Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Аняновой О.П, Борисовой О.В.
рассмотрела кассационную жалобу ФИО на решение Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 13 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 9 октября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО к администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону об оспаривании отказа в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО обратилась в Ворошиловский районный суд г. Ростова-на-Дону с административным исковым заявлением, в котором просила: признать распоряжение Главы администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону (далее - Глава администрации) от 27 декабря 2022 года N незаконным и отменить его; возложить на Главу администрации обязанность принять на учет ФИО в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ).
В обоснование административного иска ФИО указала, что 23 ноября 2022 года она обратилась в администрацию Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону (далее - администрация) с заявлением о принятии ее на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как инвалида, предоставив соответствующие документы. По результатам рассмотрения обращения распоряжением Главы администрации от 27 декабря 2022 года N административному истцу отказано в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. По мнению заявителя, указанное распоряжение является незаконным, поскольку инвалиды, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с положениями статьи 109 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьи 17 Закона N 181-ФЗ, и признание их малоимущими для обеспечения жилыми помещениями не требуется. ФИО считает, что в силу частей 2, 3 статьи 49 ЖК РФ, ей как инвалиду, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, должно быть предоставлено жилое помещение не муниципального, а государственного жилищного фонда. При этом указанное не означает, что постановка на соответствующий учет такого гражданина не входит в обязанности органа местного самоуправления.
Решением Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 13 июля 2023 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 9 октября 2023 года решение Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 13 июля 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 19 декабря 2023 года, ФИО ставит вопрос об отмене вышеприведенных судебных актов как принятых с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению заявителя, суды обеих инстанций неверно исходили из отсутствия у Куликовой А.Р. статуса малоимущей, поскольку заявленные требования были мотивированы тем, что административный истец является инвалидом. Ссылается на нарушение процессуальных сроков изготовления мотивированного решения суда по делу.
Определением судьи от 19 января 2024 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В возражениях относительно кассационной жалобы администрация выражает несогласие с доводами жалобы.
Куликова А.Р, ее представитель Халабурдин В.С, представители администрации, департамента координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону в заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, объяснения представителя администрации г. Ростова-на-Дону Касьяновой М.И, возражавшей против доводов кассационной жалобы, изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Из материалов дела видно, что ФИО является инвалидом третьей группы, зарегистрирована и проживает в жилом помещении N квартиры N общей площадью 13, 3 кв. м по "адрес" (зарегистрировано 3 человека).
Административному истцу принадлежит 1/3 доли в праве общей собственности на указанное жилое помещение.
23 ноября 2022 года ФИО обратилась в администрацию с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
К заявлению о принятии на учет ФИО приложила: копию паспорта, медицинское заключение МБУЗ "Городская поликлиника N", копию свидетельства о государственной регистрации права, копию поквартирной карточки, справку о выплатах за период с 1 января по 31 декабря 2021 года Пенсионного фонда России, справку о выплатах за период с 1 января по 23 ноября 2022 года Пенсионного фонда России, справки 2-НДФЛ за 2021, 2022 годы, копию справки "данные изъяты" от 23 июня 2016 года, копию СНИЛС.
В порядке рассмотрения заявления администрацией района проведена процедура признания ФИО малоимущей в соответствии с разделом 2 постановления Правительства Ростовской области от 4 мая 2012 года N 354 "Об утверждении Положения о порядке признания граждан малоимущими в целях обеспечения жилыми помещениями по договорам социального найма и организации учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
Из расчета администрации от 23 декабря 2022 года следует, что ФИО. имеет возможность приобретения жилья путем накопления, поскольку ее доход превышает расчетный показатель рыночной стоимости приобретения жилого помещения по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма более чем на 10%; ФИО. не может быть признана малоимущей. Возражения относительно правильности указанного расчета административным истцом не заявлены.
Жилищная комиссия при администрации на заседании 23 декабря 2022 года приняла решение об отказе ФИО в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, составом семьи один человек, что следует из протокола заседания жилищной комиссии N
Распоряжением Главы администрации от 27 декабря 2022 года N ФИО отказано в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, составом семьи один человек, в связи с тем, что согласно пункту 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ, пункту 2 части 1 статьи 3 Областного закона Ростовской области от 7 октября 2005 года N 363-3C "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области", разделу 2 постановления Правительства Ростовской области от 4 мая 2012 года N 354 "Об утверждения Положения о порядке признания граждан малоимущими в целях обеспечения жилыми помещениями по договорам социального найма и организации учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях", подпункту 3 пункта 2.9.2 административного регламента N муниципальной услуги "Постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", утвержденного постановлением администрации города Ростова-на-Дону от 1 ноября 2016 года N 1585, представлены документы, которые не подтверждают право ФИО состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях (Куликова А.Р. не признана малоимущей).
Так, в силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В целях реализации названных конституционных положений частью 2 статьи 49 ЖК РФ предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
В соответствии со статьей 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном этим Кодексом порядке.
Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 названной статьи случаев.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
В силу пункта 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 названного Кодекса перечне.
Такой перечень утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 года N 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
В соответствии с положениями статьи 17 Закона N 181-ФЗ инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Такой Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержден приказом Минздрава России от 30 ноября 2012 года N 991н и действует с 1 января 2018 года.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (абзац 3 статьи 17 Закона N 181-ФЗ).
Частью 2 статьи 52 ЖК РФ определено, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если, в частности, представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан нуждающихся в жилых помещениях на территории Ростовской области регламентируется Областным законом Ростовской области от 7 октября 2005 года N 363-ЗС "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области" (далее - Закон N 363-ЗС).
Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона N 363-ЗС предусмотрено, что основанием для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 363-ЗС граждане признаются малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в соответствии с размером дохода, приходящегося на каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), и стоимостью имущества, находящегося в собственности членов семьи (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 ЖК РФ необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении. При это административным ответчиком произведен расчет доходов ФИО в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Ростовской области от 4 мая 2012 года N 354 "Об утверждении Положения о порядке признания граждан малоимущими в целях обеспечения жилыми помещениями по договорам социального найма и организации учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях", в соответствии с которым ФИО. не признана малоимущей.
Соглашаясь с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого решения административного ответчика об отказе в принятии на учет Куликовой А.Р. в качестве нуждающейся в жилых помещениях, суд апелляционной инстанции также отметил, что пункт 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).
Принимая во внимание, что администрацией ФИО не была признана малоимущей и нуждающейся в жилых помещениях, и иных документов, опровергающих данный вывод административного ответчика не представлено, то оспариваемое решение администрации от 27 декабря 2022 года об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, основанный на том, что административным истцом не представлены документы, которые не подтверждают право соответствующего гражданина состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях, соответствует нормам действующего законодательства является верным.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведенными выводами судов.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку они аналогичны доводам административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, не содержат новых обстоятельств, которые бы опровергали выводы судов, сводятся к оспариванию правомерности выводов об установленных фактических обстоятельствах.
Переоценка представленных доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции, все юридически значимые обстоятельства определены судами правильно, исследованные доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 КАС РФ.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными, вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 13 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 9 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 22 февраля 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.