Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Васильевой Т.И, Кольцюка В.М, при секретаре Тумановой О.А, с участием прокурора Ветлицына Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-70/2023 по апелляционной жалобе ФИО13, ФИО14 на решение Тульского областного суда от 29 сентября 2023 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований ФИО15, ФИО16 о признании недействующими в части закона Тульской области от 24 октября 2008 года N 1102-ЗТО "Об объединении поселений, входящих в состав территории муниципального образования Новомосковский район, с муниципальным образованием город Новомосковск Новомосковского района, о внесении изменений в Закон Тульской области "О преобразовании муниципального образования город Новомосковск Новомосковского района, установлении границы муниципального образования город Новомосковск Новомосковского района" и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Тульской области", закона Тульской области от 24 октября 2008 года N1103-ЗТО "О присоединении города Сокольники Новомосковского района Тульской области к городу Новомосковску Новомосковского района Тульской области".
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Васильевой Т.И, выслушав объяснения представителя Тульской областной Думы Петровичевой Л.М, представителя Губернатора Тульской области Демидовой А.В, заключение прокурора Ветлицына Д.А, полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
21 октября 2008 года Тульской областной Думой принят и 24 октября 2008 года Губернатором Тульской области подписан Закон N1102-ЗТО "Об объединении поселений, входящих в состав территории муниципального образования Новомосковский район, с муниципальным образованием город Новомосковск Новомосковского района, о внесении изменений в Закон Тульской области "О преобразовании муниципального образования город Новомосковск Новомосковского района, установлении границы муниципального образования город Новомосковск Новомосковского района" и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Тульской области" (далее - Закон Тульской области от 24 октября 2008 года N1102-ЗТО).
21 октября 2008 года Тульской областной Думой принят и 24 октября 2008 года Губернатором Тульской области подписан Закон N1103-ЗТО "О присоединении города Сокольники Новомосковского района Тульской области к городу Новомосковску Новомосковского района Тульской области" (далее - Закон Тульской области от 24 октября 2008 года N1103-ЗТО).
Названные нормативные правовые акты опубликованы в газете "Тульские известия" от 29 октября 2008 года N 219-220.
В соответствии со статьями 1, 2 Закона Тульской области от 24 октября 2008 года N1102-ЗТО объединены поселения, входящие в состав территории муниципального образования Новомосковский район, - город Сокольники Новомосковского района, Спасское Новомосковского района, Рига-Васильевское Новомосковского района, Гремячевское Новомосковского района, с муниципальным образованием город Новомосковск Новомосковского района; со дня вступления в силу настоящего Закона муниципальные образования город Сокольники Новомосковского района, Спасское Новомосковского района, Рига-Васильевское Новомосковского района, Гремячевское Новомосковского района, Новомосковский район утратили статус муниципального образования.
Статьей 1 Закона Тульской области от 24 октября 2008 года N1103-ЗТО город Сокольники Новомосковского района Тульской области присоединен к городу Новомосковску Новомосковского района Тульской области.
ФИО17, ФИО18. обратились в Тульский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими закона Тульской области от 24 октября 2008 года N1102-ЗТО и закона Тульской области от 24 октября 2008 года N1103-ЗТО в части не включения (исключения) территории поселка Шахты 35 из территории микрорайона Сокольники г. Новомосковска Тульской области.
В обоснование заявленных требований ссылаются на нарушение своих трудовых прав как работников ОАО "Новомосковский машиностроительный завод", расположенного в поселке Шахты 35 Новомосковского района Тульской области. В соответствии с приказом Минрегиона Российской Федерации от 23 марта 2005 года N32 "Об утверждении границ муниципальных образований Тульской области", Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления ОК 019-95 указанный поселок до принятия оспариваемых нормативных правовых актов входил в состав города Сокольники, который относится к числу населённых пунктов, расположенных на территории с льготным социально-экономическим статусом согласно Закону Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Перечню населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года N1582, Перечню населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утверждённому Постановлением Правительства РФ от 8 октября 2015 года N1074. По мнению административных истцов, при присоединении города Сокольники Новомосковского района Тульской области к городу Новомосковску, в состав присоединенной территории, получившей наименование "микрорайон Сокольники", а, следовательно, в состав города Новомосковска Тульской области, не вошел поселок Шахты 35. В связи с этим в 2022 году административным истцам отказано в назначении ранее предоставляемых мер социальной поддержки в виде дополнительного оплачиваемого отпуска и его оплате.
