Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Зеленовой Е.Ф, Руновой Т.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2400/2023 по иску Ананьева Сергея Александровича к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о присвоении звания "Ветеран труда", по кассационной жалобе Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14 ноября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, выслушав возражения представителя Ананьева С.А. - Никифоровой С.К. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Ананьев С.А. обратился в суд с иском к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о присвоении звания "Ветеран труда".
В обоснование исковых требований указал, что приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29 марта 2019 года N 233-лс он награжден знаком "Отличник разведки недр", приказом Министерства энергетики РФ от 24 мая 2021 года N 47п награжден Почетной грамотой. Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры отказал ему в присвоении звания "Ветеран труда". Отказ в присвоении звания "Ветеран труда" считает незаконным, поскольку его право вытекает из положений статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06 июня 2005 года N 103-п "Об утверждении Перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и Перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".
Решением Ханты-Мансийского районного суда от 22 июня 2023 года в удовлетворении исковых требований Ананьева С.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14 ноября 2023 года решение Ханты-Мансийского районного суда от 22 июня 2023 года отменено, принято новое решение, которым признано незаконным решение Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07 декабря 2021 года об отказе в присвоении Ананьеву С.А. звания "Ветеран труда"; на Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры возложена обязанность присвоить Ананьеву С.А. звание "Ветеран труда".
В кассационной жалобе представитель Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права.
Истец Ананьев С.А, представитель Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в судебное заседание кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с частью 3 статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного постановления.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 марта 2019 года N 233-лс истец награжден знаком "Отличник разведки недр".
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 мая 2021 года N 47п истец за большой личный вклад в развитие топливно-энергетического комплекса, многолетний добросовестный труд награжден Почетной грамотой Министерства энергетики Российской Федерации.
27 октября 2021 года истец обратился в уполномоченный орган с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда", в присвоении которого ему было отказано по тому основанию, что представленные почетная грамота и нагрудный знак не являются ведомственными знаками отличия, которые предоставляют право на присвоение указанного звания (письмо Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры N 15-Исх-20861 от 09 декабря 2021 года (протокол N 45 от 07 декабря 2021 года).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", частью 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости", приказом Минэнерго Российской Федерации от 17 февраля 2017 года N 108 "О ведомственной награде Министерства энергетики Российской Федерации", приказом Минприроды России от 16 февраля 2011 года N 36 "Об учреждении ведомственных знаков отличия Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации", приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 23 октября 2017 года N 999 "О ведомственных наградах Министерства энергетики Российской Федерации", исходил из того, что нагрудный знак "Отличник разведки недр" на момент награждения истца не являлся ведомственным знаком отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет, предусматривает условие награждения при работе не менее 10 лет. Почетная грамота Министерства энергетики Российской Федерации на момент награждения истца не являлась ведомственным знаком отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет, предусматривает условие награждения при работе не менее 5 лет.
Установив, что нагрудный знак "Отличник разведки недр" включен в перечень ведомственных наград, утвержденных постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 июня 2005 года N 103-п "Об утверждении перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"? суд первой инстанции исходил из того, что данный перечень сформирован и утвержден во исполнение части 4 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", подпункта 2 пункта 4 статьи 1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 ноября 2006 года N 115-03 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" и относится к ведомственным знакам отличия в труде, полученным до 30 июня 2016 года. По мнению суда первой инстанции, применение данного перечня к ведомственным наградам, врученным после указанной даты, противоречит порядку и основаниям присвоения звания "Ветеран труда", установленным федеральным законодательством; в связи с изменением закона с 01 июля 2016 года Почетная грамота Минэнерго РФ, равно как и нагрудный знак "Отличник разведки недр" не порождают у награжденных ими лиц право на присвоение звания "Ветеран труда".
