Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е.
судей Капункина Ю.Б, Аняновой О.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, поступившую в суд первой инстанции 16 октября 2023 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 8 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Лукьянова А.В. к департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя, Губернатору города Севастополя о признании нормативного правового акта недействительным, обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Лукьянова А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя, Губернатору города Севастополя о признании нормативного правового акта недействительным, обязании совершить определенные действия.
Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от 11 ноября 2022 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 8 августа 2023 года отменено решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 11 ноября 2022 года.
По делу принято новое решение, которым административные исковые требования удовлетворены частично.
Судом признан незаконным подготовленный департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя проект распоряжения Губернатора "Об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес"" и признать незаконными распоряжение Губернатора от 14 апреля 2022 года N109-РГ.
Суд обязал департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя повторно рассмотреть заявление Лукьянова А. В. об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: г "адрес", с "для ведения личного крестьянского хозяйства" на "для ведения личного подсобного хозяйства"
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции и дополнениям к ней, представитель департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя Бабенко Е.В. просит отменить апелляционное определение с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
От представителя Правительства Севастополя Зайцевой Ю.И. поступил отзыв, в котором представитель выражает согласие с доводами кассационной жалобы.
В судебном заседании суда кассационной инстанции путем использования систем видеоконференц-связи (далее - ВКС) в порядке, установленном статьей 142 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимала участие представитель департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя Бабенко Е.В, доводы кассационной жалобы поддержала, настаивала на отмене апелляционного определения с оставлением в силе решения первой инстанции.
Так же в судебном заседании суда кассационной инстанции путем использования ВКС принимала участие представитель Правительства Севастополя Зайцева Ю.И, доводы кассационной жалобы поддержала, настаивала на отмене апелляционного определения с оставлением в силе решения первой инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно материалам дела, Лукьянов А.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", с видом разрешенного использования "для ведения личного крестьянского хозяйства".
19 октября 2018 года Лукьянов А.В. обратился в департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя с заявлением об издании распоряжения и назначении публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка с "для ведения личного крестьянского хозяйства" на "для ведения личного подсобного хозяйства" (код 2.2).
30 октября 2018 года комиссией по подготовке правил землепользования и застройки территории города Севастополя (протокол N 07/2018 от 30 октября 2018 года) по вопросу Лукьянова А.В. об изменении вида разрешенного использования земельного участка с "для ведения личного крестьянского хозяйства" на "для ведения личного подсобного хозяйства" вынесено решение не принимать решение по изменению вида разрешенного использования земельного участка.
11 сентября 2019 года на основании распоряжения департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 27 августа 2019 года N 167 проведены публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка с "для ведения личного крестьянского хозяйства" на "для ведения личного подсобного хозяйства" (код 2.2). По итогам публичных слушаний поддержан проект изменения вида разрешенного использования земельного участка с "для ведения личного крестьянского хозяйства" на "для ведения личного подсобного хозяйства" (код 2.2), о чем составлено заключение по результатам публичных слушаний.
Заключением правового управления Правительства Севастополя по результатам проведения правовой экспертизы проекта распоряжения Губернатора города Севастополя "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес"" не согласован проект указанного распоряжения Губернатора города Севастополя.
Распоряжением Губернатора города Севастополя от 14 апреля 2022 года N 109-РГ по обращениям Лукьянова А.В. от 14 сентября 2018 года, 15 октября 2018 года, 19 октября 2018 года, 27 июля 2019 года, протокола заседания Комиссии по подготовке правил землепользования и застройки территории города Севастополя N 07/2018 от 30 октября 2018 года, заключения по результатам публичных слушаний от 11 сентября 2019 года, отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"
О принятом Распоряжении Губернатора от 14 апреля 2022 года N 109-РГ Лукьянов А.В. извещен письмом департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя исх.N 2188/01-02-04-08/02/22 от 25 апреля 2022 года.
Постановлением Правительства Севастополя от 14 декабря 2015 года N 1210-ПП утвержден Временный порядок изменения вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории города Севастополя (далее - Порядок).