Решением Тульского областного суда от 29 сентября 2023 года в удовлетворении административных исковых требований ФИО19, ФИО20. отказано.
Определением Тульского областного суда от 29 ноября 2023 года исправлена описка, допущенная в решении Тульского областного суда от 29 сентября 2023 года.
В апелляционной жалобе ФИО21, ФИО22 просят отменить решение Тульского областного суда, принять по делу новое решение, которым удовлетворить их административные исковые требования. Указывают, что вследствие принятия оспариваемых нормативных правовых актов при присоединении города Сокольники к городу Новомосковску Новомосковского района Тульской области в состав присоединенной территории "микрорайон Сокольники" не вошел поселок Шахты 35, который ранее являлся частью этого города, в связи с чем ФИО23 и ФИО24 утратили право на получение социальных гарантий, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1. Разделение поселения город Сокольники в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, Законом Тульской области от 27 декабря 2007 года N 954-ЗТО не производилось, присоединение города Сокольники к городу Новомосковску проведено без учета относящихся к городу Сокольники поселков, в том числе поселка Шахта 35. Полагают, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителями Тульской областной Думы, Губернатора Тульской области, прокуратуры Тульской области представлены возражения, в которых они просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. Представителем Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции таких нарушений допущено не было.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу частей 1, 1.1 и 2 статьи 131 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях, виды которых устанавливаются федеральным законом. Территории муниципальных образований определяются с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации, установленными федеральным законом. Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В силу статьи 2 данного Федерального закона (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых законов) под муниципальным образованием понимается городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения. Сельским поселением является один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Городское поселение - это город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Муниципальным районом признается несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Под городским округом понимается городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Преобразование муниципальных образований представляет собой, в том числе, объединение муниципальных образований. Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти (части 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, либо на сходах граждан. Объединение поселения с городским округом осуществляется с согласия населения поселения и городского округа, выраженного представительным органом соответствующих поселения и городского округа, а также с учетом мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом соответствующего муниципального района. Поселение, объединенное с городским округом, утрачивает статус муниципального образования. Объединение городского поселения с городским округом осуществляется одновременно с изменением административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации, в результате которого происходит объединение города, находящегося на территории городского округа, и города (поселка), находящегося на территории городского поселения и являющегося его административным центром (части 3, 3.1 статьи 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Согласно части 3, 4 статьи 24 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в целях получения согласия населения при изменении границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования проводится голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории в соответствии с частями 2 и 3 статьи 12, частями 3, 5 и 7 статьи 13 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела усматривается, что инициатором преобразования муниципальных образований явился глава администрации муниципального образования Новомосковский район, который принял соответствующее постановление от 30 апреля 2008 года N 690 и выдвинул предложение по проведению голосования.
Согласно постановлению территориальной избирательной комиссии Новомосковского района Тульской области от 30 июня 2008 года N 21-1 "Об установлении итогов голосования по выявлению мнения населения по вопросу преобразования городского поселения город Новомосковск Новомосковского района" население Новомосковского района (13202 участника голосования или 72, 5 % от общего числа участников, внесенных в списки, позиция "да" - 12689 или 96, 11%), а также население города Новомосковска (59505 участника голосования или 58, 5 % от общего числа участников, внесенных в списки, позиция "да" - 57240 или 96, 19%) выразило согласие на изменение статуса городского поселения город Новомосковск Новомосковского района путем его преобразования в городской округ город Новомосковск с последующим присоединением всех поселений, расположенных на территории муниципального образования Новомосковский район.
Инициатива преобразования муниципальных образований была одобрена представительными органами местного самоуправления муниципальных образований, входящих в состав Новомосковского района Тульской области (решение Собрания депутатов муниципального образования город Сокольники Новомосковского района от 13 октября 2008 года N54-3 "Об объединении муниципального образования город Сокольники Новомосковского района с городским округом город Новомосковск Новомосковского района", решение Собрания депутатов муниципального образования Спасское Новомосковского района от 13 октября 2008 года N43-1 "Об объединении сельского поселения Спасское с городским округом город Новомосковск Новомосковского района", решение Собрания депутатов муниципального образования Рига-Васильевское Новомосковского района от 13 октября 2008 года N42-1 "Об объединении сельского поселения Рига-Васильевское с городским округом город Новомосковск Новомосковского района", решение Собрания депутатов муниципального образования Гремячевское Новомосковского района от 13 октября 2008 года N43-1 "Об объединении сельского поселения Гремячевское Новомосковского района с городским округом город Новомосковск Новомосковского района"; решение Собрания представителей муниципального образования Новомосковский район от 13 октября 2008 года N73-1 "Об объединении поселений, входящих в состав территории муниципального образования Новомосковский район, с городским округом город Новомосковск Новомосковского район, с городским округом город Новомосковск Новомосковского района", решение Собрания депутатов города Новомосковска Новомосковского района от 14 октября 2008 года N1-5 "Об объединении поселений, входящих в состав территории муниципального образования Новомосковский район, с городским округом город Новомосковск Новомосковского район").
