Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Ефремовой О.Н. и Константиновой Ю.П, при секретаре Сахарове Р.П, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи административное дело N 3а-65/2023 по административному исковому заявлению Лунькова Валерия Анатольевича о признании недействующими постановления Правительства Тверской области N 237-пп от 7 июня 2023 года "О внесении изменений в постановление Правительства Тверской области от 2 ноября 2022 года N 612-пп" в части отнесения земельных участков административного истца к функциональной зоне "Зона сельскохозяйственного использования" и постановления Правительства Тверской области N 238-пп от 7 июня 2023 года "О внесении изменений в правила землепользования и застройки Бурашевского сельского поселения Калининского муниципального района Тверской области" в части изменения производственной зоны V класса вредности (П1) на зону обеспечения сельскохозяйственной деятельности в границах земельных участков административного истца, по апелляционной жалобе Лунькова Валерия Анатольевича на решение Тверского областного суда от 9 октября 2023 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции Ефремовой О.Н, пояснения представителя Лунькова В.А. - Теряева Ю.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Правительства Тверской области Травкиной О.Н, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Драева Т.К, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Бурашевское сельское поселение входит в состав Калининского района Тверской области, административным центром которого является село Бурашево (Закон Тверской области от 28 февраля 2005 года N 26-ЗО "Об установлении границ муниципальных образований, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области "Калининский район", и наделении их статусом городского, сельского поселения", в редакции закона от 25 февраля 2022 года).
Законом Тверской области от 26 мая 2023 года N 25-ОЗ муниципальные образования Калининского района Тверской области преобразованы путем объединения, не влекущего изменения границ, во вновь образованное муниципальное образование с наделением его статусом муниципального округа с наименованием Калининский муниципальный округ Тверской области. В связи с принятием данного закона, Бурашевское сельское поселение Калининского района Тверской области с 8 июня 2023 года утратило статус муниципального образования.
Постановлением Правительства Тверской области от 2 ноября 2022 года N 612-нп утвержден генеральный план Бурашевского сельского поселения Калининского муниципального района Тверской области (далее - Генеральный план), которым в отношении территории в пределах земельных участков с кадастровыми номерами N установлена функциональная зона - зона производственного назначения.
Постановлением Правительства Тверской области от 7 июня 2023 года N 237-пп внесены изменения в Генеральный план, связанные с изменением, в том числе, раздела III Положения о территориальном планировании (параметры функциональных зон), который дополнен зоной транспортной инфраструктуры и иными зонами сельскохозяйственного назначения (пункты 9, 10); определена площадь зоны сельскохозяйственного использования - 107, 19 га, в которую включены земельные участки с кадастровыми номерами N с исключением из существующей производственной функциональной зоны (таблица 3); изменена площадь производственной зоны сельскохозяйственных предприятий, зоны транспортной инфраструктуры, иных зон сельскохозяйственного назначения (таблицы 3.1, 6, 7).
Решением Совета депутатов Бурашевского сельского поселения Калининского района Тверской области от 24 декабря 2012 года N 52 утверждены правила землепользования и застройки Бурашевского сельского поселения Калининского муниципального района Тверской области (далее - Правила землепользования и застройки), которыми установлена территориальная зона в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N - "Производственная зона V класса вредности (П1)".
Постановлением Правительства Тверской области от 7 июня 2023 года N 238-пп внесены изменений в Правила землепользования и застройки, в том числе: производственная зона V класса вредности (П1) изменена на зону обеспечения сельскохозяйственной деятельности (Сх5) в границах земельных участков с кадастровыми номерами N.
Градостроительный регламент зоны сельскохозяйственного использования (статья 33) дополнен разделом "Зона обеспечения сельскохозяйственной деятельности (Сх5)", основными видами разрешенного использования которой являются: размещение машинно-транспортных и ремонтных станций, ангаров и гаражей для сельскохозяйственной техники, амбаров, водонапорных башен, трансформаторных станций и иного технического оборудования, используемого для ведения сельского хозяйства.
