Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е.
судей Усенко Н.В, Борисовой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Лазаревского внутригородского района города Сочи Краснодарского края, поступившую в суд первой инстанции 21 ноября 2023 года, на решение Лазаревского районного суда города Сочи Краснодарского края от 17 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 22 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Элбакидзе Г.Г. к администрации Лазаревского района города Сочи о признании незаконными решения органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения представителя администрации Лазаревского внутригородского района города Сочи Краснодарского края Усенко Н.Н, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Элбакидзе Г.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Лазаревского внутригородского района города Сочи Краснодарского края о признании незаконным решения органа местного самоуправления.
Решением Лазаревского районного суда города Сочи Краснодарского края от 17 мая 2023 года административные исковые требования удовлетворены частично.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 22 августа 2023 года оставлено без изменения решение Лазаревского районного суда города Сочи Краснодарского края от 17 мая 2023 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель администрации Лазаревского внутригородского района города Сочи Краснодарского края просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанций, по делу вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В судебном заседании суда кассационной инстанции принимал участие представитель администрации Лазаревского внутригородского района города Сочи Краснодарского края Усенко Н.Н. доводы кассационной жалобы подержал.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, что обусловлено следующим.
Из материалов дела усматривается, что решением исполнительного комитета Сочинского городского совета народных депутатов Краснодарского края от 27 июля 1998 года N 320/4 отведены земельные участки общей площадью 4, 25 га под коллективные сады работников Центрального РОВД г. Сочи.
Согласно приложению N1 к решению райисполкома от 27 июля 1998 года N320/4, 06 августа 1998 года на общем собрании утвержден список членов СНТ "Уют" из работников Центрального РОВД г. Сочи.
Решением исполнительного комитета Сочинского городского совета народных депутатов от 15 февраля 1989 года N139 произведен отвод земель в натуре Центральному РОВД г. Сочи из земель Дагомысского лесничества Сочинского ГРНР для организации садоводческого товарищества Центральному РОВД г. Сочи (согласно Приложению N2 к решению райисполкома от 15.02.1989 года N139), актом от 22 мая 1989 года установлены размеры и точные границы землепользования.
Центральному РОВД г. Сочи выдан государственный акт от 21 июня 1989 года N А-1 N313450 на право пользования землей.
Как следует из выписки ЕГРЮЛ от 04 апреля 2022 года СНТ Центрального РОВД "Уют" включено в Единый государственный реестр юридических лиц 31 августа 2006 года на основании решения исполкома Лазаревского района г. Сочи от 14 февраля 1990 года, регистрационный номер 52, о чем 31 августа 2006 года внесена запись в ЕГРЮЛ, МИФНС N7 по Краснодарскому краю выдано свидетельство.
В соответствии с выпиской из протокола N1 общего собрания СНТ Центрального РОВД "Уют", участок N9 закреплен за Элбакидзе Г.Г.
25 ноября 2022 года Элбакидзе Г.Г. обратился в администрацию Лазаревского внутригородского района муниципального образования городского округа г-к Сочи с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка N9, расположенном в СНТ "Уют" в Лазаревском внутригородском районе город-курорт Сочи.
26 декабря 2022 года администрацией Лазаревского внутригородского района муниципального образования городского округа г-к Сочи в предоставлении заявленной муниципальной услуги Элбакидзе Г.Г. было отказано.
Удовлетворяя исковые требования в части, суд первой инстанции, с выводом которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что при подаче заявления 25 ноября 2022 года Элбакидзе Г.Г. был предоставлен необходимый пакет документов в филиал ГАУ Краснодарского края "МФЦ Краснодарского края" для предоставления муниципальной услуги. Оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка, предусмотренных частью 8 статьи 39.15 ЗК РФ, не имелось.
Между тем судами нижестоящих инстанций не учтено следующее.
В соответствии с частью 2.7 Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 марта 2031 года члены некоммерческих организаций имеют право независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок не предоставлен члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Как следует из материалов дела в нем отсутствует схема расположения земельного участка на кадастровом плане территорий, представленная административным истцом в администрацию, в связи с чем не возможно установить образован ли земельный участок, который просил административный истец предоставить ему из земельного участка, предоставленного СНТ Центрального РОВД "Уют".
Судам нижестоящих инстанций необходимо было истребовать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территорий, представленную административным истцом в администрации и проверить, образован ли указанный земельный участок из земельного участка, предоставленного СНТ Центрального РОВД "Уют".
Кроме того суду перовой инстанции необходимо было проверить подготавливался ли проект межевания территории СНТ Центрального РОВД "Уют", а также кем и когда поставлен на кадастровой учет земельный участок с кадастровым номером N о котором указал административный ответчик в своем отказе от 26 декабря 2022 года.
Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", следует, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемые судебные акты приведенным требованиям не соответствуют, поскольку предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств дела, судом первой и апелляционной инстанции не выполнены.
При таких данных судом первой и апелляционной инстанций допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного решения, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалуемых судебных актов с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении административного дела суду необходимо принять во внимание изложенное выше, разрешить дело в соответствии с требованиями процессуального закона, нормами материального права, а также с соблюдением прав, свобод и законных интересов сторон.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Лазаревского районного суда города Сочи Краснодарского края от 17 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 22 августа 2023 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 15 февраля 2024 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Н.В. УсенкоО.В. Борисова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.