Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Щербаковой Н.В, судей Ковалёвой Ю.В, Кудряшова В.К, при секретаре Матвеевой Е.И, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-4540/2023 по административному исковому заявлению акционерного общества "Береговой-Специализированный застройщик" о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость"
по апелляционной жалобе Правительства Москвы, Департамента экономической политики и развития города Москвы на решение Московского городского суда от 27 июля 2023 года, которым административные исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Ковалёвой Ю.В, объяснения представителя акционерного общества "Береговой-Специализированный застройщик" Бразевич В.В, представителя Правительства Москвы, Департамента экономической политики и развития города Москвы Малыгина А.А, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Смирновой М.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, размещённым 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и опубликованным 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67, утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1) (далее - Перечень).
Постановлениями Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП, от 28 ноября 2017 года N 911-ПП, от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП, от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП, от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП, от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП, от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП Перечень изложен в редакциях, действующих с 1 января 2017 года, с 1 января 2018 года, с 1 января 2019 года, с 1 января 2020 года, с 1 января 2021 года, с 1 января 2022 года и с 1 января 2023 года соответственно.
Под пунктами 17044, 17359, 18791, 1693, 17585, 16715 в Перечни соответственно на 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 и 2022 годы включено нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты":1235 площадью 1 728, 1 кв.м, расположенное по адресу: "данные изъяты", строение 2 (далее - здание 1).
Под пунктами 19722, 17581, 16711 в Перечни соответственно на 2020, 2021 и 2022 годы включено нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты":1229 площадью 209 кв.м, расположенное по адресу: "данные изъяты", строение 4 (далее - здание 2).
Под пунктами 11652, 17608 в Перечни соответственно на 2020 и 2021 годы включено нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты":75559 площадью 597, 1 кв.м, расположенное по адресу: "данные изъяты", строение 14 (далее - здание 3).
Под пунктами 5591, 17587 в Перечни соответственно на 2020 и 2021 годы включено нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты":1239 общей площадью 115, 7 кв.м, расположенное по адресу: "данные изъяты", строение 33 (далее - здание 4).
Под пунктами 11847, 17583 в Перечни соответственно на 2020, 2021 годы включено нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты":1232 площадью 37, 8 кв.м, расположенное по адресу: "данные изъяты", строение 39 (далее - здание 5).
Под пунктами 23588, 17607 в Перечни соответственно на 2020, 2021 годы включено нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты":7558 площадью 561, 1 кв.м, расположенное по адресу: "данные изъяты", строение 17а (далее - здание 6).
Под пунктами 11930, 17586 в Перечни соответственно на 2020, 2021 годы включено нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты":1238 площадью 658, 4 кв.м, расположенное по адресу: "данные изъяты", строение 10 (далее - здание 7).
Под пунктами 4719, 17584 в Перечни соответственно на 2020, 2021 годы включено нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты":1233 площадью 207, 3 кв.м, расположенное по адресу: "данные изъяты", строение 5а (далее - здание 8).
Под пунктами 10678, 17580 в Перечни соответственно на 2020, 2021 годы включено нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты":1228 площадью 173, 5 кв.м, расположенное по адресу: "данные изъяты", строение 13 (далее - здание 9).
Под пунктами 13685, 17582 в Перечни соответственно на 2020, 2021 годы включено нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты":1230 площадью 932, 8 кв.м, расположенное по адресу: "данные изъяты", строение 15 (далее - здание 10).
Под пунктами 11640, 17577 в Перечни соответственно на 2020, 2021 годы включено нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты":1154 площадью 540, 1 кв.м, расположенное по адресу: "данные изъяты", строение 16 (далее - здание 11).
Под пунктами 11599, 17605 в Перечни соответственно на 2020, 2021 годы включено нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты":7535 площадью 1292, 8 кв.м, расположенное по адресу: "данные изъяты", строение 21 (далее - здание 12).