Постановления Правительства Тверской области от 7 июня 2023 N 237-пп и N 238-пп с приложениями опубликованы в газете "Тверские Ведомости" N 22 (2482) от 14-20 июня 2023 года, размещены на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.
Луньков В.А, являясь собственником указанных выше земельных участков, обратился в Тверской областной суд с административным иском о признании недействующими Генерального плана и Правил землепользования и застройки в части отнесения принадлежащих ему участков, соответственно, к функциональной зоне "Зона сельскохозяйственного использования" и изменения территориальной зоны с производственной зоны V класса вредности (П1) на зону обеспечения сельскохозяйственной деятельности, полагая, что оспариваемые в части нормативные правовые акты приняты в нарушение требований частей 1 и 2 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не соответствуют целям территориального планирования, приняты без учета требований, предъявляемых к градостроительным регламентам, нарушают законные права и интересы правообладателя участков.
Административный истец указал, что Генеральный план изначально утвержден решением Совета депутатов 26 декабря 2011 года N 69. С указанного времени и до издания оспариваемого Постановления N 237-пп принадлежащие истцу земельные участки относились к производственной зоне. Генеральным планом обуславливалось выделение этой зоны для обеспечения правовых условий формирования коммунально-производственных предприятий и складских баз, имеющих санитарно-защитные зоны, учитывался фактор близости таможенного терминала города Твери, аэродрома Мигалово, соседствующее положение с трассой М-10. Изменение функциональной зоны с производственной на зону сельскохозяйственного использования в оспариваемом Генеральном плане не обосновано. Не содержится обоснования увеличения площади зоны сельскохозяйственного использования с 4, 9 га до 107, 19 га, так как сельскохозяйственных предприятий на указанной территории не создано, граничащие земельные участки отнесены к землям промышленности с расположением промышленных объектов, что исключает ведение сельского хозяйства в связи с непригодностью земель. Предприятий сельского хозяйства на участках истца и прилегающих к ним не имеется, что препятствует их использованию согласно видам разрешенного использования, установленным для территориальной зоны Сх5.
Кроме того, административный истец обращал внимание, что в судебном порядке им оспаривается отказ Правительства Тверской области в переводе указанных в административном исковом заявлении земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, а принятие оспариваемых нормативных правовых актов препятствует в реализации его права на перевод земельных участков в другую категорию.
Также административный истец полагал, что была нарушена процедура принятия оспариваемых нормативных правовых актов, которую следует проверить на соответствие требованиям статей 2, 5.1, 23, 24, 28, 30, 33, 35, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Решением Тверского областного суда от 9 октября 2023 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Луньковым В.А. поставлен вопрос об отмене решения суда и принятии нового, об удовлетворении требований административного истца. Доводы апелляционной жалобы мотивированы тем, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права и основано на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Как полагает автор апелляционной жалобы, оспариваемые положения нормативных правовых актов не соответствуют иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Изменение территориального планирования не содержит обоснования такого изменения, при том, что изменение территориального планирования затронуло только земельные участки административного истца.
При установлении функциональных и территориальных зон не учитывались ни сложившаяся планировка территории, ни существующее землепользование, ни планируемое развитие территории, ни права и законные интересы правообладателя земельных участков, других физических и юридических лиц.
При установлении территориальной зоны Сх5, основным видом разрешенного использования которой является размещение машинно-транспортных и ремонтных станций, ангаров и гаражей для сельскохозяйственной техники, амбаров, водонапорных башен, трансформаторных станций и иного технического оборудования, используемого для ведения сельского хозяйства, не учтено, что вблизи д. Боровлево и д. Белавино Бурашевского сельского поселения в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки, равно как и в других документах территориального планирования, не установлено иных зон сельскохозяйственного использования. Не имеется предприятий сельского хозяйства и на близлежащих землях, соответственно, отсутствуют объекты, чью сельскохозяйственную деятельность необходимо обеспечивать, как того требует установление зоны Сх5.
