Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Иванова А.Е. и Сергеева С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шемякова В.С, действующего в интересах Пашаева Г.В.о, на решение Горячеключевского городского суда Краснодарского края от 2 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 25 июля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Пашаева Г.В.о об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснение Пашаева Г.В.о, настаивавшего на удовлетворении кассационной жалобы, представителя администрации муниципального образования г. Горячий Ключ Краснодарского края по доверенности Ченцова А.В, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Пашаев Г.В.о обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения администрации муниципального образования г. Горячий Ключ Краснодарского края от 29 декабря 2021 года об отказе в заключении договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения на новый срок.
Просил суд возложить на административного ответчика обязанность заключить договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: "адрес" м с кадастровым номером N на новый срок.
Решением Горячеключевского городского суда Краснодарского края от 2 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 25 июля 2023 года, административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной представителем Пашаева Г.В.о по доверенности Шемяковым В.С. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене судебных актов как незаконных и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 16 ноября 2023 года, определением судьи кассационной инстанции от 14 декабря 2023 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснение Пашаева Г.В.о, настаивавшего на требованиях кассационной жалобы, представителя администрации муниципального образования г. Горячий Ключ Краснодарского края по доверенности Ченцова А.В, полагавшего судебные акты законными, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, 6 декабря 2018 года между администрацией муниципального образования г. Горячий Ключ и Пашаевым Г.В.о заключен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: "адрес"
Согласно пункту 1.1 договора аренды арендодатель обязуется предоставить во временное владение и пользование, а арендатор принять на условиях настоящего договора земельный участок из земель населённых пунктов с кадастровым номером N общей площадью N кв. м, расположенный по адресу: "адрес" с видом разрешённого использования "для размещения магазина".
Срок действия договора установлен до 6 декабря 2021 года (пункт 7.2 договора).
Согласно выписке из ЕГРН от 18 февраля 2022 года земельный участок с кадастровым номером N находится в собственности муниципального образования г. Горячий Ключ Краснодарского края с 11 января 2011 года, при этом имеется ограничение прав и обременение объекта недвижимости в виде аренды в пользу Пашаева Г.В.о на основании договора аренды (субаренды) от 6 декабря 2018 года, дата государственной регистрации 11 июля 2020 года, сроком действия с 11 июля 2020 года по 6 декабря 2021 года.
Пашаев Г.В.о 3 декабря 2021 года подал в управление имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования г. Горячий Ключ Краснодарского края заявление о продлении договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения.
В адрес Пашаева Г.В.о 6 декабря 2021 года направлено уведомление за подписью первого заместителя главы муниципального образования г. Горячий Ключ Краснодарского края о прекращении действия договора аренды земельного участка с соглашением о расторжении договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения.
Пашаевым Г.В.о 17 декабря 2021 года в адрес администрации муниципального образования г. Горячий Ключ Краснодарского края направлено уведомление об отказе в заключении соглашения о расторжении договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, с просьбой заключить новый договор аренды и положительно решить вопрос о выдаче разрешения на строительство магазина.
Пашаеву Г.В.о 29 декабря 2021 года отказано в удовлетворении заявления о продлении договора аренды земельного участка, на том основании, что срок договора аренды от 6 декабря 2018 года истек 6 декабря 2021 года. Также указано, что решением Горячеключевского городского суда Краснодарского края от 9 декабря 2021 года отказано в удовлетворении административного искового заявления Пашаева Г.В.о к администрации муниципального образования г. Горячий Ключ Краснодарского края о признании незаконным отказа и обязании выдать разрешение на строительство.
Администрацией муниципального образования г. Горячий Ключ Краснодарского края 12 января 2022 года Пашаеву Г.В.о на его обращение о продлении срока договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения дан ответ, согласно которому ему отказано в предоставлении земельного участка с кадастровым номером N в аренду на новый срок без проведения торгов по основаниям, указанным в подпункте 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно, в виду отсутствия сведений о расположенных на земельном участке объектов незавершённого строительства, зарегистрированных за Пашаевым Г.В.о.
Согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
В соответствии с пунктом 15 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.
Согласно пункту 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях:
1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 13, 14, 20 статьи 39.12настоящего Кодекса);
2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства для собственных нужд.
На основании пункта 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключённого договора аренды земельного участка;
2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;
3) ранее заключённый договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса;
4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1-30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключён без проведения торгов.
Из материалов дела установлено, что земельный участок с кадастровым номером N предоставлялся административному истцу сроком на три года без проведения торгов для размещения магазина.
В Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об объектах незавершённого строительства, расположенных на земельном участке с кадастровым номером N, зарегистрированных за Пашаевым Г.В.о.
Решением Горячеключевского городского суда Краснодарского края от 9 декабря 2021 года по делу N 2а-1834/2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 28 апреля 2022года и кассационным определением судебной коллегии по административным делам Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции от 29 сентября 2022 года, в удовлетворении требований Пашаева Г.В.о к администрации муниципального образования г. Горячий Ключ о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство магазина на спорном земельном участке отказано, поскольку указанный земельный участок находится в зоне подтопления.
Таким образом, с учётом изложенных обстоятельств, оснований к заключению с административным истцом договора аренды земельного участка на новый срок без проведения торгов, предусмотренных статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, так же как оснований, предусмотренных статьей 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, у администрации муниципального образования не имелось. К заявлению Пашаева Г.В.о не приложены соответствующие документы, в том числе, подтверждающие наличие права на получение земельного участка без проведения торгов, предусмотренного подпунктами 1-30 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суды нижестоящих инстанций пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении требований иска.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Горячеключевского городского суда Краснодарского края от 2 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 25 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 16 января 2024 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи А.Е. Иванов
С.С. Сергеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.