Под пунктами 11801, 17599 в Перечни соответственно на 2020, 2021 годы включено нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты":4298 площадью 553, 7 кв.м, расположенное по адресу: "данные изъяты", строение 14а (далее - здание 13).
Под пунктами 1692, 17574, 16705, 15995 в Перечни соответственно на 2020, 2021, 2022 и 2023 годы включено нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты":1141 площадью 2939, 5 кв.м, расположенное по адресу: "данные изъяты", строение 9 (далее - здание 14).
Под пунктами 13683, 17575 в Перечни соответственно на 2020, 2021 годы включено нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты":1142 площадью 2149, 7 кв.м, расположенное по адресу: "данные изъяты", строение 12 (далее - здание 15).
Под пунктами 13684, 17579 в Перечни соответственно на 2020, 2021 годы включено нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты":1227 площадью 2342, 8 кв.м, расположенное по адресу: "данные изъяты", строение 11 (далее - здание 16).
Под пунктами 19721, 17576 в Перечни соответственно на 2020, 2021 годы включено нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты":1152 площадью 28127, 2 кв.м, расположенное по адресу: "данные изъяты", строение 1 (далее - здание 17).
Под пунктами 18736 в Перечни соответственно на 2020, 2021 годы включено нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты":4169 площадью 32184, 6 кв.м, расположенное по адресу: "данные изъяты" (далее - здание 18).
Под пунктом 18731 в Перечень на 2021 год включено нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты":4113 площадью 579, 9 кв.м, расположенное по адресу: "данные изъяты", сооружение 4 (далее - здание 19).
Под пунктами 23613, 18740 в Перечни соответственно на 2020, 2021 годы включено нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты":4400 площадью 8189, 9 кв.м, расположенное по адресу: "данные изъяты"/21 (далее - здание 20).
Под пунктами 14649, 17606 в Перечни соответственно на 2020, 2021 годы включено нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты":7547 площадью 30, 7 кв.м, расположенное по адресу: "данные изъяты", литер Б (далее - здание 21).
Под пунктами 19718, 17559 в Перечни соответственно на 2020, 2021 годы включено нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты":1028 площадью 345, 8 кв.м, расположенное по адресу: "данные изъяты", строение 17 (далее - здание 22).
Акционерное общество "Береговой-Специализированный застройщик" (далее - административный истец) обратилось в Московский городской суд с требованиями о признании недействующими перечисленных выше пунктов Перечней на 2017-2023 годы со времени начала соответствующих налоговых периодов, ссылаясь, что являлось собственником указанных выше зданий, которые согласно оспариваемым пунктам включены в Перечни, в связи с чем налоговое бремя административного истца существенно увеличилось, между тем названные строения не подлежали включению в Перечни, как не отвечающие признакам, которые определены статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон города Москвы N 64) и положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Московского городского суда от 27 июля 2023 года административное исковое заявление удовлетворено частично. Признаны недействующими пункты 19722, 11652, 5591, 11847, 23588, 11930, 4719, 10678, 13685, 11640, 11599, 11801, 1692, 13683, 13684, 19721, 23613, 14649, 19718 Перечня на 2020 год; признаны недействующими пункты 17581, 17608, 17587, 17583, 17607, 17586, 17584, 17580, 17582, 17577, 17605, 17599, 17574, 17575, 17579, 17576, 18736, 18731, 18740, 17606, 17559 Перечня на 2021 год; признаны недействующими пункты 16715, 16711, 16705 Перечня на 2022 год; признан недействующим пункт 15995 Перечня на 2023 год. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Правительство Москвы, Департамент экономической политики и развития города Москвы просят решение суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований отменить и отказать в удовлетворении административного иска в полном объёме, указывая на неправильное определение обстоятельств по делу, имеющих значение, неправильное применение и нарушение норм материального права, по доводам, аналогичным изложенным в суде первой инстанции; указывают на несостоятельность ссылки Московского городского суда на положения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 года N 46-П; указывают, на недоказанность административным истцом того факта, что подлежащая уплате сумма налога с учётом льготы, установленной частью 2.3 статьи 4.1 Закон города Москвы N 64, превышает сумму налога, исчисляемую от балансовой (среднегодовой) стоимости объектов и, как следствие, отсутствие нарушения прав и законных интересов административного истца; указывают, что суд первой инстанции не дал надлежащую оценку информации, размещённой в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", о размещении в спорных зданиях офисов организаций и торговых объектов.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой города Москвы представлены возражения.
