Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Иванова А.Е. и Сергеева С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу
Юртаевой С.А, действующей в интересах Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю, на решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 13 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 27 июля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Краевич Е.А. об оспаривании решения государственного органа.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Краевич Е.А. обратилась в суд с административным иском, в котором с учетом уточнённых исковых требований просила признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 15 декабря 2021 года
N КУВД-001/2021-36887976 в осуществлении государственной регистрации прав в части регистрации договора участия в долевом строительстве от 9 июня 2015 года N 12/18-07/09.06.15, в осуществлении государственной регистрации прав от 17 декабря 2021 года N КУВД-001/2021-36889990/2 в части регистрации договора участия в долевом строительстве от 29 сентября
2015 года N 88/19-08/29.09.15, в осуществлении государственной регистрации прав от 15 декабря 2021 года N КУВД- 001/2021-36888313/2 в части регистрации договора участия в долевом строительстве от 17 августа 2016 года N К 48/31/17.08.16. Возложить обязанность на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю устранить нарушения прав и законных интересов Краевич Е.А, путем осуществления государственной регистрации перехода прав по указанным договорам участия в долевом строительстве.
Решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 13 июля
2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда
от 27 июля 2023 года, требования административного иска удовлетворены.
В кассационной жалобе Юртаевой С.А, действующей в интересах Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю, указывается на незаконность обжалуемых судебных актов, принятых с нарушением норм материального права. По мнению заявителя, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Кассационная жалоба, поступившая в районный суд 23 ноября 2023 года, определением судьи кассационной инстанции от 20 декабря 2023 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из материалов дела видно, что Краевич Е.А, будучи наследником Бузановой М.А. по закону, обратилась к административному ответчику с заявлением об осуществлении регистрации прав в отношении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: г. "адрес" в части регистрации договора участия в долевом строительстве от 9 июня 2015 года N 12/18-07/09.06.15.
К данному заявлению административным истцом помимо соответствующего заявления представлены: свидетельство о смерти
от 8 января 2021 года, свидетельство о рождении от 9 октября 1982 года, договор участия в долевом строительстве от 9 июня 2015 года N 12/18-07/09.06.15, свидетельство о праве на наследство по закону от 31 августа
2021 года.
В ходе правовой экспертизы представленных документов административным ответчиком выявлены причины препятствующие осуществлению регистрационных действий, поскольку на государственную регистрацию не были представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав, в частности заявление о государственном кадастровом учете, технический план в электронном виде и дополнительное соглашение между строительной организацией и Краевич Е.А.
Регистрирующим органом по результатам рассмотрения заявления Краевич Е.А. было принято оспариваемое решение от 15 декабря 2021 года
N КУВД-001/2021-36887976/2 об отказе государственной регистрации прав, выраженное в уведомлении.
Аналогичные решения от 17 декабря 2021 года N КУВД-001/2021-36889990/2 в части регистрации договора участия в долевом строительстве от 29 сентября 2015 года N 88/19- 08/29.09.15, от 15 декабря 2021 года N КУВД-001/2021-36888313/2 в части регистрации договора участия в долевом строительстве от 17 августа 2016 года N К 48/31/17.08.16 приняты государственным регистратором по остальным заявлениям Краевич Е.А.
Удовлетворяя требования административного иска, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции исходили из того, что к Краевич Е.А. как наследнику Бузановой М.А. по закону в порядке универсального правопреемства перешли права на упомянутые объекты долевого строительства, соответственно имеются основания для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости, в части перемены стороны без предоставления дополнительных документов.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов обеих инстанций. Оснований, по которым возможно не согласиться с выводами судов, не установлено.
На основании части 7 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря
2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в случае смерти гражданина - участника долевого строительства его права и обязанности по договору переходят к наследникам, если федеральным законом не предусмотрено иное. Застройщик не вправе отказать таким наследникам во вступлении в договор.
В силу части 8 статьи 4 указанного Федерального закона существующие на день открытия наследства участника долевого строительства имущественные права и обязанности, основанные на договоре, заключенном в соответствии с настоящим Федеральным законом, входят в состав наследства участника долевого строительства в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 14 Федерального закона от
13 июля 2015 года N 218 "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных указанным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки, акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения, свидетельства о праве на наследство, вступившие в законную силу судебные акты, акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
Судами достоверно установлено, к Краевич Е.А. как наследнику Бузановой М.А. по закону в порядке универсального правопреемства перешли права на упомянутые объекты долевого строительства, соответственно имеются основания для внесения изменений в ЕГРН, в части перемены стороны без предоставления дополнительных документов.
Таким образом, суды правомерно пришли к выводу о незаконности оспариваемых решений административного ответчика, нарушающих права и законные интересы Краевич Е.А.
Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, в связи с чем не могут быть приняты во внимание.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 13 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 27 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 23 января
2024 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи А.Е. Иванов
С.С. Сергеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.