Приведенные обстоятельства указывают на то, что порядок инициирования процедуры преобразования муниципальных образований, порядок учета мнения населения, проживающего на территории города Новомосковска и Новомосковского района Тульской области были соблюдены.
Суждение административных истцов о том, что преобразование муниципальных образований не учитывало мнение населения жителей поселка Шахты 35, не соответствует материалам дела. Кроме того, административные истцы жителями указанного поселка не являются, а, следовательно, не могут ссылаться на нарушение своих прав названным обстоятельством.
Согласно частям 1, 3 статьи 4 Устава (Основного Закона) Тульской области, принятого законом 12 ноября 2001 года N 265-ЗТО, в состав Тульской области входят районы, города областного и районного подчинения, поселки городского типа (рабочие поселки), районы в городах, сельские округа (сельские администрации, сельские территории, волости), сельские населенные пункты. К районам Тульской области относится Новомосковский район с административным центром - город Новомосковск.
Вопросы административно-территориального устройства Тульской области решаются в порядке, установленном законом Тульской области (часть 4 статьи 4 Устава).
Согласно пункту 10 части 2 статьи 35 указанного нормативного правового акта административно-территориальное устройство Тульской области и порядок его изменения устанавливается Законом Тульской области.
В силу Закона Тульской области от 27 декабря 2007 года N 954-ЗТО "Об административно-территориальном устройстве Тульской области" (в редакции на момент принятия оспариваемых актов) для целей настоящего закона применяются следующие термины и понятия: административно-территориальная единица - часть территории области в фиксированных границах, имеющая наименование и соответствующий статус; административно-территориальное устройство области - деление с учетом исторических и иных местных традиций территории области на части (административно-территориальные единицы), являющееся основой для осуществления функций государственного управления; город - административно-территориальная единица, являющаяся экономическим и культурным центром, имеющая промышленное, социально-культурное и историческое значение, перспективу дальнейшего экономического развития и роста численности населения; город районного подчинения - город, входящий в состав одного из районов области; поселок городского типа (рабочий поселок) - административно-территориальная единица, большинство населения которой занято в промышленном производстве; район - имеющая административный центр административно-территориальная единица, в состав которой входят несколько экономически и географически объединенных между собой сельских округов (сельских администраций, сельских территорий, волостей) и (или) городских населенных пунктов; сельский населенный пункт - административно-территориальная единица (село, деревня, сельский поселок и др.), большинство населения которой занято деятельностью в сфере сельского хозяйства.
Статьей 12 указанного закона закреплено, что реорганизация административно-территориальных единиц может быть осуществлена в форме объединения, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Реорганизация административно-территориальных единиц в форме присоединения представляет собой территориальное присоединение одной или нескольких административно-территориальных единиц к другой, в результате которого сохраняется статус административно-территориальной единицы, к которой произошло присоединение, а существование присоединяемых административно-территориальных единиц прекращается.
Вопросы установления административно-территориального устройства области и порядка его изменения, образования, упразднения, реорганизации, наделения статусом административно-территориальных единиц области, определения или перенесения административных центров районов относятся к полномочиям Тульской областной Думы в сфере административно-территориального устройства области относятся (статья 8 Закона N 954-ЗТО).
Учет административно-территориальных единиц области осуществляется правительством области посредством внесения в Реестр административно-территориальных единиц области сведений об административно-территориальных единицах: об образовании, упразднении, реорганизации, наделении статусом административно-территориальных единиц области, а также иных сведений в соответствии с порядком ведения Реестра административно-территориальных единиц области (статья 15 Закона N 954-ЗТО).
Проанализировав положения статей 7, 8 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статей 16, 18, 20-22 Устава (Основного Закона) Тульской области, принятого законом 12 ноября 2001 года N 265-ЗТО, статьями 5, 10, 17, 18, 20-22 Закона Тульской области от 14 декабря 1994 года N 4-ЗТО "О законах области", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые административными истцами законы Тульской области от 24 октября 2008 года N 1102-ЗТО, N 1103-ЗТО приняты в установленных порядке и форме уполномоченным органом - Тульской областной Думой, подписаны Губернатором Тульской области, опубликованы в соответствии с положениями действующего законодательства и вступили в силу.