В соответствии с пунктами 8-10 Порядка (в редакции от 19 октября 2018 года, когда Лукьянов А.В. обратился в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя с заявлением об издании распоряжения и назначении публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка), при отсутствии оснований для отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства) уполномоченный орган в течение 30 дней с момента поступления заявления и приложенных к нему документов передает их на рассмотрение Комиссии по подготовке правил землепользования и застройки территории города Севастополя (далее - Комиссия). Вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства) рассматривается Комиссией в течение 20 дней с момента поступления в ее адрес заявления заинтересованного лица и приложенных к нему документов. Решения Комиссии оформляются протоколом и носят рекомендательный характер.
В течение 10 дней с момента принятия Комиссией решения по вопросу об изменении вида разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства) уполномоченный орган инициирует проведение процедуры публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства).
Уполномоченный орган в течение 10 дней с момента проведения публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства) обеспечивает подготовку проекта распоряжения Губернатора города Севастополя об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Изменение вида разрешенного использования земельного участка (объекта капитального строительства) осуществляется Губернатором города Севастополя путем издания распоряжения.
Пункт 10 Порядка (в редакции от 19.10.2018 года) возлагает на департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя в течение 10 дней с момента проведения публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка подготовить проект распоряжения Губернатора об изменении вида разрешенного использования земельного участка, а Губернатор, в свою очередь, обязан изменить вид разрешенного использования земельного участка путем издания распоряжения, поскольку отказ в изменении вида разрешенного использования земельного участка допустим только на этапе до момента поступления заявления и приложенных к нему документов на рассмотрение Комиссии по подготовке правил землепользования и застройки территории города Севастополя.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь нормами Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Законом города Севастополя от 10 марта 2017 года N 325-ЗС "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Севастополе", Постановлением Правительства Севастополя от 14 декабря 2015 года N 1210- ПП об утверждении Временного Порядка изменения видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства" указал, что само по себе проведение публичных слушаний по вопросу об изменении вида разрешенного использования конкретного земельного участка и принятия решения на публичных слушаниях об изменении вида разрешенного использования конкретного земельного участка само по себе не является безусловным основанием для возникновения обязанности компетентного органа государственной власти или должностного лица издать ненормативный акт об изменении вида разрешенного использования конкретного земельного участка, а предоставляет возможность данному органу государственной власти или должностному лицу со ссылкой на данное решение публичных слушаний воспользоваться исключительной компетенцией по изменению вида разрешенного конкретного земельного участка. При этом, является возможным и допустимым отказ в изменении вида разрешенного конкретного земельного участка, если это противоречит балансу государственных, общественных и частных интересов комплексного развития территории.
Таким образом, суд первой инстанции указал, что оснований для признания незаконными оспариваемых актов Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя и Губернатора не имеется, так как они приняты в установленном законодательстве порядке и в пределах их исключительной компетенции.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение о частичном удовлетворении административных исковых требований, суд апелляционной инстанции указал, что заявление административного истца должно быть рассмотрено по правилам, установленным Порядком в редакции Постановления Правительства Севастополя от 22 декабря 2016 года N 1246-ПП Постановления Правительства Севастополя от 16 февраля 2017 года N 134-ПП, согласно которого по результатам общественных слушаний 11 сентября 2019 года у административных ответчиков была обязанность в установленные сроки подготовить и подписать распоряжение об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
При таких обстоятельствах нельзя признать подготовленный департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя проект распоряжения Губернатора "Об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: г "адрес"" и распоряжение Губернатора от 14 апреля 2022 года N109-РГ законным и обоснованным.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов нижестоящих инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, не согласие с которой не может повлечь отмену либо изменение правильных по существу решений суда.
Учитывая, что отмена или изменение судебных актов в кассационном порядке возможны лишь в случаях, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доводы кассационной жалобы, не содержащие данных о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход административного дела, не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 8 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 2 февраля 2024 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Ю.Б. КапункинО.П. Анянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.