Вывод суда о возможности использования земельных участков с кадастровыми номерами N под обеспечение транспортной доступности к иным земельным участкам административного истца является необоснованным. Принятие таких решений в сфере территориального планирования и градостроительного зонирования, по мнению апеллянта, направлено на воспрепятствование Лунькову В.А. в переводе земельных участков в иную категорию.
Поскольку отнесение земельных участков в зону сельскохозяйственного использования в районе д. Боровлево и д. Белавино Бурашевского сельского поселения затронуло исключительно земельные участки административного истца, при том, что данные градостроительные решения были приняты после оспаривания Луньковым В.А. в судебном порядке постановлений Правительства Тверской области об отказе в переводе участков из одной категории земель в другую, постольку автор жалобы расценивает данные обстоятельства как воспрепятствование административному истцу перевести участки в земли промышленности, указывает на злоупотребление правом со стороны публичной власти, что является недопустимым в силу положений статей 17, 18 Конституции Российской Федерации.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокурором, участвовавшим в деле, представителем Правительства Тверской области, представлены письменные возражения, в которых они полагают решение суда законным и обоснованным.
Луньков В.А, представители администрации Калининского района Тверской области, администрации МО "Бурашевское сельское поселение", ГКУ ТО "Центр архитектурно-градостроительного проектирования и наружной рекламы", Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области, Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Тверской области, Управления Россельхознадзора по Тверской области, Управления Росреестра по Тверской области, своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились; ходатайств об отложении рассмотрения дела не направляли. Представитель администрации Калининского района Тверской области ходатайствовал о рассмотрении дела без своего участия.
С учетом положений статей 10, 150, 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, явка которых обязательной не признавалась.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Согласно части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 14 марта 2022 года N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьи 8.2, пункта 1 части 1 статьи 8, пункта 2 части 1 статьи 18, части 9 статьи 23, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктов 1 - 4 части 2 статьи 2, части 1 статьи 3 Закона Тверской области от 20 декабря 2019 года N 89-ЗО "О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области и органами государственной власти Тверской области", пункта 12.5 части 1 статьи 5 Закона Тверской области от 24 июля 2012 года N 77-ЗО "О градостроительной деятельности на территории Тверской области", пунктов 2, 31.1 Порядка подготовки документов территориального планирования муниципальных образований Тверской области и пунктов 24.1, 25 Состава и порядка подготовки документов территориального планирования муниципальных образований Тверской области, утвержденных постановлением Правительства Тверской области от 19 мая 2020 года N 238-пп, Порядка организации и проведения общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности на территории Тверской области, утвержденным постановлением Правительства Тверской области от 19 апреля 2021 года N 227-пп, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемые Генеральный план и Правила землепользования и застройки, в том числе внесение в них изменений, приняты компетентным органом - Правительством Тверской области с соблюдением процедуры обсуждения, согласования, утверждения и введения в действие.
Судебная коллегия также учитывает, что соблюдение процедуры принятия Генерального плана, утвержденного постановлением от 2 ноября 2022 года N 612-пп, проверено вступившими в законную силу решением Тверского областного суда от 24 апреля 2023 года.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу, что нарушений процедуры проведения общественных обсуждений, согласования вносимых изменений, являющихся основанием для признания оспариваемых нормативных правовых актов недействующими, административным ответчиком не допущено.
Судебная коллегия оснований для переоценки правильных выводов суда первой инстанции в данной части не находит.
