Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Борисовой О.В. и Сергеева С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Горелик Е.Н, действующей в интересах администрации Азовского района Ростовской области, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 30 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Степаненко Т.Б. об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Степаненко Т.Б. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения администрации Азовского района Ростовской области района от 9 декабря 2022 года N 62/12973 об отказе в изменении территориальной зоны земельного участка с кадастровым номером "адрес"
Просила суд обязать административного ответчика принять решение о подготовке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Новоалександровского сельского поселения об изменении территориальной зоны земельного участка с кадастровым номером N с территориальной зоны "СХ-1 - зона сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими)" на зону "СХ-3 - зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства".
Решением Азовского городского суда Ростовской области от 4 мая 2023 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 30 августа 2023 года решение районного суда отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
В кассационной жалобе, поданной представителем администрации Азовского района Ростовской области по доверенности Горелик Е.Н. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения городского суда.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 28 ноября 2023 года, определением судьи кассационной инстанции от 29 декабря 2023 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, Степаненко Т.Б. является собственником земельного участка с кадастровым номером N площадью N кв. м категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для дачного хозяйства, для дачного строительства", расположенного по адресу: "адрес"
Первоначально данный земельный участок предоставлен в собственность за плату Иванову Р.А. на основании постановления администрации Новоалександровского сельского поселения от 10 июня 2016 года N 183, 10 июня 2016 года между администрацией Новоалександровского сельского поселения и Ивановым Р.А. заключен договор купли-продажи земельного участка N 13.
Постановлением администрации Новоалександровского сельского поселения от 21 июля 2016 года N 213 земельному участку с кадастровым номером N общей площадью N кв. м присвоен адрес: "адрес"
В последующем, 12 октября 2020 года между Ивановым Р.А. и Степаненко Т.Б. заключен договор купли-продажи указанного земельного участка.
Право собственности Степаненко Т.Б. на указанный земельный участок зарегистрировано 10 ноября 2020 года.
Степаненко Т.Б. обратилась к председателю комиссии по градостроительной деятельности администрации Азовского района с заявлением от 27 апреля 2021 года, в котором указала, что она является собственником названного земельного участка, предназначенного для дачного хозяйства и находящегося в территориальной зоне "СХ-1". Поскольку территориальная зона "СХ-1 - сельхозугодия" не дает возможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным видом использования в целях отдыха и строительства жилого дома Степаненко Т.Б. просила определить вышеуказанный земельный участок в территориальную зону "СХ-3" в составе территории ДНТ "Донские Зори".
Указанное обращение Степаненко Т.Б. поступило в администрацию 27 апреля 2021 года.
По результатам рассмотрения данного заявления администрацией Азовского района в адрес Степаненко Т.Б. направлен ответ от 22 сентября 2021 года, в котором указано на то, что заявление Степаненко Т.Б. рассмотрено 30 июня 2021 года на заседании Комиссии по вопросам градостроительной деятельности. Комиссией принято решение о нецелесообразности внесения изменений в Правила землепользования и застройки Новоалександровского сельского поселения Азовского района Ростовской области в части изменения территориальной зоны земельного участка с кадастровым номером N территориальной зоны "СХ-1 - Зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими)" на зону "СХ-3 зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства", поскольку по данным, представленным отделом сельского хозяйства администрации Азовского района, земельный участок выделен в садозащитной лесополосе, а по материалам лесоинвентаризации (2006 год) данной лесополосе присвоен N С 2-11 (длина лесополосы 1113 метров, ширина 11 метров).
Решением Азовского городского суда Ростовской области от 2 июня 2022 года, с учетом определения суда от 24 июня 2022 года об исправлении описки, признано незаконным бездействие администрации Азовского района, выразившееся в непринятии решения о подготовке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки или об отклонении предложения с указанием причин в установленные законом сроки. Указанным решением признан незаконным отказ администрации Азовского района в удовлетворении обращения Степаненко Т.Б. от 27 апреля 2021 года об определении территориальной зоны для земельного участка, выраженный в письме от 22 сентября 2021 года. Судом на административного ответчика возложена обязанность устранить нарушения прав административного истца путем рассмотрения заявления Степаненко Т.Б.
Указанное решение оставлено без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 19 сентября 2022 года.
В соответствии с выпиской из протокола N 15 заседания комиссии по вопросам градостроительной деятельности от 6 декабря 2022 года по результатам рассмотрения заявления Степаненко Т.Б. принято решение о том, что включение земельного участка с кадастровым номером N в зону "СХ-3 - зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства" является противоречащим действующему земельному и градостроительному законодательству.
