Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Сергеева С.С. и Усенко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кекелидзе М.Р. на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 9 февраля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 17 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Кекелидзе М.Р. об оспаривании решения государственного органа.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснение представителя ГУ МВД России по Краснодарскому краю по доверенности Верхотуровой А.Ю, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Кекелидзе М.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения ГУ МВД России по Краснодарскому краю о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 9 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 17 августа 2023 года, административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной Кекелидзе М.Р. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене судебных актов как незаконных и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 4 декабря 2023 года, определением судьи кассационной инстанции от 29 декабря 2023 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснение представителя ГУ МВД России по Краснодарскому краю по доверенности Верхотуровой А.Ю, полагавшей судебные акты законными, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, Кекелидзе М.Р. является гражданином Грузии.
Постановлением Ялтинского городского суда Республики Крым от 11 апреля 2022 года Кекелидзе М.Р. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей с принудительным выдворением за пределы Российской Федерации. Указанное постановление исполнено 19 июня 2022 года.
ГУ МВД России по Краснодарскому краю 20 июня 2022 года принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию гражданину Республики Грузия Кекелидзе М.Р. сроком до 19 июня 2027 года на основании пункта 2 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
В силу части 5 статьи 24 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранным гражданам или лицам без гражданства въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации могут быть не разрешены по основаниям, предусмотренным данным Законом.
Согласно пункту 2 статьи 27 указанного Федерального закона въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.
Из материалов дела достоверно установлено, что административный истец постановлением Ялтинского городского суда Республики Крым от 11 апреля 2022 года Кекелидзе М.Р. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей с принудительным выдворением за пределы Российской Федерации. Указанное постановление исполнено 19 июня 2022 года.
Кроме того, ранее Кекелидзе М.Р. неоднократно привлекался к административной ответственности. Так, постановлением Ялтинского городского суда Республики Крым от 16 июля 2019 года Кекелидзе М.Р. привлечен к ответственности по части 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановлением Ялтинского городского суда Республики Крым от 17 июля 2019 года Кекелидзе М.Р. привлечен к ответственности по части 1 стати 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановлением Ялтинского городского суда Республики Крым от 27 октября 2021 года Кекелидзе М.Р. привлечен к ответственности по части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что свидетельствует о пренебрежительном отношении Кекелидзе М.Р. к установленному законодательству государства пребывания.
Ввиду изложенного, решение о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации принято в соответствии с требованиями Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Наличие семейных связей на территории Российской Федерации не может служить гарантом недопустимости вынесения в отношении иностранного гражданина решения о неразрешении въезда.
В силу пункта 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года и пункта 3 статьи 2 Протокола N 4 к Конвенции о защите прав и свобод человека и основных свобод от 16 сентября 1963 года право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц.
Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признавая право каждого на уважение его личной и семейной жизни, не допускает вмешательства со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, защиты прав и свобод других лиц.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 5 марта 2014 года N 628-О, семья и семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации, однако, не имеют, безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики.
Согласно представленным материалам, Кекелидзе М.Р. является иностранным гражданином, неоднократно совершившим на территории Российской Федерации правонарушения в сфере миграционного законодательства.
То обстоятельство, что на территории Российской Федерации проживает его супруга, брак с которой заключен после вынесения оспариваемого решения органа государственной власти, не свидетельствует о его незаконности и наличии в силу установленных обстоятельств оснований для отмены оспариваемого решения.
Реализация органами МВД своих полномочий в отношении Кекелидзе М.Р. соответствует охраняемым законом целям, поскольку совершение правонарушений иностранным гражданином в стране пребывания порождает его особые правовые отношения с государством, служащие основанием введения для него дополнительных правовых обременений.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам административного истца оспариваемое решение является оправданным, справедливым и соразмерным.
Доказательств наличия каких-либо исключительных, объективных обстоятельств личного характера, которые бы подтверждали чрезмерное и неоправданное вмешательство в личную и семейную жизнь административного истца, материалы административного дела не содержат.
При таких обстоятельствах, суды нижестоящих инстанций пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении требований иска.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 9 февраля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 17 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 1 февраля 2024 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи С.С. Сергеев
Н.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.