Так, порядок подготовки и принятия генерального плана урегулирован положениями статей 24, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а порядок подготовки и утверждения правил землепользования и застройки - положениями статей 31 - 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Обязательным этапом подготовки и принятия генерального плана и правил землепользования и застройки являются общественные обсуждения или публичные слушания, процедура организации и проведения которых осуществляется в соответствии со статьями 5.1 и 28, частью 12 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что проект внесения изменений в Генеральный план с материалами по обоснованию и проект Правил землепользования и застройки были размещены в открытом доступе для ознакомления до начала общественных обсуждений, которые проведены в период со 2 по 10 марта 2023 года. Информация о начале общественных обсуждений доверена до неопределенного круга лиц. По результатам общественных обсуждений составлены протоколы от 14 марта 2023 года, а 16 марта 2023 года подготовлены заключения. Информация о результатах общественных обсуждений размещена на официальном сайте Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области в сети "Интернет", а также опубликована в газете "Тверские ведомости" 22 марта 2023 года N 11 (2471).
Проект внесения изменений в Генеральный план в порядке статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктов 40-41 постановления Правительства N 238-пп был согласован органом местного самоуправления и уполномоченными органами государственной власти.
26 мая 2023 года Межведомственной комиссией при Правительстве Тверской области по земельным отношениям рассмотрены проекты изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки и рекомендованы к утверждению.
В силу изложенного вывод суда первой инстанции о соблюдении уполномоченным органом местного самоуправления порядка организации и проведения общественных обсуждений, согласования вносимых изменений с уполномоченными органами является правомерным.
Суд первой инстанции также проверил доводы административного истца о несоответствии оспариваемых положений нормативных правовых актов требованиям действующего законодательства, имеющего большую юридическую силу, и такого несоответствия не установил, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований административному истцу отказал.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами, так как они сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела.
Из материалов административного дела следует, что Луньков В.А. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами N, расположенных в районе д. Боровлево Бурашевского сельского поселения Калининского района Тверской области.
Земельные участки с кадастровыми номерами: N отнесены к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, имеют вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства. Участки с кадастровыми номерами 69:10:0000025:1277 и 69:10:0000025:1278 также отнесены к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, имеют вид разрешенного использования - для ведения сельского хозяйства. Участки с кадастровыми номерами 69:10:0000025:1282 и 69:10:0000025:5066 отнесены к категории земель промышленности, им установлен вид разрешенного использования - для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов.
Как было указано выше, в отношении территории, в пределах которой расположены данные земельные участки административного истца, оспариваемыми нормативными правовыми актами изменено территориальное планирование и градостроительное зонирование, путем установления зон сельскохозяйственного использования вместо производственной.
Функциональные зоны устанавливаются документами территориального планирования, в которых определяются их границы и функциональное назначение (пункт 5 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Генеральные планы поселений являются документами долгосрочного территориального планирования и включают карту функциональных зон поселения (часть 11 статьи 9, пункт 3 части 1 статьи 18, пункт 4 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как усматривается из содержания Генерального плана и материалов по его обоснованию, а также ссылался представитель Правительства Тверской области в суде первой и апелляционной инстанций, при разработке и утверждении изменений в Генеральный план Правительство руководствовалось сведениями ЕГРН, Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 20 января 2020 года N 20. Данные документы в свою очередь учитывались Правительством Тверской области при утверждении Стратегии социально-экономического развития Тверской области на период до 2030 года (распоряжение от 24 сентября 2013 года N 475-рп), Прогноза социально-экономического развития Тверской области на период до 2030 года (распоряжение от 14 октября 2015 года N 505-рп) и государственной программы Тверской области "Сельское хозяйство Тверской области" на 2021 - 2026 годы (постановление от 25 января 2021 года N 25-пп).
Так, целью государственной программы Тверской области, утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 25 января 2021 года N 25-пп, является создание условий для устойчивого развития агропромышленного комплекса Тверской области; повышение качества жизни сельского населения Тверской области; повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных ресурсов. В рамках данной государственной программы разработаны подпрограммы.
Подпрограммой 3 "Эффективное вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развитие мелиоративного комплекса Тверской области", в редакции, действовавшей на момент внесения оспариваемых изменений в Генеральный план, установлены задачи, в том числе, создание условий для ввода в оборот земель сельскохозяйственного назначения.
