Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е.
судей Поляковой Е.А, Сергеева С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Русских И.А, поданную от ее имени представителем Анцуповым И.Ю, поступившую в суд первой инстанции 19 октября 2023 года, на решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 31 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 13 июля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Русских И.А. к администрации муниципального образования город-курорт Геленджик об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Русских И.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования город-курорт Геленджик об оспаривании решения органа местного самоуправления от 26 октября 2022 года N 110-13537/22-15-52-11, которым ей было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Решением Геленджикского городского суда Краснодарского края от 31 января 2023 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 13 июля 2023 года оставлено без изменения решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 31 января 2023 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель административного истца Русских И.А, действующий на основании доверенности Анцупов И.Ю, просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно материалам дела, 12 сентября 2022 года Русских И.А. обратилась в администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель населенных пунктов, ориентировочной площадью 700 кв.м, для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: "адрес" на кадастровом плане территории.
Заявление Русских И.А. поступило в администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик 19 сентября 2022 года.
13 октября 2022 года администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик опубликовано в печатном средстве массовой информации "Официальный вестник органов местного самоуправления муниципального образования город-курорт Геленджик" и размещено на официальном сайте администрации муниципального образования город-курорт Геленджик в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.gelendzhik.org) извещение о предоставлении испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду. Дата окончания приема заявлений о намерении участвовать в аукционе - 23 октября 2022 года.
Письмом администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 26 октября 2022 года N 110-13537/22-15-52-11 Русских И.А. отказано в предоставлении испрашиваемой услуги, поскольку в отношении испрашиваемого ею земельного участка опубликовано извещение о предоставлении указанного земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду, на которое поступило заявление о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6, пункта 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 12, 13 Градостроительного кодекса Российской Федерации, указал, что отказ органа местного самоуправления является законным и не нарушающим права и охраняемые законом интересы административного истца, поскольку отказывая Русских И.А. в удовлетворении заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка администрация муниципального образования город-курорт Геленджик руководствовалась действующим законодательством.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций.
Доводы кассационной жалобы о том, что административный истец имеет прав на внеочередное получение земельного участка как гражданин, имеющий трех и более детей, подлежат отклонению ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления: земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 и 2 статьи 1 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2014 года N 3085-КЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" гражданин (один из родителей), имеющий трех и более детей, имеющих гражданство Российской Федерации (далее - заявитель), без торгов имеет право на предоставление ему земельного участка в собственность бесплатно в порядке, установленном настоящим Законом, для строительства жилого дома, не предназначенного к разделу на квартиры (дома, пригодного для постоянного проживания), высотой не выше трех надземных этажей.
Для приобретения земельного участка в собственность бесплатно заявитель должен состоять на учете в качестве лица, имеющего право на предоставление ему в собственность бесплатно земельного участка (далее - учет), включенного в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в собственность бесплатно в целях индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок).
Положениями статьи 6 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2014 года N 3085-КЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" установлен порядок формирования перечней земельных участков, предназначенных для предоставления в собственность бесплатно заявителям.
Положениями статьи 7 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2014 года N 3085-КЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" установлен порядок предоставления заявителям земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Краснодарского края.
Таким образом, административный истец Русских И.А. как гражданин, имеющий трех и более детей, имеет право на получение в собственность земельного участка в порядке очередности из утвержденного перечня земельных участков, обратившись в установленном законом порядке.
Как следует из содержания ответа, данного на имя заместителя прокурора города Геленджика (л.д. 86-90), гражданину Русских А.В. (отцу детей административного истца Русских И.А.) присвоен порядковый номер очередности - 1223 (л.д. 89). Земельный участок, о предоставлении которого обращалась Русских И.А. не входит в установленный перечень.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов нижестоящих инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, не согласие с которой не может повлечь отмену либо изменение правильных по существу решений суда.
Учитывая, что отмена или изменение судебных актов в кассационном порядке возможны лишь в случаях, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доводы кассационной жалобы, не содержащие данных о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход административного дела, не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 31 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 13 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 23 января 2024 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Е.А. ПоляковаС.С. Сергеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.