Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Аняновой О.П, Шелудько В.В.
рассмотрела кассационную жалобу кассационную жалобу администрации муниципального образования "Камызякский муниципальный район Астраханской области" на решение Камызякского районного суда Астраханской области от 20 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 4 октября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Камызякского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Камызякский муниципальный район Астраханской области", МКОУ "Караулинская ООШ имени Героя Советского Союза Никонова К.П." о возложении обязанности устранить нарушения.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Камызякского района Астраханской области обратился в суд с иском, в котором просил возложить на администрацию МО "Камызякский муниципальный район Астраханской области" (далее - администрация), МКОУ "Караулинская ООШ им. Героя Советского Союза Никонова К.П." (далее - общеобразовательное учреждение) обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства об образовании, санитарно-эпидемиологического законодательства следующим путем: привести в соответствие с требованиями пункта 2.8.3 СП 2.4.3648-20 окна в кабинете N 30 - (истории), кабинете N 31 - (информатики), кабинете N 32 - (русского языка), в коридорах 1 и 2 этажах образовательного учреждения.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения общеобразовательным учреждением законодательства об образовании, санитарно-эпидемиологического законодательства, по результатам которой установлено, что в нарушение пункта 3 части 4 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ), п. п. 2.5.3, 2.7.2, 2.8.3 СП 2.4.3648-20 окна в кабинете N кабинете N кабинете N в коридорах 1 и 2 этажах образовательного учреждения в силу ветхости и изношенности не обеспечивают возможность организации проветривания помещений, сохранения температурного режима в помещениях, предназначенных для пребывания детей, в том числе нарушена целостность остекления; в вышеуказанных помещениях окна установлены не из цельного стеклополотна, деревянные рамы рассохлись и имеют щели между стеклополотном и оконными рамами; на потолках помещений кабинетов имеются дефекты и повреждения, имеются следы протеканий, отделка не допускает влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств.
Решением Камызякского районного суда Астраханской области от 20 апреля 2023 года исковое заявление прокурора Камызякского района Астраханской области удовлетворено. На администрацию, общеобразовательное учреждение возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения об образовании, санитарно-эпидемиологического законодательства, следующим путем: привести в соответствие с требованиями пункта 2.8.3 СП 2.4.3648-20 окна в кабинете N 30 - (истории), кабинете N 31 - (информатики), кабинете N 32 - (русского языка), в коридорах 1 и 2 этажах образовательного учреждения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 30 августа 2023 года судебная коллегия определилаперейти к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 4 октября 2023 года решение Камызякского районного суда Астраханской области от 20 апреля 2023 года изменено в части возложенных на административных ответчиков обязанностей. Резолютивная часть изложена в следующей редакции:
"Обязать администрацию МО "Камызякский муниципальный район Астраханской области" в пределах компетенции в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить финансирование расходов МКОУ "Караулинская ООШ имени Героя Советского Союза Никонова К.П." для устранения нарушения об образовании, санитарно-эпидемиологического законодательства, следующим путем: привести в соответствии с требованиями пункта 2.8.3 СП 2.4.3648-20 окна в кабинете N кабинете N кабинете N в коридорах 1 и 2 этажах образовательного учреждения.
Обязать МКОУ "Караулинская ООШ имени Героя Советского Союза Никонова К.П." в течение 4 (четырех) месяцев с момента выделения финансирования в объеме, необходимом для выполнения мероприятий, устранить нарушения законодательства об образовании, санитарно-эпидемиологического законодательства, следующим путем: привести в соответствии с требованиями пункта 2.8.3 СП 2.4.3648-20 окна в кабинете N кабинете N, кабинете N в коридорах 1 и 2 этажах образовательного учреждения".
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 27 декабря 2023 года, администрация ставит вопрос об отмене решения Камызякского районного суда Астраханской области от 20 апреля 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 4 октября 2023 года как принятых с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению заявителя, поскольку лицом, ответственным за содержание имущества, находящегося в оперативном управлении у казенного учреждения, является само казенное учреждение, обязанность по устранению нарушения может быть возложена только на казенное учреждение, которому на праве оперативного управления передано соответствующее имущество. Считает, что администрация необоснованно привлечена к участию в деле в качестве административного ответчика.
Определением судьи от 24 января 2024 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились, от Территориального отдела Роспотребнадзора по Камызякскому и Приволжскому районам поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, объяснения прокурора Костюка А.И, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены.
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Положениями статей 41 и 43 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья и право на образование.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Согласно части 1 статьи 28 Закона N 273-ФЗ образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с названным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
В соответствии с пунктами 2, 15 части 3 статьи 28 Закона N 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
В силу положений, содержащихся в пункте 2 части 6 статьи 28 Закона N 273-ФЗ, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В части 7 статьи 28 Закона N 273-ФЗ указано, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качеством образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Положениями статьи 41 Закона N 273-ФЗ предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 утверждены СП 2.4.3648-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", которые направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению, уходу и присмотру в дошкольных образовательных организациях.