При этом в рамках общей характеристики сферы реализации данной государственной программы Тверской области указано на то, что агропромышленный комплекс и его базовая отрасль - сельское хозяйство - являются одними из основных секторов экономики Тверской области, формирующих агропродовольственный рынок, продовольственную безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий Тверской области. Несмотря на отдельные положительные достижения, в сельском хозяйстве Тверской области сохраняется ряд проблем, сдерживающих дальнейшее развитие отрасли, в частности в связи с утратой почвенного плодородия, выведение из сельскохозяйственного оборота значительных пахотных площадей, сокращение внесения органических и минеральных удобрений.
Поэтому государственная программа Тверской области направлена на системное и комплексное развитие всех отраслей и сфер деятельности агропромышленного комплекса, а также сельских территорий Тверской области. К приоритетам государственной политики в сфере сельского хозяйства Тверской области относятся в сфере развития производственного потенциала мелиорация земель сельскохозяйственного назначения, введение в оборот неиспользуемой пашни и других категорий сельскохозяйственных угодий.
С учетом текущего состояния агропромышленного комплекса Тверской области, его потенциальных возможностей и перспектив развития выделен ряд основных направлений, в том числе возвращение в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, создание условий для их эффективного использования, для развития мелиорации земель сельскохозяйственного назначения, повышения плодородия почв.
В целях реализации на территории Калининского района Тверской области документов стратегического планирования и Доктрины продовольственной безопасности, достижения результатов, установленными вышеперечисленными документами, приказом Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Тверской области от 13 февраля 2023 года N 15 утверждены основные направления реализации документов стратегического планирования в сфере агропромышленного комплекса на территории Калининского района Тверской области до 2030 года (далее - Основные направления).
Основными направлениями планируется создание интенсивной сельскохозяйственной и рекреационной деятельности, охватывающей юг Бурашевского сельского поселения и почти все Тургиновское сельское поселение, а также создание новых сельскохозяйственных предприятий (крестьянское фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства) за счет введения в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на всей территории Бурашевского сельского поселения. При этом создание Бурашевско-Тургиновской зоны интенсивной сельскохозяйственной и рекреационной деятельности потребует ввода в оборот земель сельскохозяйственного назначения, в этой связи Основные направления предусматривают создание реестра земельных участков, подготовленных для потенциальных инвесторов, с детальной характеристикой степени готовности инфраструктуры, системой льгот и иной государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В целом концепция Основных направлений ориентирована на создание на территории Калининского района новых сельскохозяйственных предприятий, модернизацию и переоснащение производств действующих сельскохозяйственных предприятий, увеличение посевных площадей и введение в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения для достижения результатов, установленных выше обозначенными документами стратегического планирования.
Таким образом, является верным вывод суда первой инстанции о том, что в оспариваемой части Генеральный план отвечает закрепленной в материалах по его обоснованию цели оптимизации функционального использования территорий, а также направлен на достижение указанных в материалах по обоснованию генерального плана задач, в том числе задач по введению в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения. Установленное оспариваемыми положениями территориальное планирование направлено на определение в Генеральном плане назначения территорий исходя из совокупности социальных и экономических факторов в целях обеспечения устойчивого развития территории Калининского муниципального округа, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и самого муниципального образования.
Также судебная коллегия отмечает, что категория и виды разрешенного использования земельных участков административного истца отвечают установленной в отношении них функциональной зоне, а нерациональное использование земельных участков Леньковым В.А. не может служить единственным и достаточным основанием для изменения функционального зонирования. Так, в рамках внеплановых проверок по государственному земельному надзору в 2019 и 2021 годах выявлены правонарушения по ненадлежащему использованию земельных участков с кадастровыми номерами N однако выявленные нарушения Луньковым В.А. не были устранены. В суде апелляционной инстанции он не оспаривал, что какой-либо деятельности на участках не ведется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что функциональная зона сельскохозяйственного использования установлена без учета волеизъявления собственника земельных участков, который намерен перевести участки в категорию земель промышленности, так как им в судебном порядке оспариваются отказы Правительства Тверской области в изменении категории земель, а также функциональная зона определена с нарушением ранее установленного функционального зонирования судебной коллегией отклоняются как необоснованным.
