Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Васильевой Т.И, Синьковской Л.Г, при секретаре Тумановой О.А, с участием прокурора Ветлицына Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-449/2023 по апелляционной жалобе управления имущественных отношений Брянской области на решение Брянского областного суда от 23 октября 2023 года, которым удовлетворено административное исковое заявление ФИО11, ФИО12 об оспаривании в части Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года N 1723 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 17 февраля 2023 года N 225), Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года N 1825 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 17 февраля 2023 года N 227).
Заслушав доклад судьи Васильевой Т.И, объяснения представителя управления имущественных отношений Брянской области Савенко А.В, административных истцов ФИО13, ФИО14, их представителя Стефуришина А.Н, заключение прокурора Ветлицына Д.А, полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года N 1723, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru) 27 ноября 2020 года, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 17 февраля 2023 года N 225 Перечень объектов недвижимого имуществ на 2021 год изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2021 года. Указанный приказ размещён на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru) 22 февраля 2023 года.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года N 1825, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru) 26 ноября 2021 года, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 17 февраля 2023 года N 227 Перечень объектов недвижимого имуществ на 2022 год изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2022 года. Указанный приказ размещён на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru) 21 февраля 2023 года.
В Перечень на 2021 год под пунктом N, в Перечень на 2022 год под пунктом N включено здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"
ФИО15, ФИО16, которым на праве общей долевой собственности принадлежит указанный объект недвижимости, обратились в Брянский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учётом уточнений просили признать недействующими поименованные положения, ссылаясь в обоснование своих требований на то, что спорный объект недвижимости не обладает предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество должна исчисляться исходя из их кадастровой стоимости. Оспариваемые правовые предписания противоречат действующему законодательству и нарушают права административных истцов на справедливое налогообложение.
Решением Брянского областного суда от 23 октября 2023 года административные исковые требования ФИО17 и ФИО18 удовлетворены. Признаны недействующими:
с 1 января 2021 года пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года N 1723 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 17 февраля 2023 года N 225);
с 1 января 2022 года пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года N 1825 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 17 февраля 2023 года N 227).
В апелляционной жалобе управление имущественных отношений Брянской области просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что судом был неверно применен закон, поскольку объект недвижимости подлежал включению в Перечни в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 и пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по его фактическому использованию в качестве торгового объекта. По сведениям ЕГРН объект недвижимости имеет наименование "жилой дом с магазином", по техническому паспорту ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" от 15 декабря 2010 года в составе объекта значатся помещения площадью более 20 % с наименованиями "торговый зал", "подсобное", "гараж". Актом проведения мероприятий для определения вида фактического использования объекта от 20 января 2020 года установлено, что по фактическому использованию здание соответствует признакам, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, административный истец ФИО19 имеет статус индивидуального предпринимателя, основным и единственным видом деятельности которой является торговля розничная прочая в специализированных магазинах.
Относительно доводов апелляционной жалобы административными истцами, прокуратурой Брянской области представлены письменные возражения, в которых указано на то, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Принимая во внимание положения подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 10, части 1 статьи 29 закона Брянской области от 03 ноября 1997 года N 28-З "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области", суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемые приказы управления имущественных отношений Брянской области, которыми утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, а также последующие изменяющие их акты, приняты уполномоченным органом в установленной форме и размещены на официальном интернет-портале правовой информации: www.pravo.gov.ru, в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом суд первой инстанции установил, что включение объекта недвижимости с кадастровым номером N в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых на 2021, 2022 годы налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, не соответствует действующему федеральному законодательству.
Судебная коллегия полагает названные выводы суда правильными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и сборам. В соответствии со статьей 399 Налогового кодекса Российской Федерации данный налог устанавливается указанным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1).
Статьей 1 Закона Брянской области от 28 сентября 2015 года N 80-З "Об установлении единой даты начала применения на территории Брянской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" предусмотрено, что с 1 января 2016 года на территории Брянской области применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Решением Новозыбковского городского Совета народных депутатов от 27 августа 2019 года N 5-610 установлен и введен в действие с 1 января 2020 года налог на имущество физических лиц и установлены ставки налога исходя из кадастровой стоимости, в том числе на объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Кроме того, подпунктом 3 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении таких объектов недвижимого имущества, как жилые помещения, жилые строения, многоквартирные дома, наемные дома, садовые дома, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Требований о включении названных объектов недвижимости в перечень недвижимого имущества, предусмотренного пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, действующее законодательство не содержит.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях, делового, административного или коммерческого назначения.