Доводов о нарушении порядка принятия нормативных правовых актов апелляционная жалоба не содержит.
Проверяя содержание оспариваемых положений на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Законы N 1102-ЗТО, N 1103-ЗТО действующему законодательству не противоречат и права административных истцов не нарушают.
При этом суд исходил из того, что преобразование муниципальных образований само по себе не указывает на изменение административно-территориального устройства, и учел отсутствие доказательств включения поселка Шахты в состав административно-территориальной единицы город Сокольники Новомосковского района, а на основании оспариваемого Закона N 1102-ЗТО - в состав административно территориальной единицы Новомосковск Новомосковского района.
Согласно статьям 1, 2 Устава муниципального образования города Сокольники Новомосковского района, принятого решением Собрания депутатов муниципального образования города Сокольники Новомосковского района от 19 мая 2006 года N 12-3, муниципальное образование город Сокольники Новомосковского района наделено статусом городского поселения Законом Тульской области от 27 мая 2005 года N 578-ЗТО "О переименовании муниципального образования - город Новомосковск и Новомосковский район Тульской области, наделении статусом и определении административных центров муниципальных образований на территории Новомосковского района Тульской области", его территория входит в состав территории муниципального образования Новомосковский район, границы муниципального образования город Сокольники Новомосковского района утверждены Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 23 марта 2005 года N 32 "Об утверждении границ муниципальных образований Тульской области".
Законом Тульской области от 27.05.2005 N578-ЗТО установлена граница и наделено статусом городского поселения муниципальное образование город Сокольники Новомосковского района согласно описанию границы (приложение 3), карте-схеме (приложение 2) (ст.3).
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 23 марта 2005 года N32 "Об утверждении границ муниципальных образований Тульской области", утверждены, помимо прочих, границы муниципального образования, создаваемого в пределах территории города Сокольники, в том числе поселка Мирный, поселка Шахты 35, поселка Шахты 38, установленные уставом существующего муниципального образования "Город Новомосковск и Новомосковский район" Тульской области, в виде картографического описания (Приложение N 3).
Приведенное в нормативных правовых актах описание границы муниципального образования и его картографическое отображение свидетельствуют о том, что поселок Шахты 35 по состоянию на 2005 год входил в территорию муниципального образования город Сокольники Новомосковского района как самостоятельная административно-территориальная единица наряду с иными населенными пунктами (поселок Шахты 38, поселок Мирный).
В приложениях 1 и 2 к оспариваемому Закону Тульской области от N1102-ЗТО закреплено описание границы муниципального образования город Новомосковск Новомосковского района, имеется карта-схема границы муниципального образования город Новомосковск Новомосковского района, согласно которой населенный пункт Шахты 35 как составная часть муниципального образования город Сокольники вошла во вновь образуемый городской округ город Новомосковск.
Законом Тульской области N 1103-ЗТО, принятым в рамках реализации полномочий по организации административно-территориального устройства, город Сокольники Новомосковского района Тульской области как административно-территориальная единица присоединен к городу Новомосковску Новомосковского района Тульской области.
Согласно представленным в материалы дела сведениям Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления ОК-019-95 (ОКАТО), утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 31 июля 1995 года N 413, по состоянию на 1 ноября 2008 года сельский населенный пункт поселок Шахты 35 был подчинен городу Сокольники Новомосковского района Тульской области.
Из ответа Федеральной службы государственной статистики от 25 августа 2023 года N усматривается, что город Сокольники на основании Закона Тульской области N1103-ЗТО присоединен к городу Новомосковску Новомосковского района и включен в черту Новомосковска, в связи с чем запись о нем с кодом 70234504 ОКАТО аннулирована. При этом населенным пунктам, ранее относившимся к городу Сокольники, были присвоены новые коды ОКАТО на основании Закона Тульской области N 1332-3TO от 7 октября 2009 года, содержащего описание границы муниципального образования город Новомосковск (приложение 1) и карту-схему (приложение 2), в том числе поселку Шахты 35 - код 70234000002 в составе Новомосковского района Тульской области.
Согласно Реестру административно-территориальных единиц Тульской области, размещенном в настоящее время на официальном сайте Министерства внутренней политики и развития местного самоуправления Тульской области, поселок Шахты 35 входит в состав Новомосковского района.