В судебном заседании представитель Правительства Москвы, Департамента экономической политики и развития города Москвы на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Представитель административного истца просил решение суда в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Учитывая положения статей 150, 213, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на сайте Первого апелляционного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело при состоявшейся явке.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда в обжалуемой части отмене не подлежит, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, приходит к следующему.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Суд первой инстанции, проанализировав предписания подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (действующего на дату принятия Перечней на 2017-2023 годы), статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", сделал верное заключение о принятии оспариваемого нормативного правового акта (и последующих изменяющих его постановлений) уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений статьи 375, подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных данной статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в том числе в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
В пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемого в данной статье термина - "административно-деловой центр", под которым признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом в силу положений указанной статьи фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях данной статьи торговым центром (комплексом) признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", начиная с 1 января 2017 года налоговая база исходя из кадастровой стоимости определяется в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казённых учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешённого использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешённого использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административному истцу на праве собственности в юридически значимый период принадлежали здания 1-22, расположенные в границах земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты":12127, "данные изъяты":20, "данные изъяты":29, "данные изъяты":28.
Здания 1-22 включены в оспариваемые Перечни по критерию вида разрешённого использования земельных участков, на которых они расположены.
Земельные участки с кадастровыми номерами "данные изъяты":28, "данные изъяты":29 с 4 октября 2018 года по 31 марта 2020 гола имели вид разрешённого использования: "для эксплуатации зданий и сооружений под производственные, административные и хозяйственные цели", в дальнейшем на основании распоряжения Департамента городского имущества города Москвы в отношении данных земельных участков установлен вид разрешённого использования "дошкольное, начальное и среднее общее образование (3.5.1)".
Земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты":12127 в период с 4 октября 2018 года по 29 мая 2019 года имел вид разрешённого использования "для эксплуатации зданий и сооружений под производственные, административные и хозяйственные цели".
29 мая 2019 года в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты":12127 установлены виды разрешённого использования:
"2.6.0 - Размещение жилых домов, предназначенных для разделения на квартиры, каждая из которых пригодна для постоянного проживания (жилые дома высотой девять и выше этажей, включая подземные, разделённых на двадцать и более квартир); благоустройство и озеленение придомовых территорий; обустройство спортивных и детских площадок, хозяйственных площадок; размещение подземных гаражей и наземных автостоянок, размещение объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях многоквартирного дома в отдельных помещениях дома, если площадь таких помещений в многоквартирном доме не составляет более 15% от общей площади дома; 2.7.1.0 - Размещение отдельно стоящих и пристроенных гаражей, в том числе подземных, предназначенных для хранения личного автотранспорта граждан, с возможностью размещения автомобильных моек; 3.1.1 - Размещение объектов капитального строительства в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами, в частности: поставки воды, тепла, электричества, газа, предоставления услуг связи, отвода канализационных стоков, очистки и уборки объектов недвижимости (котельных, водозаборов, очистных сооружений, насосных станций, водопроводов, линий электропередач, трансформаторных подстанций, газопроводов, линий связи, телефонных станций, канализаций, стоянок, гаражей и мастерских для обслуживания уборочной и аварийной техники); 3.4.1.0 - Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания гражданам амбулаторно-поликлинической медицинской помощи (поликлиники, фельдшерские пункты, пункты здравоохранения, центры матери и ребенка, диагностические центры, молочные кухни, станции донорства крови, клинические лаборатории); 3.5.1.0 - Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для просвещения, дошкольного, начального и среднего общего образования (детские ясли, детские сады, школы, школы-интернаты, лицеи, гимназии, художественные, музыкальные школы, образовательные
кружки и иные организации, осуществляющие деятельность по воспитанию, образованию и просвещению); 4.1.0 - Размещение объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности); 4.4.0 - Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.м; 4.6.0 - Размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары); 4.9.0 - Размещение постоянных или временных гаражей с несколькими стояночными местами, стоянок (парковок), гаражей, в том числе многоярусных, не указанных в коде 2.7.1.0; 12.0.1 - Размещение береговых полос водных объектов общего пользования, скверов, бульваров, парков, садов, велодорожек и объектов велотранспортной инфраструктуры, малых архитектурных форм; 12.0.2 - Размещение объектов улично-дорожной сети: проездов, площадей, автомобильных дорог и пешеходных тротуаров, пешеходных переходов, набережных, искусственных сооружений, велодорожек и объектов велотранспортной инфраструктуры".
