Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Васильевой Т.И, Синьковской Л.Г, при секретаре Тумановой О.А, с участием прокурора Ветлицына Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-556/2023 по апелляционной жалобе ФИО11 на решение Брянского областного суда от 18 октября 2023 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления ФИО12 об оспаривании в части Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года N 1825 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 17 февраля 2023 года N 227), Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2022 года N 1743 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 28 сентября 2023 года N 1633), взыскании государственной пошлины.
Заслушав доклад судьи Васильевой Т.И, объяснения представителя управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В, заключение прокурора Ветлицына Д.А, полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2021 года N 1825, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru) 26 ноября 2021 года, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 17 февраля 2023 года N 227 Перечень объектов недвижимого имуществ на 2022 год изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2022 года. Указанный приказ размещён на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru) 21 февраля 2023 года.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2022 года N 1743, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru) 23 ноября 2022 года, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2023 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 28 сентября 2023 года N 1633 Перечень объектов недвижимого имуществ на 2023 год изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2023 года. Указанный приказ размещён на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru) 5 октября 2023 года.
В Перечень на 2022 год под пунктом N в Перечень на 2023 год под пунктом N включено нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"
ФИО13 являющийся собственником поименованного помещения, обратился в Брянский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учётом уточнений просил признать недействующими указанные пункты, ссылаясь в обоснование своих требований на то, что предусмотренный ими объект недвижимости не обладает признаками объектов, в отношении которых в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество должна исчисляться исходя из их кадастровой стоимости. Оспариваемые правовые предписания противоречат действующему законодательству и нарушают права административного истца, поскольку влекут незаконное увеличение размера налога на имущество физических лиц.
Решением Брянского областного суда от 18 октября 2023 года в удовлетворении административных исковых требований ФИО14 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО15 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Указывает на неверность вывода суда о том, что объект недвижимости обоснованно включен в Перечень в соответствии с его наименованием по сведениям Единого государственного реестра недвижимости и документам технического учета, свидетельствующим о предназначении объекта для использования в целях осуществления коммерческой деятельности, без учета сведений о его фактическом использовании. В суде достоверно было установлено что спорное нежилое помещение фактически в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не используется. С 1 апреля 2022 года на площади 49, 3 кв. м, что составляет менее 20% от общей площади объекта, размещен офис ООО "БрянскГипроЗем", в остальной части помещение административным истцом не используется.
Относительно доводов апелляционной жалобы управлением имущественных отношений Брянской области, прокуратурой Брянской области представлены письменные возражения, в которых указано на то, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Принимая во внимание положения подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 10, части 1 статьи 29 закона Брянской области от 03 ноября 1997 года N 28-З "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области", суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемые приказы управления имущественных отношений Брянской области, которыми утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, а также последующие изменяющие их акты, приняты уполномоченным органом в установленной форме и размещены на официальном интернет-портале правовой информации: www.pravo.gov.ru, в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом суд первой инстанции установил, что включение объекта недвижимости с кадастровым номером N в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых на 2022, 2023 годы налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, соответствует действующему федеральному законодательству.
Судебная коллегия полагает названные выводы суда правильными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и сборам. В соответствии со статьей 399 Налогового кодекса Российской Федерации данный налог устанавливается указанным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1).
Статьей 1 Закона Брянской области от 28 сентября 2015 года N 80-З "Об установлении единой даты начала применения на территории Брянской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" предусмотрено, что с 1 января 2016 года на территории Брянской области применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25 ноября 2015 года N 298 установлен и введен в действие с 1 января 2016 года на территории города Брянска налог на имущество физических лиц и установлены ставки налога исходя из кадастровой стоимости, в том числе на объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях, делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу подпунктов 1 и 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1.1, 3.49, 3.50 Положения об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденного указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года N 66, управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области по обеспечению проведения единой государственной политики в области управления и распоряжения государственным имуществом Брянской области и в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года N 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, который действовал на момент включения спорного объекта в оспариваемые Перечни.
Данный Порядок определяет порядок осуществления мероприятий, направленных на установление вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения. Указанные мероприятия выполняются в целях их включения в Перечень либо исключения соответствующих объектов из Перечня и осуществляются территориальными комиссиями в форме обследований, направленных: на определение вида фактического использования объектов путем обследований объектов в натуре; на определение назначения (предназначения) объектов, осуществляемых в форме камерального исследования соответствующих сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости. Результатом обследования является акт обследования. Виды фактического использования и (или) назначение (предназначение) объектов определяются на основании положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, результатов обследований, с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии. Объекты, включенные в Перечень по результатам проведения Мероприятий в предыдущем году, могут быть включены в Перечень на очередной год на основании Камерального обследования, без обязательного Обследования в натуре, только при наличии достаточных данных, полученных в результате Камерального обследования, о соответствии Объекта, включенного в Перечень предыдущего года, критериям для налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункты 1, 9, 10, 12).