Учитывая, что истец награжден почетной грамотой и наградным знаком после 30 июня 2016 года, иных наград, предусмотренных статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" у Ананьева С.А. не имеется, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчик правомерно отказал истцу в присвоении звания "Ветеран труда", а основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, отменяя решение суда и принимая новое решение об удовлетворении заявленных истцом требований о признании незаконным решения Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07 декабря 2021 года об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" с возложением на Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры обязанности присвоить звание "Ветеран труда", суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 7, 10 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", исходил из того, что федеральное законодательство не предполагает возможным присвоение звания "Ветеран труда" с учетом нагрудного знака "Отличник разведки недр". Между тем согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06 июня 2005 N 103-п утвержден Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", которым предусмотрен нагрудный знак "Отличник разведки недр".
По мнению суда апелляционной инстанции, законодатель Ханты-Мансийского автономного округа - Югры признал нагрудный знак "Отличник разведки недр" ведомственным знаком отличия в труде, являющимся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", то истец, награжденный знаком отличия "Отличник разведки недр", имеет право на присвоение звания "Ветеран труда".
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждаются доказательствами, представленными в материалы дела, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод кассационной жалобы о том, что имеющиеся у истца награды не дают права на присвоение звания "Ветеран труда", являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 1.1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах").
Согласно пункту 4 статьи 7 указанного закона порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 10 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. В дополнение к мерам социальной поддержки, установленным статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Дополнительные меры социальной поддержки, установленные в соответствии с настоящим пунктом, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, законодатель субъекта Российской Федерации вправе утверждать Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда".
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06 июня 2005 N 103-п утвержден Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда" и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда", которым предусмотрен нагрудный знак "Отличник разведки недр".
Учитывая, что "Перечнем наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда" и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда", утвержденным постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06 июня 2005 года N 103-п, предусмотрен нагрудный знак "Отличник разведки недр", суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что истец, награжденный знаком "Отличник разведки недр" в 2019 году, имеет право на присвоение звания "Ветеран труда".
Действительно на федеральном уровне граждане, награжденные нагрудным знаком "Отличник разведки недр", к категории лиц, имеющих право на присвоение звания "Ветеран труда", не отнесены.
Возможность расширения перечня ведомственных знаков отличия в труде и категорий лиц, дающих право на присвоение звания ветерана труда, определена федеральным законодательством, в соответствии с которым реализация государственной политики в отношении ветеранов на основании статьи 9 Федерального закона "О ветеранах" осуществляется и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе, исходя из предоставленных полномочий определять порядок и условия присвоения этого звания, исходя из экономических, политических, социальных условий функционирования субъекта Российской Федерации.
Соответственно, Ханты-Мансийский автономный округ - Югры как субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные категории званий, знаков отличия и иных оснований для расширения круга лиц, которым может быть присвоено звание "Ветеран труда". Такое регулирование представляет собой установление дополнительных льготных условий к условиям, установленным федеральным законом, что является исключительной прерогативой регионального законодателя, а такие дополнительные меры социальной поддержки, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Исходя из того, что вопросы социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации, а также порядок и условия присвоения указанного звания.
Каких - либо специальных условий, определяющих порядок присвоения звания "Ветеран труда" для лиц, награжденных знаком "Отличник разведки недр" после 30 июня 2016 года ни Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 ноября 2006 года N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", ни в постановлении Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06 июня 2005 года N 103-п, утвердившим Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда" и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда, не предусмотрено.
Ссылки в кассационной жалобе на судебную практику по иным делам являются несостоятельными, поскольку судами при вынесении судебного акта учитываются обстоятельства каждого конкретного дела и представленные в обоснование заявленных требований доказательства.
Судебная практика не является формой права и высказанная в ней позиция конкретного суда не является обязательной для применения другими судами при разрешении внешне тождественных дел, поэтому ссылка на судебную практику с другими фактическими обстоятельствами, не свидетельствует о неправильном применении норм материального права судами.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судами норм материального и процессуального права, не опровергают правильность выводов судов и законность принятых ими судебных постановлений.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.