Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е.
судей Шелудько В.В, Сергеева С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Баранникова В.И, поданную от его имени представителем Кравчук О.А, поступившую в суд первой инстанции 22 ноября 2023 года, на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 7 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 23 мая 2023 года по административному исковому заявлению Баранникова В.И. к Управлению Федеральной налоговой службы по городу Севастополю, Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Южному федеральному округу об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Баранников В.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по городу Севастополю, Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Южному федеральному округу об оспаривании решения.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 7 марта 2023 года административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 23 мая 2023 года оставлено без изменения решение Ленинского районного суда города Севастополя от 7 марта 2023 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель административного истца Баранникова В.И. по доверенности Кравчук О.А. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований.
От представителя УФНС России по городу Севастополю Медведевой И.Г. поступили возражения, в которых представитель выражает несогласие с доводами кассационной жалобы, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
От представителя МИФНС России по Южному федеральному округу - Абрекова А.Х. поступили возражения, в которых выражено несогласие с доводами кассационной жалобы, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции путем использования систем видеоконференц-связи (далее - ВКС) в порядке, установленном статьей 142 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимала участие представитель УФНС России по городу Севастополю - Моисеенкова О.И, доводам кассационной жалобы возражала, просила обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно материалам дела, решением Орлиновского сельского Совета от 20 мая 2013 года N 23/217-26 Баранникову В.И. дано согласие на разработку технической документации по землеустройству по установлению границ земельного участка в натуре (на местности) площадью 0, 1725 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) в с "адрес" для последующей передачи земельного участка бесплатно в собственность.
Распоряжением департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 8 апреля 2016 года N 1095-РДЗ, изданным по результатам рассмотрения заявления Баранникова В.И, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: "адрес", площадью 1725 кв.м.
6 марта 2017 года департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя N 2394-РДЗ издано распоряжение о предоставлении Баранникову В.И. в собственность безвозмездно вышеуказанного земельного участка.
Пунктом 2 распоряжения от 6 марта 2017 года N 2394-РДЗ предусмотрено, что право собственности на земельный участок подлежит государственной регистрации в Управлении государственной регистрации права собственности и кадастра Севастополя.
Регистрация права собственности на указанный земельный участок осуществлена Управлением государственной регистрации права собственности и кадастра Севастополя за Баранниковым В.И. 6 апреля 2017 года.
3 декабря 2020 года Баранников В.И. путем продажи произвел отчуждение недвижимого имущества - земельного участка площадью 1725 кв.м, с кадастровым номером 91:01:046001:256, расположенного по адресу: "адрес", в результате чего им получен доход в размере 1 800 000 рублей.
4 декабря 2020 года Управлением государственной регистрации права собственности и кадастра Севастополя зарегистрирован переход права собственности на указанный земельный участок к покупателям.
По результатам проведенной Управлением Федеральной налоговой службы по городу Севастополю в отношении Баранникова В.И. камеральной налоговой проверки установлено, что Баранниковым В.И. получен доход от продажи имущества, принадлежавшего ему на праве собственности менее пяти лет, в связи с чем он был обязан предоставить в налоговый орган декларацию о доходах по форме 3-НДФЛ за 2020 год не позднее 30 апреля 2021 года, уплатить налог на доходы физических лиц не позднее 15 июля 2021 года.
В установленные законом сроки декларация Баранниковым В.И. в налоговый орган представлена не была, налог не уплачен.
В ходе камеральной налоговой проверки Баранниковым В.И. представлены пояснения, в которых он указал, что спорный земельный участок находился в его собственности более трех лет, при этом представил копию договора дарения жилого дома с надворными постройками от 11 декабря 2007 года, распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 6 марта 2017 года N 2394-РДЗ "О предоставлении гражданину Российской Федерации Баранникову В.И. в собственность безвозмездно земельного участка площадью 1725 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
Решением Федеральной налоговой службы по городу Севастополю N 5229 от 17 марта 2022 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, Баранникову В.И. установлена недоимка по налогу на доходы физических лиц в сумме 104 000 рублей, определен штраф в соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ в размере 20 800 рублей, штраф в соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ в размере 31 200 рублей, начислены пени в размере 7 092 рублей 80 копеек.
Решением Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Южному федеральному округу от 10 ноября 2022 года N 07-08/733 апелляционная жалоба Баранникова В.И. на решение Федеральной налоговой службы по городу Севастополю оставлена без удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь", Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 218-ФЗ от 13 июля 2015 года "О государственной регистрации недвижимости", Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года N 46-ЗС "Об особенностях урегулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", а также Семейного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что земельный участок находился в собственности Баранникова В.И. менее минимального предельного срока владения (пяти лет), установленного статьей 217.1 НК РФ, при этом спорное недвижимое имущество предоставлено Баранникову В.И. в браке безвозмездно и не является общим имуществом супругов, в связи с чем полученный налогоплательщиком Баранниковым В.И. доход от продажи земельного участка подлежал включению в налоговую базу при исчислении НДФЛ за 2020 год. Таким образом решение УФНС России по г. Севастополю от 17 марта 2022 года N 5229 о привлечении Баранникова В.И. к ответственности за совершение налогового правонарушения является законным и обоснованным, вынесено в соответствии с требованиями законодательства.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций.
Доводы кассационной жалобы о том, что Баранников В.И. владеет земельным участком с 2007 года подлежат отклонению, поскольку из материалов дела следует, что решением Орлиновского сельского Совета от 20 мая 2013 года N 23/217-26 Баранникову В.И. дано согласие на разработку технической документации по землеустройству по установлению границ земельного участка в натуре (на местности) площадью 0, 1725 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) в "адрес" для последующей передачи земельного участка бесплатно в собственность, из чего следует, что земельный участок не был предоставлен в собственность Баранникову В.И. указанным решением, а был предоставлен в собственность распоряжением департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя N 2394-РДЗ от 6 марта 2017 года.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов нижестоящих инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, не согласие с которой не может повлечь отмену либо изменение правильных по существу решений суда.
Учитывая, что отмена или изменение судебных актов в кассационном порядке возможны лишь в случаях, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доводы кассационной жалобы, не содержащие данных о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход административного дела, не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Севастополя от 7 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 23 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 29 января 2024 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи В.В. ШелудькоС.С. Сергеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.