На основании системного толкования приведенных норм суд пришел к выводу о том, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового центра, торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся к административно-деловому центру или торговому центру.
При этом статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как указано судом, устанавливая виды недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, предусматривает, что для включения объекта налогообложения в соответствующий перечень достаточно, чтобы он отвечал хотя бы одному из перечисленных в ней условий, то есть соответствия такого объекта совокупности всех критериев одновременно не требуется.
Из материалов дела усматривается, что с 21 марта 2022 года ФИО16 на праве собственности принадлежит объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. м, назначение - нежилое помещение, наименование - встроенно-пристроенный офис, расположенное по адресу: "адрес"
Ранее нежилое помещение находилось в собственности ООО "Новозыбков", привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Спорное нежилое помещение расположено на первом и втором этажах 7-этажного многоквартирного дома с кадастровым номером N (выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 10 августа 2023 года N).
Данное здание расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером N, имеющим вид разрешенного использования - "для эксплуатации жилого дома" (выписка Единого государственного реестра недвижимости от 29 августа 2023 года N).
Руководствуясь пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39, приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что установленный вид разрешенного использования земельного участка не предполагает использование размещенных на нем объектов в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Установив указанные обстоятельства, суд обоснованно констатировал, что спорное нежилое помещение расположено в пределах объекта, не отвечающего признакам административно-делового или торгового центра в соответствии с требованиями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, соответственно, оснований для включения его в Перечни по данному критерию не имелось.
Из обстоятельств дела усматривается, что помещение включено в Перечни как отдельный объект имущества исходя из его предназначения в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета.
Как установлено судом, спорный объект недвижимости, расположенный по адресу: "адрес", поставлен на кадастровый учет как помещение, назначение - нежилое.
Согласно техническим паспортам, составленным МУПТИ города Брянска 22 сентября 1999 года, 1 августа 2000 года, помещение имело наименование - "административное помещение в жилом доме", назначение - административное.
Из технического паспорта, составленного ФГУП "Ростехинвентаризация" Брянский филиал 14 ноября 2006 года, усматривается, что помещение имеет наименование - "встроенно-пристроенный офис", при этом наименование и назначение - "основное", имеют помещения, площадью "данные изъяты" кв. м или 72, 16 % от общей.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости объект имеет назначение - нежилое, наименование - встроенно-пристроенный офис (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 29 августа 2023 года, N).
Таким образом, сведения технического учета и Единого государственного реестра недвижимости однозначно указывают на наименование и назначение спорного нежилого помещения - "встроенно-пристроенный офис", что свидетельствует о предназначении помещения для использования в целях делового, административного или коммерческого использования, соответствующих статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и может являться самостоятельным и достаточным основанием для включения объекта недвижимости в Перечни на 2022, 2023 годы.
Суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание выписки из технических паспортов, составленных по состоянию на 22 сентября 1999 года, 1 августа 2000 года, согласно которым спорный объект имеет назначение - "административное помещение в жилом доме", поскольку указанные документы утратили своё действие в связи с составлением нового технического паспорта по состоянию на 14 ноября 2006 года (пункт 11.2 Рекомендаций по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения, принятых Российским союзом развития жилищно-коммунальной отрасли 1 января 1991 года).
При установленных обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда об отказе в удовлетворении административного иска правильным. При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
Доводы административного истца о возможности включения в Перечни спорного помещения только при установлении его фактического использования под размещение офисов, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания основаны на неверном понимании положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой критерием установления особенности определения налоговой базы является не совокупность условий, а хотя бы одно из условий, в данном случае, предназначение помещения под размещение офиса, определенное исходя из наименования и назначения объекта по сведениям Единого государственного реестра недвижимости и документам технического учета.
В связи с этим представленные административным истцом сведения о фактическом использовании под размещение офиса согласно условиям договора аренды от 1 апреля 2022 года с ООО "БрянскГипроЗем" только одного помещения, площадью "данные изъяты" кв. м, что составляет менее 20 % от общей площади объекта, правового значения не имеет, поскольку спорное нежилое помещение включено в Перечни по иному критерию.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не установлено.
Руководствуясь положениями статей 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Брянского областного суда от 18 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО17 - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.