Суд первой инстанции, рассматривая административный иск, пришёл к выводу о признании недействующими пунктов 19722, 11652, 5591, 11847, 23588, 11930, 4719, 10678, 13685, 11640, 11599, 11801, 1692, 13683, 13684, 19721, 23613, 14649, 19718 Перечня на 2020 год; пунктов 17581, 17608, 17587, 17583, 17607, 17586, 17584, 17580, 17582, 17577, 17605, 17599, 17574, 17575, 17579, 17576, 18736, 18731, 18740, 17606, 17559 Перечня на 2021 год; пунктов 16715, 16711, 16705 Перечня на 2022 год; пункта 15995 Перечня на 2023 год, поскольку они не соответствуют федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, и отказал в удовлетворении административного иска о признании недействующими пунктов 17044, 17359, 18791, 1693, 17585 Перечней на 2017-2021 годы соответственно, поскольку включение здания 1 в оспариваемые пункты Перечней на 2017-2021 годы не противоречит действующему федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что виды разрешённого использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утверждённым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Судебная коллегия приходит к выводу, что виды разрешённого использования земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты":28, "данные изъяты":29 (в период с 4 октября 2018 года по 31 марта 2020 года) и земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты":12127 (в период с 4 октября 2018 года по 29 мая 2019 год) безусловно не предусматривают размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, не тождественны данному понятию, не в полной мере соответствует кодам разрешённого использования методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, утверждённых приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39, и классификатору видов разрешённого использования земельных участков, утверждённому приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540, классификатору видов разрешённого использования земельных участков, утверждённому приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 года N П/0412, позволяющим отнести здание к офисным. Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод на основании выявленного конституционно-правового смысла подпункта 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации о необходимости выяснения наличия иных оснований, предусмотренных статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из установленных обстоятельств.
Исходя из пункта вышеизложенных методических указаний, кодов указанных классификаторов, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что установленный с 29 мая 2019 года вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты":12127 является смешанным, обладающим признаками множественности, допускающим использование объектов в целях, как предусмотренных статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, так и не отвечающих требованиям названного законоположения.
Исходя из установленных обстоятельств, с учётом предписания федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), если вид разрешённого использования земельного участка, в пределах которого располагается спорное здание, свидетельствует о наличии неопределённости относительно возможности применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, необходимо также исследовать вопрос о наличии иных оснований, установленных статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учётом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения определяется в соответствии с Порядком определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утверждённым постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП (далее - Порядок).
Пунктом 1.2 Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция).
Постановлением Правительства Москвы от 26 мая 2020 года N 626-ПП изменена редакция пункта 1.2 Порядка и указано, что такие мероприятия проводятся с привлечением подведомственного Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" (далее - ГБУ "МКМЦН").
Согласно Порядку по результатам проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений составляется акт о фактическом использовании с приложением соответствующих фотоматериалов. Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, о чём уже указывалось выше (пункт 3.5); в случае, если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт о фактическом использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение (пункт 3.6).
