Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чаус И.А, судей Зориной С.А, Малоедовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по кассационным жалобам общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнерго-Комфорт", Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края на решение Губахинского городского суда Пермского края от 17 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 16 ноября 2023 года, вынесенные по гражданскому делу N 2-560/2023 по иску прокурора г. Гремячинска в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Теплоэнерго-Комфорт" о возложении обязанности произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению за период с декабря 2022 года по февраль 2023 года, Заслушав доклад судьи Зориной С.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, возражения прокурора Кустикова А.Г, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Гремячинска обратился в суд с иском к ООО "Теплоэнерго-Комфорт", с учетом уточнения, о возложении обязанности произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению за период с декабря 2022 года по февраль 2023 года потребителям коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии г. Гремячинска, с учетом недопустимости превышения предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, установленного для Губахинского муниципального округа Указом Губернатора Пермского края от 22 ноября 2022 N 109.
В обоснование исковых требований указано, что по многочисленным обращениям жителей многоквартирных домов по адресам: ул. Ленина, 282, ул. Ушакова, 20, ул. Свердлова, 5, ул. Республиканская, 7 г. Гремячинска проведена проверка исполнения ООО "Теплоэнерго-Комфорт" законодательства в сфере ЖКХ, в ходе которой установлены нарушения закона при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению жителям многоквартирных домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии. При этом, ответчик являлся получателем субсидии на возмещение недополученных доходов юридическим лицам, являющимся исполнителями коммунальных услуг, в связи с изменением размера платы граждан за коммунальные услуги.
При расчете платы за коммунальную услугу по отоплению за декабрь 2022 года, январь, февраль 2023 года для потребителей коммунальных услуг, проживающих в жилых помещениях многоквартирных домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета, ответчиком не применены исключения, установленные пп. "в" п. 5 Основ формирования индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. N 400, в силу которых предельный индекс подлежал определению с учетом разницы в размере платежей, возникшей вследствие прекращения предоставления субсидии.
Данное обстоятельство повлекло необоснованное повышение размера платы за коммунальные услуги выше предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы, установленного для Губахинского муниципального округа Пермского края.
Решением Губахинского городского суда Пермского края от 17 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 16 ноября 2023 года исковые требования удовлетворены. Судом постановлено: "Обязать общество с ограниченной ответственностью ООО "Теплоэнерго-комфорт" произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению за период с декабря 2022 года по февраль 2023 года потребителям коммунальной услуги по отоплению, проживающим в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии г. Гремячинска, с учетом недопустимости превышения предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, установленного для Губахинского муниципального округа Указом Губернатора Пермского края от 22 ноября 2022 N 109.".
В кассационных жалобах заявители просят отменить судебные акты, ссылаясь на их незаконность.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, о причинах неявки не сообщили. При этом информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав мнение прокурора, проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии установленных частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой города Гремячинска по обращениям жителей многоквартирных домов, расположенных по адресам: ул. Ленина, 282, ул. Ушакова, 20, ул. Свердлова, 5, ул. Республиканская, 7 г. Гремячинска, проведена проверка исполнения ООО "Теплоэнерго-Комфорт" жилищного законодательства, в ходе которой установлено превышение предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался пунктом 11 части 1 статьи 4, ст.ст. 153, 154, 157, 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27 ноября 2019 N СЭД-24-02-46-133, с учетом изменений, внесенных Приказом Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 30 сентября 2021 N 46-02-04-62, Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. N 400, Указом Губернатора Пермского края от 14 декабря 2021 N 175 "Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Пермского края на период с 01 января 2022 года по 31 декабря 2023 года", и пришел к выводу о повышении размера платы за коммунальные услуги выше предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы, установленного для г. Гремячинска, что привело к нарушению прав жителей многоквартирных домов и возложению на них обязанности по оплате коммунальной услуги в необоснованно завышенном размере.
С такими выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов первой и апелляционной инстанции основаны на исследовании представленных доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам права, регулирующим возникшие отношения.