По итогам проведенного заседания комиссии по вопросам градостроительной деятельности, с учетом протокола от 6 декабря 2022 года N 15, комиссией принято решение рекомендовать отклонить включение земельного участка с кадастровым номером N в зону "СХ-3 - зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства" как противоречащее действующему земельному и градостроительному законодательству.
Письмом администрации Азовского района Ростовской области от 9 декабря 2022 года Степаненко Т.Б. сообщено, что согласно Правилам землепользования и застройки Новоалександровского сельского поселения Азовского района участок располагается в территориальной зоне "СХ-1 - Зона сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими)", вне границ населенных пунктов. Участок находится в непосредственной близости (прилегает) к трем садоводческим товариществам "Механизатор", "Мичуринец-5", "Донские Зори", которые согласно сведениям Генерального плана и Правил землепользования и застройки Новоалександровского сельского поселения находятся в границах х. Новоалександровка. Границы указанных садоводческих товариществ не установлены. Однако, учитывая, что их территории включены в границы населенного пункта, следует, что участок Степаненко Т.Б. не может быть отнесен территориально ни к одному из садоводческих товариществ.
Дополнительно данным письмом Степаненко Т.Б. сообщено, что согласно пункту 1 статьи 4.1 Федерального закона "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в состав территории садоводства или огородничества входят садовые земельные участки или огородные земельные участки, а также земельные участки общего пользования.
По приведенным мотивам, администрация указала, что комиссия считает включение участка в зону "СХ-3 - зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства" противоречащим действующему земельному и градостроительному законодательству.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из законности оспариваемого отказа администрации Азовского района в изменении территориальной зоны принадлежащего Степаненко Т.Б. земельного участка, отметив, что согласно выписке из Правил землепользования и застройки территории Новоалександровского сельского поселения Азовского района Ростовской области спорный земельный участок входит в состав зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими) (СХ-1), находится вне границ населенных пунктов и частично входит в зону публичного сервитута для размещения объектов ВЛ 10 кВ N 2008 ПС А-20 и 1 КТП.
Также суд первой инстанции, мотивируя указанные выводы, указал, что согласно выкопировки из Генерального плана Новоалександровского сельского поселения, утвержденного решением Азовского районного собрания депутатов шестого созыва от 15 декабря 2020 года N 321, земельный участок с кадастровым номером N входит в состав зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими) (СХ-1), вне границ населенных пунктов.
Согласно выводам суда первой инстанции, предлагаемые административным истцом изменения территориальной зоны земельного участка с кадастровым номером N с зоны "СХ-1" на зону "СХ-3" приведет к несоответствию Правил землепользования и застройки в данной части функциональному зонированию, установленному Генеральным Планом, поскольку территориальное зонирование данного земельного участка соответствует функциональному зонированию, установленному Генеральным планом Новоалександровского сельского поселения.
Суд апелляционной инстанции обосновано с указанными выводами не согласился.
Так, подготовка проектов внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки осуществляется в соответствии со статьями 24, 31, 32 и 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Частью 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на таких принципах, как обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
При этом Градостроительный кодекс Российской Федерации, выделяя возможные виды и состав территориальных зон, в их числе называет зоны сельскохозяйственного использования, в состав которых могут включаться:
1) зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими);
2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения (часть 9 статьи 35).
Отказ административного ответчика в изменении территориальной зоны земельного участка с кадастровым номером N с "СХ-1" на "СХ-3" основан на том, что данный земельный участок расположен вне границ населенного пункта, не может быть отнесен к садоводческим товариществам "Механизатор", "Мичуринец-5", "Донские Зори", которые находятся в границах х. Новоалександровка. Приводя ссылки на положения пункта 6 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации административный ответчик указал на то, что включение названного земельного участка в зону "СХ-3" не будет соответствовать положениям земельного и градостроительного законодательства.
Между тем, административным ответчиком не оспаривалось, что границы указанных садоводческих товариществ не установлены.
Кроме того, первоначально данный земельный участок был предоставлен в собственность за плату Иванову Р.А. на основании постановления администрации Новоалександровского сельского поселения N 183 от 10 июня 2016 года "О предоставлении Иванову Р.А. в собственность за плату земельного участка в ДНТ "Донские Зори".
То есть, как в данном постановлении, так и в последующих заключенных между сторонами договорах, а также в постановлении администрации Новоалександровского сельского поселения от 21 июля 2016 года N 213 "О присвоении адреса земельному участку в ДНТ "Донские Зори" Азовского района" было указано следующее место расположения земельного участка: "адрес"
При этом, согласно выписке из Правил землепользования и застройки территории Новоалександровского сельского поселения Азовского района Ростовской области от 11 апреля 2023 года N 588 земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", входит в состав зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими) (СХ-1). Испрашиваемый участок находится вне границ населенных пунктов и частично входит в зону публичного сервитута для размещения объектов ВЛ 10 кВ N 2008 ПС А-20 и 1 КТП.
