нормы права суд апелляционной инстанции применил неправильно, вследствие чего сделал ошибочные выводы о наличии правовых оснований для удовлетворения требований Лядовой Н.А.
Приходя к выводу об удовлетворении требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что комиссия, принимающая решение о предоставлении социальной выплаты, не вправе изменять размер социальной выплаты ввиду признания завышенным размера расходов, указанных в бизнес-плане заявителя в качестве необходимых; сведений о привлечении истца к разработке программы социальной адаптации в материалах дела не имеется.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции не учел, что в соответствии с названным Порядком, размер социальной выплаты по социальному контракту в целях оказания государственной социальной помощи на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности определяется исходя из целей социального контракта, с учетом целей и задач предпринимательской деятельности, исходя из существующих цен на заявленное оборудование и технику.
Само по себе несогласие истца с суммой единовременной выплаты, её несоответствие расходам, заявленным в бизнес-плане, не может являться основанием для признания решения комиссии незаконным, признания программы социальной адаптации недействительной.
Суд апелляционной инстанции не принял во внимание, что в полномочия комиссии по предоставлению государственной социальной помощи, созданной при органе социальной защиты населения, входит принятие решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта, в том числе в полномочия комиссии входит определение суммы социальной помощи, определенной с учетом целей социального контракта, исходя из существующих цен на заявленное оборудование и технику. Такая сумма единовременно может составить не более 350 000 руб. на одного предпринимателя, но может быть ниже 350 000 руб. с учетом целей социального контракта.
Судами установлено, что в качестве направления предполагаемой деятельности истцом указано осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, представлен бизнес-план по открытию "Юридического центра".
Истцом определен общий размер инвестиционных расходов на сумму 354 537, 86 руб, в том числе аренда помещения (6 месяцев аренды) - 51 000 руб, ноутбук - 119 990 руб, стол - 15 740 руб, компьютерное кресло - 11 487 руб, диван для посетителей - 26 600 руб, тумба офисная - 5412 руб, стеллаж для хранения документов - 11 262 руб, принтер (МФУ) - 50 500 руб, установка правовой базы "Консультант" (4 месяца) - 42 479, 28 руб, сотовая связь/интернет - 8 400 руб. (12 месяцев), канцтовары - 11 667, 58 руб.
Согласно выписке из протокола N 7 от 25 января 2023 года заседания Комиссии, на заседание было принято решение о корректировке суммы государственной социальной помощи на основании положений пункта 1.15.3 Порядка до 178 469 руб. в соответствии со следующей сметой затрат: ноутбук - 50 000 руб, стол - 15 740 руб, компьютерное кресло - 7 000 руб, стулья для посетителей - 10 000 руб, офисная тумба - 5 412 руб, стеллаж для хранения документов - 11 262 руб, принтер - 30 000 руб, канцтовары - 11 667, 58 руб, правовая база "Консультант" - 14 108, 16 руб, аренда помещения - 23 278, 46 руб.
В обоснование сметы представителем ответчика в судебное заседание представлены скриншоты с распечатками предложений по продаже техники и оборудования.
Таким образом, неправильно применив приведенные нормы права, суд апелляционной инстанции не учел, что в данном случае размер государственной социальной помощи определен ответчиком с учетом целей и задач предоставляемых мер социальной поддержки.
Приобретение дорогостоящего оборудования в рамках социального контракта на осуществление предпринимательской деятельности не отвечает целям социального контракта, по которому предоставляются бюджетные денежные средства.
Не может быть признан правомерным вывод суда апелляционной инстанции о том, что сведений о привлечении истца к разработке программы социальной адаптации в материалах дела не имеется, поскольку данный вывод не соответствует фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, и основан на неправильном применении норм материального права.
Приходя к выводу о том, что сведений о привлечении истца к разработке программы социальной адаптации в материалах дела не имеется, суд апелляционной инстанции не учел, что Лядова Н.В. представила в орган социальной защиты населения заявление об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, предоставила свой бизнес-план, в этот же день с Лядовой Н.В. проведена беседа, по результатам которой оформлен лист собеседования, лист собеседования был согласован с Лядовой Н.В. и подписан последней, на основании данных документов и была разработана социальная программа адаптации, в этой связи вопреки выводам суда апелляционной инстанции программа социальной адаптации была разработана Территориальным управлением Министерства социального развития Пермского края по г. Перми совместно с Лядовой Н.В.
С учетом изложенного, выводы суда апелляционной инстанции об удовлетворении требований Лядовой Н.В. нельзя признать законными, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Между тем суд первой инстанции, рассматривая исковые требования Лядовой Н.В, установилюридически значимые обстоятельства для правильного разрешения спора, дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, правильно применил нормы материального права, в связи с чем пришел к обоснованному выводу о том, что в данном случае решение о назначении государственной социальной помощи истцу на основании социального контракта принято ответчиком с соблюдением установленных требований; программа социальной адаптации разработана Территориальным управлением Министерства социального развития Пермского края по г. Перми на основании заявления истца и листа собеседования, подписанного заявителем Лядовой Н.В.; несогласие истца с суммой единовременной выплаты в размере 178 469 руб, несоответствие указанной суммы заявленным в бизнес-плане расходам не является основанием для признания решения комиссии незаконным, а программы социальной адаптации недействительной. В данном случае размер государственной социальной помощи определен ответчиком с учетом целей и задач предоставляемых мер социальной поддержки.
С учетом изложенного у суда апелляционной инстанции не имелось предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Лядовой Н.В. и принятия нового решения об удовлетворении иска.
Таким образом, обжалуемое апелляционное определение нельзя признать законным, оно основано на неправильном применении норм материального права, выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, что согласно статье 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанного судебного постановления и оставления в силе решения суда первой инстанции, разрешившего спор в соответствии с установленными обстоятельствами и подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 21 сентября 2023 года отменить.
Оставить в силе решение Ленинского районного суда города Перми от 05 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.