Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чаус И.А, судей Зориной С.А, Малоедовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по кассационной жалобе администрации Лысьвенского городского округа на решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 10 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 21 сентября 2023 года, вынесенные по гражданскому делу N 2-940/2023 по иску Лысьвенского городского прокурора в интересах Трифонова Антона Сергеевича к администрации Лысьвенского городского округа о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда, Заслушав доклад судьи Зориной С.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, возражения прокурора Кустикова А.Г, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лысьвенский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Трифонова А.С. к администрации Лысьвенского городского округа с иском о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда, благоустроенного применительно к условиям г. Лысьвы и отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, находящегося на территории г. Лысьва.
В обоснование исковых требований указано, что Трифонов А.С. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет и на 26 мая 2021 года зарегистрирован по адресу: "данные изъяты" в жилье, которое является муниципальным. Заключением начальнику ТУ Минсоцразвития Пермского края по Лысьвенскому городскому округу от 26 мая 2016 г. установлен факт невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении ввиду недостаточной площади жилого помещения. Трифонов А.С. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений Лысьвенского городского округа. Трифонову А.С. по достижению возраста 18 лет должно было быть предоставлено жилое помещение из специализированного жилищного фонда. Однако жилым помещением Трифонов А.С. не обеспечен до настоящего времени.
Решением Лысьвенского городского суда Пермского края от 10 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 21 сентября 2023 года исковые требования удовлетворены. Судом постановлено: "Обязать администрацию Лысьвенского городского округа Пермского края предоставить Трифонову Антону Сергеевичу на территории города Лысьвы по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания в виде жилого дома или квартиры, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, общей площадью не менее 28 квадратных метров."
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты, ссылаясь на их незаконность.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, о причинах неявки не сообщили. При этом информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав мнение прокурора, проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии установленных частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Трифонов А.С. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
С 02 июня 2015 года Трифонов А.С. находился на полном государственном обеспечении в ГКОУПК "Детский дом" г. Горнозаводска.
С 28 марта 2003 года Трифонов С.В. значится зарегистрированным по месту жительства по адресу: "данные изъяты".
В отношении указанного помещения имеется заключение Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Лысьвенскому городскому округу от 26 мая 2016 года N47 об установлении факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, поскольку общая площадь, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения.
На основании решения Комиссии по опеке и попечительству Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Лысьвенскому городскому округу от 27 мая 2016 года N17 Трифонов С.В, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения.
Жилья Трифонов А.С. в собственности не имеет, а также не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о возложении обязанности на ответчика по предоставлению Трифонову А.С. благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, суд первой инстанции, руководствовался ч.1 ст.40 Конституции Российской Федерации, ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч. 1 ст. 3, Закона Пермского края от 10 мая 2017 г. N 88-ПК "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и исходил из того, что на момент рассмотрения настоящего дела Трифонов С.В. обладает статусом лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, достиг возраста 18 лет, не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, имеет право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
С такими выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов первой и апелляционной инстанции основаны на исследовании представленных доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам права, регулирующим возникшие отношения.
При рассмотрении дела судами правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, приняты необходимые меры для выяснения прав и обязанностей сторон, бремя доказывания между сторонами распределено правильно, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, требованиям закона и в кассационной жалобе не опровергнуты.
Доводы кассационной жалобы необходимости определения в решении суда срока для его исполнения до 01 июля 2024 г, о том, что судами оставлен без внимания и правовой оценки порядок формирования и распределения соответствующему бюджету субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению указанной категории граждан жилыми помещениями, о необходимости соблюдения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", о наличии на исполнении администрации Лысьвенского городского округа вступивших в законную силу решений суда в отношении иных лиц, следует отклонить.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 указанной статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7 статьи 8 Закона).
Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
При этом срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, в законе не указан, что не может толковаться иначе как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, указание в решении конкретного срока исполнения решения суда являлось бы снижением уровня правовых гарантий, закрепленных законодательством в отношении данной категории граждан, нуждающейся в особой защите со стороны государства.
Вопреки доводам кассационной жалобы, приведенные правовые нормы не ставят реализацию права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение дополнительных мер социальной поддержки от государства в зависимость от наличия финансовых средств для приобретения жилого помещения, необходимости соблюдения какого-либо порядка, а также от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом.
По существу доводы кассационной жалобы направлены на установление иных обстоятельств и переоценку доказательств, которым судом первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не могут служить основанием в пределах действия статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке.
Таким образом, принятые судебные акты сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 10 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 21 сентября 2023 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Лысьвенского городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.