Согласно части 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии с пунктом 6 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.
Вместе с тем, пунктом 31 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что положения пункта 6 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации не распространяются на земельные участки, в отношении которых до 1 января 2019 года в предусмотренном в соответствии с законом или иными нормативными правовыми актами порядке был установлен вид разрешенного использования, предусматривающий возможность ведения гражданами садоводства для собственных нужд. При этом, параметры жилого дома, садового дома, созданных на садовых земельных участках, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, постановлением МО Новоалександровское сельское поселение Азовского района Ростовской области от 11 апреля 2016 года N 123 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из категории земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью N кв. м, примыкающего к земельному участку, расположенному по адресу: "адрес" разрешенное использование - для дачного хозяйства.
Образованный земельный участок поставлен на кадастровый учет 27 апреля 2016 года.
Таким образом, положения пункта 6 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежат применению к спорным правоотношениям, поскольку вид разрешенного использования земельного участка - для дачного строительства, установленный постановлением муниципального образования Новоалександровское сельское поселение Азовского района Ростовской области от 11 апреля 2016 года N 123, не оспорен, сведения о земельном участке с кадастровым N внесены в ЕГРН в 2016 году, данному земельному участку присвоен адрес: "адрес"
Учитывая изложенное, оспариваемое решение административного ответчика создает препятствия для осуществления административным истцом прав и законных интересов, как собственником земельного участка, и эффективного его использования в соответствии с определенным видом разрешенного использования земельного участка, что не учтено административным ответчиком при рассмотрении заявления Степаненко Т.Б. о включении земельного участка в зону "СХ-3".
При установленных по данному делу обстоятельствах, оспариваемый отказ не может быть признан законным.
Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что целевое использование земельного участка с кадастровым номером N не соответствует виду территориальной зоны, в которой указанный земельный участок расположен, что исключает возможность его использования по целевому назначению.
Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа (часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Процедура внесения изменений в генеральный план регламентирована статьями 9, 24 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (часть 2 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 16 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план вправе органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица.
Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления (часть 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки регулируется статьей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Так, согласно пункту 2 части 2 указанной статьи основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является, в том числе, поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
При этом, в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию могут направляться физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Согласно части 5 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.
Таким образом, глава местной администрации при поступлении к нему соответствующих заявлений принимает решение о подготовке проектов о внесении изменений в генеральный план, правила землепользования и застройки либо об отклонении предложений о внесении данных изменений.
С учетом изложенного, доводы административного ответчика о том, что принадлежащий административному истцу земельный участок с расположен вне границ населенного пункта с.п. Новоалександровка, а потому не может быть отнесен ни к одному из прилегающих к данному земельному участку СТ "Механизатор", "Мичуринец -5", "Донские Зори", которые находятся в границах населенного пункта х. Новоалександровка не свидетельствуют о наличии обстоятельств, препятствующих административному ответчику инициировать процедуру изменения границ населенного пункта с учетом спорного земельного участка. Кроме этого, как указано самим административным ответчиком в оспариваемом решении, границы садоводческих товариществ "Механизатор", "Мичуринец -5", "Донские Зори" не определены.
Поскольку в данном деле установлен факт отсутствия возможности использования принадлежащего Степаненко Т.Б. земельного участка в соответствии с целевым назначением земельного участка, поскольку он расположен в зоне "СХ-1", административный истец Степаненко Т.Б, вопреки выводу административного ответчика, в соответствии с положениями подпункта 5 пункта 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации является лицом, уполномоченным на внесение предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в Комиссию.
Разрешая вопрос в части восстановления нарушенного права административного истца, суд апелляционной инстанции обосновано указал на неоднократность отказа администрации Азовского района в удовлетворении обращения Степаненко Т.Б. от 27 апреля 2021 года, несмотря на судебные решения.
Принимая во внимание изложенное, само по себе признание незаконным отказа уполномоченного органа не может служить способом восстановления нарушенного права.
В связи с чем, возложение на Главу администрации Азовского района обязанности принять решение о подготовке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Новоалександровского сельского поселения об изменении территориальной зоны для земельного участка с кадастровым номером N с территориальной зоны "СХ-1" на территориальную зону "СХ-3 - зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства" в силу установленных выше обстоятельств является оправданным, способствует действительному восстановлению нарушенного права и соответствует положениям статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснениям, изложенным в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судом доказательств и оспариванию обоснованности выводов суда об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Поскольку апелляционным судом не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованном судебном акте выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 30 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 30 января 2024 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи О.В. Борисова
С.С. Сергеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.