Генеральным планом определяется стратегия градостроительного развития, планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, то есть на ее возможное изменение в будущем, при этом территориальное планирование должно обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территории муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки, что вытекает из положений статей 2, 9 и 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Нахождение земельного участка в частной собственности не является препятствием для изменения функциональной зоны, поскольку согласование частных и публичных прав и интересов, установление между ними разумного и справедливого баланса достигается в том числе, путем законного установления случаев и порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставлением компенсации в связи с лишением собственника принадлежащего ему имущества, а также обеспечивается возможностью эксплуатации земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования (части 8 и 9 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Ссылка апеллянта на то, что изменение функциональной зоны коснулось исключительно его земельных участков, то в данном случае судебная коллегия соглашается с указанием представителя Правительства Тверской области о том, что работа по приведению документов территориального планирования Тверской области в соответствие с приоритетными направлениями документов стратегического планирования Российской Федерации и Тверской области проводится Правительством поэтапно, в связи с чем их разработка и утверждение проводятся либо применительно к отдельным населенным пунктам, либо к отдельным земельным участкам в целях рационального использования бюджетных средств, предусмотренных в областном бюджете Тверской области на эти цели. Данные обстоятельства подтверждаются решением Тверского областного суда от 24 апреля 2023 года, которое отменено апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 августа 2023 года, по административному делу N 3а-24/2023 (66а-2003/2023). В рамках данного дела оценивалось изменение территориального планирования с производственной зоны на зону сельскохозяйственного использования применительно к населенным пунктам д. Березина и д. Гришкино Калининского района Тверской области и земельных участков административного истца.
Судебная коллегия также обращает внимание на то, что Генеральным планом предусмотрены реконструкция автомобильной дороги 1 категории "Тверь-Тургиново" Калининского района Тверской области; планируемый к размещению на территории Бурашевского сельского поселения объект регионального значения - строительство магистральной внутриплощадной дороги инновационного промышленного парка Тверской области "Боровлево-3 протяженностью 2+920 км. Из карты планируемого размещения объектов в растровом формате, а также материалов по обоснованию в текстовом формате видно, что автомобильная дорога регионального или межмуниципального значения планируется к размещению частично на земельных участках административного истца с кадастровыми номерами N, что согласуется со схемой территориального планирования Калининского района Тверской области.
Распоряжением Правительства Тверской области от 27 июля 2020 года N 603-рп "Об утверждении документации по планировке территории линейного объекта "Реконструкция участка автомобильной дороги общего пользования регионального значения Тверь-Тургиново в Калининском районе Тверской области" предусмотрен перечень образуемых земельных участков и (или) частей земельных участков постоянного отвода автомобильной дороги, в том числе путем изъятия частей земельных участков Лунькова В.А. с кадастровыми номерами N
В силу единства норм части 3 статьи 9 и пункта 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки. При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из системного толкования положений пунктов 2, 5-8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны.
Поскольку Генеральным планом функциональное назначение указанной административным истцом территории установлено как зона сельскохозяйственного назначения, то Правила землепользования и застройки, определяющие указанную зону как зона обеспечения сельскохозяйственной деятельности (Сх5), не противоречат нормам градостроительного законодательства и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения административного искового заявления и признания в оспариваемой части недействующими как Генерального плана, так и Правил землепользования и застройки.
Правила землепользования и застройки также отражают размещение частично на земельных участках административного истца планируемого объекта - автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в том числе на принципе обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, установив, что оспариваемые нормативные правовые акты не противоречат федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают прав и законных интересов административного истца, суд на основании статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обоснованно принял решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, они аналогичны позиции стороны административного истца в суде первой инстанции, которой суд дал надлежащую правовую оценку, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тверского областного суда от 9 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лунькова Валерия Анатольевича - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.