Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Иванова А.Е. и Сергеева С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу начальника ИФНС России N 1 по г. Краснодару Маслаковой Н.Н. на решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 29 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 3 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ИФНС России N 1 по г. Краснодару о взыскании с Тумасова А.В. обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснения представителя ИФНС России по г. Краснодару по доверенности Маринченко В.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ИФНС России N 1 по г. Краснодару обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с Тумасова А.В. задолженность по налогу на доходы физических лиц в размере 50 700 руб, пени по транспортному налогу в размере 16, 59 руб. Также просила признать уважительной причину пропуска срока подачи административного иска.
Решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 29 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 3 августа 2023 года, в удовлетворении требований административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной начальником ИФНС России N 1 по г. Краснодару Маслаковой Н.Н. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов. По мнению заявителя, обжалуемые судебные акты являются незаконными, принятыми с нарушением норм материального права. Также указывает на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 29 ноября 2023 года, определением судьи кассационной инстанции от 28 декабря 2023 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснения представителя ИФНС России по г. Краснодару по доверенности Маринченко В.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены два срока обращения в суд налогового органа. Первый срок составляет шесть месяцев и начинает течь со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, второй - со дня отмены судебного приказа о взыскании налога и также составляет шесть месяцев. Нарушение каждого из указанных процессуальных сроков влечет отказ в удовлетворении соответствующего иска (заявления).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 8 февраля 2007 года N 381-О-П), установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Поскольку Тумасов А.В, являясь плательщиком транспортного налога и налога на доходы физических лиц, не исполнил обязанность по их уплате, у него образовалась недоимка, в связи с этим в адрес налогоплательщика было направлено налоговое требование от 24 декабря 2019 года N 64878 со сроком исполнения до 17 января 2020 года.
Таким образом, учитывая приведенные требования закона, предельным сроком для обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа являлось 18 июля 2020 года.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка N 27 Западного внутригородского округа г. Краснодара от 25 мая 2020 года с Тумасова А.В. взыскана спорная недоимка. Данный судебный приказ отменен 19 июня 2020 года по поступившим возражениям.
Вместе с тем судами установлено, что с административным исковым заявлением инспекция обратилась в ноябре 2022 года, то есть с пропуском шестимесячного срока, определенного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, выводы судов об отказе в удовлетворении требований административного иска являются обоснованными, постановленными в соответствии с требованиям норм материального права.
Доводы об уважительности пропуска срока на обращение в суд с административным иском являются несостоятельными, поскольку в материалах дела имеются сведения о получении 10 июля 2020 года сотрудником инспекции копии определения мирового судьи об отмене судебного приказа.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными, вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 29 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 3 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 25 января 2024 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи А.Е. Иванов
С.С. Сергеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.