При таком положении судебная коллегия находит правильным вывод суда об ошибочности утверждения административных истцов о том, что в связи с изменением границ города Новомосковска Новомосковского района, вызванных принятием оспариваемых ими законов Тульской области, территория города Сокольники была присоединена к городу Новомосковску, в то время как территория поселка Шахты 35 не вошла в его состав, поскольку оно основано на неверном толковании положений действующего законодательства, смешении понятий "муниципальное образование" и "административно-территориальная единица", что не является тождественным.
Выводы суда не опровергаются представленным административными истцами актом описания границ города Сокольники, утвержденным постановлением главы муниципального образования - город Новомосковск и Новомосковский район N 2986 от 30 ноября 2000 года, поскольку он составлен в целях подготовки к проведению Всероссийской переписи населения 2002 года и относит с городу Сокольники обособленные населенные пункты, не включенные в описание границ города, находящиеся за пределами городской черты на границе с Климовским районом Тульской области, в том числе поселок Шахты 35.
В настоящее время согласно Реестру административно-территориальных единиц Тульской области, размещенном на официальном сайте Министерства внутренней политики и развития местного самоуправления Тульской области, поселок Шахты N 35 входит в состав Новомосковского района.
В обоснование своих требований административные истцы указывают на то, что поселок Шахты 35, который ранее, по их мнению, входил в состав города Соколники Новомосковского района, необоснованно не включен в состав города Новомосковск в качестве территории микрорайона Сокольники, что привело к утрате ими права на получение льготного обеспечения в соответствии со статьями 7, 11 Закона РФ от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Судебная коллегия не может согласиться с приведенным суждением в силу следующего.
В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1 его действие распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр); на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км.
Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Границы данных зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
Зона проживания с льготным социально-экономическим статусом - часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0.1 бэр). В данной зоне помимо осуществления комплекса контрмер, включающего медицинские мероприятия по радиационной и радиоэкологической защите, создается хозяйственно-экологическая структура, обеспечивающая улучшение качества жизни населения выше среднего уровня, компенсирующая отрицательное воздействие психоэмоциональной нагрузки, связанной с чернобыльской катастрофой и применением контрмер (статья 11 Закона РФ от 15 мая 1991 года N1244-1).
По смыслу приведенных положений к зонам, подвергшимся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, относятся конкретные территории и населенные пункты, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, расположенные в границах зоны поражения, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации в установленном законом порядке.
В соответствии с действующим в настоящее время Перечнем населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 года N 1074, в числе указанных населенных пунктов поселок Шахты 35 не поименован.
Решением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 12 сентября 2023 года N АКПИ23-419 отказано в удовлетворении заявлений административных истцов о признании частично недействующим Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 года N 1074, в части невключения в него поселка Шахты 35 Новомосковского района Тульской области.
Согласно распоряжению Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года N 237-р и постановлению Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года N1582, которыми ранее устанавливались перечни населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, поселок Шахты 35 Новомосковского района Тульской области в указанные перечни не включен.
Из объяснений сторон, материалов дела, в том числе информации, предоставленной администрацией муниципального образования город Новомосковск от 4 апреля 2022 года, усматривается, что населенный пункт поселок Шахта 35 Новомосковского района, входящий в состав муниципального образования городской округ город Новомосковск, в перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ранее не входил и в настоящее время не включен.
Как указывалось ранее Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления и не регулирует вопросы организации социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года.
Местное самоуправление как форма осуществления народом своей власти направлено на решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Статус и границы муниципальных образований определяются в установленном порядке с учетом мнения населения исходя из сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления названных вопросов. Их преобразование по смыслу Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ на определение льготного социально-экономическим статуса территорий и населенных пунктов не влияет.
При установленных обстоятельствах судебная коллегия полагает правильным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемыми нормативными правовыми актами не уменьшен гарантированный действующим законодательством объем прав населения, следовательно, оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется.
В апелляционной жалобе административными истцами изложены доводы, повторяющие приведенные в суде первой инстанции, направлены на иную правовую оценку обстоятельств дела, сводятся к несогласию с выводами суда, изложенными в решении, оснований не согласиться с которыми судебная коллегия не усматривает.
Выводы суда должным образом мотивированы, соответствуют нормам материального права, нарушений процессуальных правил при рассмотрении дела судом не допущено, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тульского областного суда от 29 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО25, ФИО26 - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.