При рассмотрении дела судами правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, приняты необходимые меры для выяснения прав и обязанностей сторон, бремя доказывания между сторонами распределено правильно, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, требованиям закона и в кассационной жалобе не опровергнуты.
Доводы кассационной жалобы ООО "Теплоэнерго-Комфорт" о том, что при начислении платы услуги по отоплению населению заявитель руководствовался Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354, в которых для начисления услуги отопления применяется формула: Р = S х N х Т, в формуле отсутствуют какие-либо дополнительные предельные индексы, они были заложены Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края в утвержденный с 01 декабря 2022 года тариф на тепловую энергию, допустимый рост индекса платы определяется регулятором тарифов и нормативов, а не исполнителем услуги, необходимости учета совокупности коммунальных платежей, основанием к отмене судебных актов не является.
В силу ч. 2 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Согласно частям 1 и 2 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), установленных на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Принципы и порядок расчета, утверждения и применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях определены Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 400.
Как следует из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 марта 2011 г. N 2-П, введение предельных уровней тарифов направлено на противодействие монополизации и недобросовестной конкуренции, выступает государственной гарантией доступности поставляемых ресурсов для потребителей, прежде всего для населения, препятствует экономически не обоснованному росту тарифов, предполагает возможность установления льготных тарифов и тем самым призвано не допустить резкого ухудшения социального положения граждан.
Указом Губернатора Пермского края от 22 ноября 2022 N 109 "Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Пермского края на период с 01 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года" утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Пермского края на период с 01 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года, в соответствии с которыми для Губахинского городского округа составили в ноябре 2022 года 6, 4 %, в декабре 2022 года 11 %, феврале 2023 года 0%.
При этом Постановлением Правительства Пермского края от 11 ноября 2021 N 862-п утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов юридическим лицам, являющимся исполнителями коммунальных услуг, в связи с изменением размера платы граждан за коммунальные услуги, связанным в т.ч. с приведением исполнителем коммунальной услуги фактического размера совокупного платежа граждан за жилищно-коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами.
Правильное применение приведенных положений, установленные судами обстоятельства существенного превышения утвержденных предельных индексов изменения размера платы за коммунальные услуги, расчет которых произведен исходя из совокупности коммунальных платежей, при отсутствии сведений о снижении платы за другие коммунальные услуги, позволили судам прийти к обоснованному выводу о доказанности допущенных ответчиком нарушений законодательства при начислении платы за отопление и возложении на него соответствующей обязанности по устранению таких нарушений путем перерасчета.
При этом приводимые ответчиком доводы о неполучении в спорный период субсидии правомерно отклонены судом апелляционной инстанции с указанием на то, что данное обстоятельство не должно приводить к нарушению прав граждан.
Доводы кассационной жалобы Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края о недостоверности расчетов, не могут быть приняты во внимание, поскольку в отсутствие в материалах дела контррасчета не позволяют поставить под сомнение выводы судов.
Ссылка заявителя Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края на Постановление Правительства Пермского края от 27 сентября 2023 г. N 742-П, которым утвержден Порядок расчета и выплаты гражданам компенсации в случае превышения фактического увеличения размера платы за коммунальные услуги при использовании жилого помещения над размером установленного предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в соответствующем муниципальном образовании Пермского края, также является несостоятельной, в связи с тем, что указанное постановление вступило в силу с 01 января 2024 г. и на момент возникновения спорных правоотношений и вынесения обжалуемых судебных актов не действовало.
Доводы кассационной жалобы о том, что прокурором не подтверждены законность и обоснованность обращения в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, следует отклонить.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Выводы судов относительно права прокурора на обращение в суд с данным иском исчерпывающим образом мотивированы в судебных актах, оснований не согласиться с ними, судебная коллегия не усматривает.
Принятые по делу решение суда первой инстанции и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Губахинского городского суда Пермского края от 17 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 16 ноября 2023 года оставить без изменения, а кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнерго-Комфорт", Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.