В силу требований пункта 2.7.2 СП 2.4.3648-20 конструкция окон должна обеспечивать возможность проведения проветривания помещений в любое время года.
В соответствии с пунктом 2.8.3 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" остекление окон выполняется из цельного стекла. Не допускается наличие трещин и иное нарушение целостности стекла. Чистка оконных стекол проводится по мере их загрязнения.
Как видно из материалов дела, прокуратурой района в ходе проверки исполнения требований законодательства об образовании, санитарно-эпидемиологического законодательства, осуществлен выезд в общеобразовательное учреждение в с. Караульное, в ходе которого установлено, что в нарушение пункта 3 части 4 статьи 41 Закона N 273-ФЗ, пунктов 2.5.3, 2, 27.2, 2.8.3 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" окна в кабинете N кабинете N кабинете N в коридорах 1 и 2 этажах образовательного учреждения в силу ветхости и изношенности не обеспечивают возможность организации проветривания помещений, сохранения температурного режима в помещениях, предназначенных для пребывания детей, в том числе нарушена целостность остекления; в вышеуказанных помещениях окна установлены не из цельного стеклополотна, деревянные рамы рассохлись и имеют щели между стеклополотном и оконными рамами; на потолках помещений кабинетов имеются дефекты и повреждения, имеются следы протеканий, отделка не допускает влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств.
По факту данных нарушений прокуратурой района в адрес директора общеобразовательного учреждения 10 января 2023 года и учредителя - администрации 20 января 2023 года внесены представления об устранении нарушений законодательства об образовании, санитарно-эпидемиологического законодательства, которые рассмотрены и указано на их удовлетворение.
Одновременно постановление о возбуждении дела об административном правонарушении прокуратурой района направлено в территориальный отдел Роспотребнадзора по Камызякскому и Приволжскому районам для привлечения виновных лиц к административной ответственности.
По результатам рассмотрения административного дела должностное лицо - директор общеобразовательного учреждения привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
По результатам рассмотрения представлений нарушения не устранены, что подтверждается ответами общеобразовательного учреждения, администрации и материалами дела.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что выявленные факты влекут за собой нарушения требований законодательства об образовании, об охране здоровья несовершеннолетних.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами согласился, при этом не усмотрел оснований для возложения на администрацию обязанности по устранению вышеуказанных нарушений на администрацию.
В соответствии с пунктом 9 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 9 Закона N 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций (п. 4 ч. 1); обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (п. 5 ч. 1).
Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в части финансирования муниципальных учреждений, формирования и размещения муниципального заказа.
Осуществление органом местного самоуправления финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными муниципальными учреждениями предусмотрено пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ
В соответствии с положениями Устава МКОУ "Караулинская ООШ им. Героя Советского Союза Никонова К.П." образовательное учреждение является некоммерческой организацией, по своей организационно-правовой форме относится к бюджетным учреждениям. Учредителем образовательного учреждения является муниципальное образование "Камызякский район". Функции и полномочия учредителя школы осуществляет администрация. Финансовое обеспечение деятельности школы осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования.
Исходя из того, что устранение выявленных административным истцом нарушений невозможно без соответствующего финансирования, судебная коллегия пришла к выводу, что обязанность по финансированию устранения нарушений в образовательном учреждении должна быть возложена на администрацию, как собственника имущества, органа, обладающего полномочиями в части финансирования муниципальных учреждений, формирования и размещения муниципального заказа.
Суд апелляционной инстанции исходил из того, что порядок финансирования необходимых организационно-хозяйственных мероприятий не снимает с собственника имущества возложенных на него законом обязанностей. Отсутствие в бюджете Камызякского района денежных средств также не освобождает администрацию от решения вопросов местного значения, отнесенных к ее компетенции, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности. Также данное обстоятельство не освобождает администрацию от исполнения обязанностей по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия воспитанников данного учреждения.
С учетом изложенного судебная коллегия пришла к выводу об изменении решения Камызякского районного суда Астраханской области от 20 апреля 2023 года в части возложенных на административных ответчиков обязанностей, а именно: возложила на администрацию обязанность в пределах компетенции в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить финансирование расходов общеобразовательного учреждения для устранения нарушений, а на общеобразовательное учреждение возложена обязанность в течение 4 месяцев с момента выделения финансирования в объеме, необходимом для выполнения мероприятий, устранить нарушения.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции признает такие выводы законными и обоснованными.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на иную оценку обстоятельств по делу, в то время как переоценка представленных доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции, все юридически значимые обстоятельства определены судом правильно, исследованные доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 КАС РФ.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными, вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 4 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Камызякский муниципальный район Астраханской области" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 4 марта 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.