Торговым центром (комплексом) в силу подпунктов 1 и 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 1.1, 3.49, 3.50 положения об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденного указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года N 66, управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области по обеспечению проведения единой государственной политики в области управления и распоряжения государственным имуществом Брянской области и в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости ФИО20, ФИО21 являются собственниками здания с кадастровым номером N, наименование - жилой дом с магазином, назначение - жилое, площадью N кв. м расположенное по адресу: "адрес"
Данное здание расположено на земельном участке в кадастровым номером N, находящимся в собственности административных истцов. Вид разрешенного использования земельного участка - "индивидуальное жилищное строительство", который не предполагает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, объектов торговли, общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Согласно кадастровому паспорту, составленному Новозыбковским филиалом ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" 26 апреля 2013 года, объект недвижимости возведен и поставлен на кадастровый учет как жилой дом.
Техническим паспортом на здание, составленным Новозыбковским филиалом ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" по состоянию на 15 декабря 2010 года, установлено, что здание имеет назначение - жилой дом с магазином, фактическое использование - по назначению, в его состав входят помещения с назначением "жилое" общей площадью "данные изъяты" кв. м или 40, 4 % общей площади, с назначением "подсобное" - "данные изъяты" кв. м или 48, 39 % общей площади, с назначением "торговое" - "данные изъяты" кв. м (торговый зал) или 11, 18 % общей площади.
Таким образом, объект недвижимости с кадастровым номером N не является нежилым зданием, которое подлежит отнесению к числу административно-деловых или торговых центров, имеет жилое назначение, следовательно, относится к объектам, предусмотренным подпунктом 3 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, которые не подлежат включению в Перечни.
Судом обоснованно не приняты во внимание ссылки административного ответчика на те обстоятельства, что в спорном здании, помимо жилых помещений, имеются помещения торгового назначения, а часть помещений общей площадью более 20 % фактически используется под размещение объектов торговли и бытового обслуживания, поскольку данные помещения не являются отдельными объектами недвижимости, а входят в состав жилого дома.
Само по себе использование помещений в жилом доме не в целях проживания, как верно указал суд, не является нарушением в силу пункта 1 части 1 статьи 16, части 2 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, которыми допускается использование жилых помещений для осуществления профессиональной или индивидуальной предпринимательской деятельности.
Кроме того, оценив представленные административным ответчиком акты по определению вида фактического использования здания, составленные по состоянию на 20 января 2020 года и 16 ноября 2021 года, суд пришел к выводу о том, что они не могут служить доказательствами законности и обоснованности включения жилого дома в Перечни.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года N 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения.
Данный Порядок определяет порядок осуществления мероприятий, направленных на установление вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
Указанные мероприятия выполняются в целях их включения в Перечень либо исключения соответствующих объектов из Перечня и осуществляются территориальными комиссиями в форме обследований, направленных: на определение вида фактического использования объектов путем обследований объектов в натуре; на определение назначения (предназначения) объектов, осуществляемых в форме камерального исследования соответствующих сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости. Результатом обследования является акт обследования.
Объекты, включенные в Перечень по результатам проведения мероприятий в предыдущем году, могут быть включены в Перечень на очередной год на основании камерального обследования, без обязательного обследования в натуре, только при наличии достаточных данных, полученных в результате камерального обследования, о соответствии объекта, включенного в Перечень предыдущего года, критериям для налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При недостаточности указанных данных либо при наличии у любого из Уполномоченных органов информации об изменении характеристик объекта в предыдущем или текущем налоговом периоде, влияющих на правомерность нахождения объекта в Перечне текущего года, на отнесение его в Перечень на очередной налоговый период, такой объект подлежит обязательному обследованию в натуре (пункты 1, 9, 10, 12, 15).
Согласно пунктам 5.1 - 5.5 Методики определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, для целей налогообложения, утвержденной приказом управления имущественных отношений Брянской области от 14 мая 2018 года N 638 (в редакции, действующей на момент составления акта от 20 января 2020 года), по результатам проведения мероприятий по обследованию объектов недвижимости составляется акт проведения мероприятия для определения вида фактического использования здания (строения, сооружения) и помещения, в котором производится описание и запись рассчитанных площадей помещений по видам их фактического использования в физическом и процентном соотношении в соответствии с установленными требованиями действующего законодательства. Фотосъемка объектов недвижимости, их частей и информационных стендов проводится при необходимости с целью фиксации фактического использования объекта и его местонахождения.
В нарушение указанных положений в акте обследования объекта недвижимости с кадастровым номером N от 20 января 2020 года, отсутствует описание помещений, фотоматериалы, составленные при обследовании спорного объекта на 4 листах, суду не предоставлены.
Акт проведения мероприятий для определения вида фактического использования объектов от 16 ноября 2021 года, послуживший основанием для включения спорного здания в Перечень на 2022 год, составлен по результатам камеральной проверки без проведения натурного обследования объекта.
При таком положении судебная коллегия соглашается с мнением суда о том, что акты обследования не могут быть признаны надлежащими доказательствами по делу, подтверждающими фактическое использование объекта.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Таким образом, включение жилого здания с кадастровым номером N в Перечни на 2021, 2022 годы является необоснованным.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено. Принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не установлено.
Руководствуясь положениями статей 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Брянского областного суда от 23 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу управления имущественных отношений Брянской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.