Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Иванова А.Е. и Сергеева С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Черепановой Е.А. на решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 7 июня 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 17 октября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Черепановой Е.А. об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснение представителя администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края по доверенности Усенко Н.Н, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Черепанова Е.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения администрации Адлерского муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 4 июля 2022 года N ОП-5791/2022 об отказе в предварительном согласовании земельного участка.
Просила суд возложить на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения прав путем повторного рассмотрения ее обращения.
Решением Адлерского районного суда города Сочи Краснодарского края от 7 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 17 октября 2023 года, административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной Черепановой Е.А. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене судебных актов как незаконных и направлении дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 27 ноября 2023 года, определением судьи кассационной инстанции от 20 декабря 2023 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснение представителя администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края по доверенности Усенко Н.Н, полагавшего судебные акты законными и обоснованными, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, Черепанова Е.А, являясь многодетной матерью, обратилась в департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации", предоставив схему образования земельного участка для садоводства - огородничества площадью N кв. м, расположенного по адресу: "адрес"
Письмом департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 4 июля 2022 года N ОП-5791/2022 сообщено о возврате документов.
Заявителю разъяснено, что Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденными решением Городского Собрания Сочи от 29 декабря 2009 года N 202, установлены виды разрешенного использования земельных участков по территориальным зонам. Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи предусмотрены виды разрешенного использования: "ведения садоводства" (код 13.2), "ведение огородничества" (код 13.1), "садоводство" (код 1.5). Указанные виды разрешенного использования являются самостоятельными и не устанавливаются вместе.
Также указано, что Законом Краснодарского края от 26 декабря 2014 года N 3085-КЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" предоставление земельных участков для садоводства и огородничества без проведения торгов гражданам, имеющим трех и более детей, не предусмотрено.
Иного порядка предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, а именно, когда заявитель самостоятельно выбирает земельный участок и обращается в орган местного самоуправления по вопросу его образования, действующим законодательством Российской Федерации не установлено.
Дополнительно сообщено о поиске земельных участков, подходящих по характеристикам для предоставления указанной категории граждан для индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства. После формирования Перечня и определения количества земельных участков будет составлен реестр граждан, состоящих на учете в порядке очередности постановки на учет, которые будут уведомлены в течение 10 календарных дней с момента публикации.
Повторно с исправленным заявлением о предоставлении муниципальной услуги Черепанова Е.А. не обращалась. Иного материалы дела не содержат.
В силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено предварительное согласование предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Краснодарского края принят Закон Краснодарского края от 26 декабря 2014 года N 3085-КЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности".
Согласно части 1 статьи 6 Закона N 3085-КЗ в целях предоставления заявителям земельных участков в аренду соответствующие органы местного самоуправления формируют и утверждают перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в аренду в целях индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) (далее - Перечень).
В рамках указанного Закона N 3085-КЗ разработан порядок и условия предоставления земельных участков в аренду, установленный административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков в аренду гражданам, имеющим трех и более детей", который утвержден постановлением администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 25 октября 2015 года N 2365.
Иного порядка предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, а именно, когда заявитель самостоятельно выбирает земельный участок и обращается в орган местного самоуправления по вопросу его образования, действующим законодательством Российской Федерации не установлено.
Кроме того, предоставление земельного участка для огородничества без проведения торгов указанной категории граждан Законом N 3085-КЗ также не предусмотрено.
Таким образом, с учетом того, что порядок предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, а именно, когда заявитель самостоятельно выбирает земельный участок и обращается в орган местного самоуправления по вопросу его образования, действующим законодательством Российской Федерации не установлено, предоставление земельного участка для садоводства - огородничества без проведения торгов категории граждан - многодетная семья Законом N3085-КЗ не предусмотрено, оспариваемое решение о возврате документов о предоставлении земельного участка в рамках поддержки многодетных семей является законным, права и интересы заявителя не нарушает.
При таких обстоятельствах, суды нижестоящих инстанций пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении требований иска.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 7 июня 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 17 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 25 января 2024 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи А.Е. Иванов
С.С. Сергеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.