Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Щербаковой Н.В, судей Ковалёвой Ю.В, Кудряшова В.К, при секретаре Матвеевой Е.И, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-5710/2023 по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Трехгорная мануфактура" о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость"
по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы на решение Московского городского суда от 6 сентября 2023 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Щербаковой Н.В, объяснения представителя Департамента экономической политики и развития города Москвы и Правительства Москвы по доверенности М.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца по доверенности Б.В, возражавшей относительно удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Смирновой М.В, полагавшей решение суда законным, обоснованным, не подлежащим отмене по доводам жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, размещенным 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и опубликованным 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень) на 2015 год и последующие налоговые периоды
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1).
Постановлением Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу отдельных положений приложений 1 и 2 к постановлению Правительства Москвы от 24 ноября 2020 г. N 2044-ПП", названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2022 года (далее - Перечень на 2022 год). Указанное постановление опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 24 ноября 2021 года, в издании "Вестник Москвы", N 31, 7 декабря 2021 года.
Постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2023 года (далее - Перечень на 2023 год).
Постановление опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы 23 ноября 2022 года, в "Вестнике Москвы", N 67, том 1, 6 декабря 2022 года.
В Перечень на 2023 год под пунктом N включено нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью 7 758, 6 кв.м, расположенное по адресу: "адрес";
В Перечни на 2022 и 2023 годы под пунктами N и N включено нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью 1 079, 9 кв.м, расположенное по адресу: "адрес";
В Перечни на 2022 и 2023 годы под пунктами N и N включено нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью 2 412, 8 кв.м, расположенное по адресу: "адрес";
В Перечень на 2023 год под пунктом N включено нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью 2 064, кв.м, расположенное по адресу: "адрес";
В Перечни на 2022 и 2023 годы под пунктами N и N включено нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью 214, 8 кв.м, расположенное по адресу: "адрес";
В Перечни на 2022 и 2023 годы под пунктами N и N включено нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью 134, 9 кв.м, расположенное по адресу: "адрес";
В Перечни на 2022 и 2023 годы под пунктами N и N включено нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью 131, 9 кв.м, расположенное по адресу: "адрес".
Публичное акционерное общество "Трехгорная мануфактура" (далее по тексту административный истец, ПАО "Трехгорная мануфактура", Общество), являясь собственником указанных зданий, обратилось в Московский городской суд с административным иском о признании недействующим приведенных региональных норм, ссылаясь на то, что здания включены в указанные перечни незаконно, поскольку не обладают признаками объектов налогообложения, определенными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций". Включение зданий в Перечни нарушает права и законные интересы административного истца в сфере экономической деятельности, возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество организаций в большем размере.
Решением Московского городского суда от 6 сентября 2023 года административные исковые требования удовлетворены.
Суд взыскал с Правительства Москвы в пользу ПАО "Трехгорная мануфактура" в счет возврата государственной пошлины 4 500 рублей.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Москвы, Департамента экономической политики и развития города Москвы с принятым решением не согласился, просил его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований со ссылкой на то, что выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы указывает, что суд пришел к необоснованному выводу о несоответствии здания признакам, определенным статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обращал внимание на тот факт, что виды разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N предусматривали размещение офисных зданий делового, администратвиного и коммерческого назначения.
Спорные здания расположены на земельных участках, находящихся в территориальной зоне 77-01-06-000577 с индексом "Ф" - зона сохраняемого землепользования, согласно Правилам землепользования и застройки, ввиду чего изменение содержащегося в ЕГРН вида разрешенного использования земельных участков без внесения соответствующих изменений в градостроительный регламент невозможно вне зависимости от того, обращается за таким изменением собственник или арендатор земельного участка, в связи с чем, по мнению заявителя, ограничений каких-либо прав арендатора по сравнению с собственником земельного участка не усматривается.
Кроме того, полагает неприменимыми в рамках настоящего спора положения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2021 года N 46-П.
На апелляционную жалобу административным истцом поданы возражения.
Выслушав объяснения представителя административного истца по доверенности Б.В, представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы по доверенности М.А, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Суд первой инстанции, проанализировав положения подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 3 статьи 12, абзаца 2 пункта 2 статьи 372, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", Закона города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы", сделал верный вывод о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его принятия и опубликования. Решение суда в указанной части участвующими в деле лицами не обжалуется.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает права административного истца в части уплаты налога на имущество организаций.
Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе указаны административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункты 1 и 2).
Пунктами 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что административно-деловым или торговым центром признаются отдельно стоящие нежилые здания (строение, сооружение), помещения в которых принадлежат одному или нескольким собственникам и которые отвечают хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, или предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, либо в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в указанных выше целях признается использование не менее 20% его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2 и 5 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется, в том числе, в отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв.м и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Москвы в соответствии с частью 3 статьи 2 данного закона, если указанные здания (строения, сооружения) предназначены для использования в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости и (или) фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, на территории города Москвы налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, которые отвечают хотя бы одному из вышеперечисленных условий.