Судом установлено, что на даты принятия оспариваемых в части Перечней на 2020-2023 годы обследования зданий 2-22 в установленном Порядке не проводились, соответствующие акты не составлялись; названные здания снесены 9 августа 2021 года.
Иных доказательств об использовании зданий 2-22 в целях, предусмотренных статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в юридически значимый период Правительством Москвы, Департаментом экономической политики и развития города Москвы не представлено, не содержится их и в материалах дела.
В отношении здания 1 компетентными органами проведены мероприятия по определению его фактического использования, 31 марта 2016 года составлен актN 9070015 (далее - Акт 2016 года), согласно которому здание на 72, 55 процентов используется для размещения офисов и сделан вывод, что данное здание фактически используется в целях налогообложения в соответствии со статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции, оценив Акт 2016 года, пришёл к правильному выводу, что он составлен в соответствии с Порядком, в связи с чем признан допустимым доказательством по делу.
Мотивы, по которым суд сделал такое заключение, подробно и аргументированно со ссылкой на конкретные пункты поименованного выше порядка, изложены в судебном решении, судебной коллегией признаются обоснованными.
Кроме того, судебная коллегия установила, что Акт 2016 года составлен уполномоченными на то должностными лицами, подписан всеми участниками обследования без каких-либо замечаний, отражённый в Акте 2016 года вывод ясен, конкретен, однозначен, согласуется с его содержанием, выводы акта подтверждаются приложенной к нему фототаблицей, из которой усматривается, что здание используется в целях бытового обслуживания.
Таким образом, указанный акт в совокупности с иными доказательствами (договорами аренды, экспликацией) обоснованно оценён судом первой инстанции как доказательство, которое позволяет определить использование более 20 процентов общей площади здания для целей налогообложения в соответствии со статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в налоговый период 2017-2021 годов, поскольку он соответствует требованиям статей 60, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Вместе с тем, в отношении здания 1 в материалы дела представлен акт ГБУ "МКМЦН" от 28 февраля 2023 года, из содержания которого усматривается, что на дату его составления здание демонтировано, ведётся строительство жилого комплекса, на фототаблице зафиксировано частичное возведение жилого комплекса на месте демонтированного здания, строительство которого началось не позднее 2022 года.
Согласно представленному административным истцом в материалы дела договору подряда на выполнение работ по сносу зданий, строений, сооружений от 1 сентября 2021 года, работы по сносу здания 1 должны быть завершены в течение 160 дней.
Таким образом, суд первой инстанции правильно установил, что здание 1 правомерно включено в Перечни на 2017-2021 годы, в части включения данного здания в Перечень на 2022 год Правительство Москвы таких доказательств не представило.
Оснований для иной оценки вышеуказанных доказательств судом апелляционной инстанции не усматривается.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Апеллянтами относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорных объектов условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения их в Перечни, в обжалуемой части не представлено, не содержится их и в материалах дела, поэтому суд правомерно удовлетворил административный иск в обжалуемой части.
Ссылка суда в оспариваемом судебном акте на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 года N 46-П, в том числе при рассмотрении оспариваемых пунктов Перечней за налоговые периоды до принятия указанного постановления, каким-либо образом не влияет на правильность выводов суда первой инстанции, поскольку как верно установлено судом первой инстанции, исходя из совокупности представленных сторонами доказательств, спорные здания в юридически значимые налоговые периоды не обладали критериями, предусмотренными статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Возможность применения налоговых льгот в соответствии с пунктом 2.3 статьи 4.1 Закона города Москвы N 64 в предмет рассмотрения по настоящему делу не входит и на выводы суда об отсутствии оснований для включения спорных объектов недвижимости в Перечни не влияет, следовательно, в данной части доводы жалобы несостоятельны.
В целом доводы, приведённые в апелляционной жалобе, аналогичны доводам, заявленным в суде первой инстанции, которым в решении дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
С учётом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не установлено.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решениерешение Московского городского суда от 27 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы, Департамента экономической политики и развития города Москвы - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.