Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Аняновой О.П, Шелудько В.В.
рассмотрела кассационную жалобу Журбина А.Н. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 21 июня 2023 года, которым отменено решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 13 марта 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N 12 по Ростовской области к Журбину А.Н. о взыскании недоимки по налогам и пени.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России N 12 по Ростовской области (далее - инспекция, налоговый орган) обратилась в Шахтинский городской суд Ростовской области с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать транспортный налог с физических лиц: за 2017 год по сроку уплаты - 3 декабря 2018 года, за 2018 год по сроку уплаты - 2 декабря 2019 года, за 2019 год по сроку уплаты - 1 декабря 2020 года, за 2020 год по сроку уплаты - 1 декабря 2021 года налог в размере 7825, 41 рублей и 111, 72 рублей пени.
Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 13 марта 2023 года административный иск удовлетворен в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 21 июня 2023 года решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 13 марта 2023 года отменено, по делу принято новое решение, которым с Журбина А.Н. в пользу инспекции взысканы: недоимка по транспортному налогу за 2019 год в размере 2060 рублей и 60, 09 рублей пени; недоимка по транспортному налогу за 2020 год в размере 1845, 41 рублей. В удовлетворении остальной части административного иска отказано. С Журбина А.Н. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 400 рублей.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 18 декабря 2023 года, Журбин А.Н. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 21 июня 2023 года как принятого с нарушением норм материального и процессуального права. Заявитель ссылается на незаконную деятельность ФНС. Указывает, что его транспортное средство ГАЗ 322132 является легковым автомобилем, а не автобусом.
Определением судьи от 24 января 2024 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В возражениях относительно кассационной жалобы инспекция выражает несогласие с доводами жалобы.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела, в возражениях относительно кассационной жалобы налоговый орган просил о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Заслушав доклад, изучив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Пункт 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) устанавливает обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 названного Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Согласно части 1 статьи 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Судом установлено, что Журбин А.Н. в период 2017 - 2020 годов являлся собственником транспортных средств "данные изъяты", регистрационный номер "данные изъяты", и "данные изъяты", регистрационный номер "данные изъяты"
В установленные законом сроки обязанность по уплате транспортного налога Журбин А.Н. не исполнил.
Налоговым органом в соответствующих налоговых уведомлениях, направленных налогоплательщику, произведен расчет транспортного налога за 2017 год в размере 1960 рублей, за 2018 год - 1960 рублей, за 2019 год - 2060 рублей, за 2020 год - 1845, 41 рублей.
В связи с неисполнением обязанности по уплате транспортного налога за указанные налоговые периоды инспекция в отношении Журбина А.Н. выставила требования: от 29 января 2019 года N об уплате недоимки по транспортному налогу за 2017 год в размере 1960 рублей, пени в размере 28, 14 рублей, срок исполнения установлен до 12 марта 2019 года; от 29 января 2020 года N об уплате транспортного налога за 2018 год в размере 1960 рублей, пени в размере 23, 49 рублей, срок исполнения установлен до 24 марта 2020 года; от 15 июня 2021 года N об уплате недоимки по транспортному налогу за 2019 год в размере 2060 рублей, пени в размере 60, 09 рублей, срок исполнения установлен до 18 ноября 2021 года; от 21 декабря 2021 года N об уплате недоимки по транспортному налогу за 2020 год в размере 1845, 41 рублей, срок исполнения установлен до 15 февраля 2022 года.
Ввиду того, что указанная в требованиях задолженность административным ответчиком погашена не была, налоговый орган 12 сентября 2022 года обратился к мировому судье судебного участка N 1 Шахтинского судебного района Ростовской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Журбина А.Н. данной налоговой задолженности.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка N Шахтинского судебного района Ростовской области N от 13 сентября 2022 года с Журбина А.Н. взыскана задолженность по транспортному за 2017 - 2020 годы в общем размере 7825, 41 рублей и пеня в размере 111, 72 рублей.
На основании поступивших возражений административного ответчика определением мирового судьи от 13 сентября 2022 года судебный приказ от 13 сентября 2022 года отменен.
25 января 2023 года инспекция обратилась в суд с административным иском.
Разрешая спор и удовлетворяя административные исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из наличия у административного ответчика неисполненной обязанности по уплате транспортного налога за 2017 - 2020 годы и пени в указанных в административном исковом заявлении размерах. Также городской суд пришел к выводу о соблюдении налоговым органом предусмотренных НК РФ порядка и сроков принудительного взыскания с налогоплательщика имеющейся задолженности.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами не согласился исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу пункта 2 статьи 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент выставления налоговым органом требований) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 48 НК РФ (в редакции, действовавшей до внесения в нее изменений Федеральным законом от 23 ноября 2020 года N 374-ФЗ), если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
При этом, согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от 23 ноября 2020 года N 374-ФЗ), если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете их общей суммы, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысит 10 000 рублей, тогда налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Так, отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия исходила из того, что сумма задолженности административного ответчика превысила 3000 рублей с момента выставления налоговым органом требования от 29 января 2020 года N об уплате недоимки по транспортному налогу за 2018 год в размере 1960 рублей, пени в размере 23, 49 рублей (по требованию от 29 января 2019 года N недоимка по транспортному налогу 1960 рублей, пеня в размере 28, 14 рублей + по требованию от 29 января 2020 года N недоимка 1960 рублей, пеня 23, 49 рублей = 3971, 63 рублей)
Соответственно, шестимесячный срок на обращение инспекции к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа по требованиям от 29 января 2019 года N и от 29 января 2020 года N N истекал 29 июля 2020 года (29 января 2020 года + 6 месяцев), в связи с чем, обратившись с таким заявлением к мировому судье 12 сентября 2022 года, налоговым органом был пропущен установленный пунктом 2 статьи 48 НК РФ шестимесячный срок.
Доказательства наличия каких-либо уважительных причин, препятствовавших обращению в установленный законом срок с заявлением к мировому судье, налоговым органом не представлены ни в суде первой инстанции, ни в апелляционной инстанции.
При этом по требованиям от 15 июня 2021 года N 49633 об уплате недоимки по транспортному налогу за 2019 год в размере 2060 рублей, пени в размере 60, 09 рублей, срок исполнения - до 18 ноября 2021 года; от 21 декабря 2021 года N об уплате недоимки по транспортному налогу за 2020 год в размере 1845, 41 рублей, срок исполнения установлен до 15 февраля 2022 года, сумма задолженности не превысила 10 000 рублей, а потому, с учетом положений абзаца 3 пункта 2 статьи 48 НК РФ в редакции Федерального закона от 23 ноября 2020 года N 374-ФЗ, налоговый орган к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа по указанным требованиям обратился в установленный законом срок - 12 сентября 2022 года.
Также инспекцией был соблюден срок на обращение в суд с административным иском о взыскании с Журбина А.Н. налоговой задолженности по указанным выше двум требованиям.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о том, что выводы суда первой инстанции об удовлетворении административных исковых требований инспекции в полном объеме не соответствуют обстоятельствам дела и положениям статьи 48 НК РФ.
Утверждения кассационной жалобы о том, что транспортное средство ГАЗ 322132 является легковым автомобилем, а не автобусом, судами первой и второй инстанций проверялись и обоснованно признаны несостоятельными.
Иные доводы жалобы направлены на другую оценку обстоятельств по делу, в то время как переоценка представленных доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции, все юридически значимые обстоятельства определены судом правильно, исследованные доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 КАС РФ.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в апелляционном определении судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 21 июня 2023 года, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными, вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судом не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 21 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Журбина А.Н. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 4 марта 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.