Из материалов дела следует, что административный истец является собственником нежилых зданий:
- с кадастровым номером N, общей площадью 7 758, 6 кв.м, расположенное по адресу: "адрес";
- с кадастровым номером N, общей площадью 1 079, 9 кв.м, расположенное по адресу: "адрес";
- с кадастровым номером N, общей площадью 2 412, 8 кв.м, расположенное по адресу: "адрес";
- с кадастровым номером N, общей площадью 2 064, кв.м, расположенное по адресу: "адрес";
- с кадастровым номером N, общей площадью 214, 8 кв.м, расположенное по адресу: "адрес";
- с кадастровым номером N, общей площадью 134, 9 кв.м, расположенное по адресу: "адрес";
- с кадастровым номером N, общей площадью 131, 9 кв.м, расположенное по адресу: "адрес".
Нежилые здания включены в вышеприведенные Перечни в соответствии с положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы N 64, исходя из вида разрешенного использования земельных участков, на которых они расположены.
Согласно сведениям, содержащимся в информационных системах Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН):
- по состоянию на 1 января 2022 года, 1 января 2023 года, установлена связь объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N с следующими земельными участками:
- кадастровый номер N, уточненная площадь (погрешность измерения 55) 25001 кв.м, адрес (местоположение): "адрес";
- кадастровый номер N, уточненная площадь (погрешность измерения 50) 20735 кв. м, адрес (местоположение): "адрес";
- по состоянию на 1 января 2022 года, 1 января 2023 года, установлена связь объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N с земельным участком с кадастровым номером N, уточненная площадь (погрешность измерения 49) 19404 кв. м, адрес (местоположение): "адрес";
- по состоянию на 1 января 2022 года, 1 января 2023 года, установлена связь объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами N, N, N, N с земельным участком с кадастровым номером N, уточненная площадь (погрешность измерения 50) 20743 кв. м, адрес (местоположение): "адрес";
- по состоянию на 1 января 2022 года, 1 января 2023 года, установлена связь объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N с земельным участком с кадастровым номером N.
В соответствии со сведениями, содержащимися в информационных системах ЕГРН:
- по состоянию на 1 января 2022 года, 1 января 2023 года, земельный участок с кадастровым номером N имел вид разрешенного использования - "деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)); легкая промышленность (6.3) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)); склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)); коммунальное обслуживание (3.1) (земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов (1.2.13))";
- по состоянию на 1 января 2022 года, 1 января 2023 года, земельный участок с кадастровым номером N имел вид разрешенного использования - "участки смешанного размещения производственных объектов различного вида (1.2.9, 1.2.13);
- по состоянию на 1 января 2022 года, 1 января 2023 года, земельный участок с кадастровым номером N имел вид разрешенного использования - "магазины (4.4) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)); легкая промышленность (6.3) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9))";
- по состоянию на 1 января 2022 года, 1 января 2023 года, земельный участок с кадастровым номером N имел вид разрешенного использования - "общественное питание (4.6) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); магазины (4.4) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); развлечения (4.8) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)); легкая промышленность (6.3) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)); склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)); коммунальное обслуживание (3.1) (земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов
(1.2.13))".
На каждый из этих земельных участков применительно к спорным налоговым периодам у административного истца заключены договоры аренды для эксплуатации зданий в административных и производственных целях в соответствии с разрешенным использованием.
Проанализировав Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39, классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540, суд пришел к верному выводу о том, что виды разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N носят множественный характер и не в полной мере подпадают под критерии, предусмотренные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы N 64.
С учетом изложенного, спорные здания не могли быть включены в Перечни по виду разрешенного использования земельных участков, на которых они расположены.
Принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 12 ноября 2020 года N 46-П, подлежит установлению фактическое использование зданий для целей, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Указанные обстоятельства являлись предметом проверки суда первой инстанции.
Постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок).
Пунктом 1.2 названного Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция).
В отношении здания с кадастровым номером N Госинспекцией были составлены акты фактического использования нежилого здания от 2 июня 2022 года N, в отношении здания с кадастровым номером N составлены акты от 2 декабря 2021 года N и от 17 марта 2023 года N, в отношении здания с кадастровым номером N составлен акт от 2 июня 2022 года N, в отношении здания с кадастровым номером N составлены акты от 27 апреля 2021 года N и от 17 марта 2023 года N, в отношении здания с кадастровым номером N составлен акт от 2 июня 2022 года N, в отношении здания с кадастровым номером N составлены акты от 27 апреля 2021 года N от 17 марта 2023 года N, в отношении здания с кадастровым номером N составлены акты от 27 апреля 2021 года N и 16 марта 2023 года N.
Проанализировав представленные акты Госинспекции, экспликации к зданиям, суд пришел к обоснованному выводу, что спорные здания под цели, предусмотренные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не используются.
При указанных обстоятельствах, поскольку в ходе судебного производства соответствие спорных объектов требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации своего подтверждения не нашли, постольку требования ПАО "Трехгорная мануфактура" удовлетворены обоснованно.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, с учетом установленных по делу юридически значимых обстоятельств, основаны на неверном толковании правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 12 ноября 2020 года N 46-П, не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и не влияют на правильность выводов суда первой инстанции.
Судом первой инстанции верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применен закон, регулирующий спорные отношения, решение суда является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке представленных в материалы дела доказательств, исследованных в полном соответствии с процессуальным законом, выводов суда первой инстанции не опровергают, не содержат оснований, влекущих отмену судебного решения.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Московского городского суда от 6 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента его вынесения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.