Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Сергеева С.С. и Усенко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ахмедова М.И. на решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 19 декабря 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 1 июня
2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ИФНС России по городу-курорту Геленджику Краснодарского края о взыскании с Ахмедова М.И. обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
начальник ИФНС России по городу-курорту Геленджику Краснодарского края Ермолаева М.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Ахмедова М.И. задолженность по обязательным платежам и санкциям в размере 466203, 25 руб, из них: налог на имущество за 2020 год в размере 401658, 00 руб, пени в размере 1305, 39 руб.; земельный налог за 2020 года в размере 644, 00 руб, пени в размере 2, 09 руб.; транспортный налог за 2020 года в размере 62391, 00 руб, пени в размере 202, 77 руб. Также инспекция просила суд восстановить пропущенный срок на обращение в суд.
Решением Геленджикского городского суда Краснодарского края
от 19 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 1 июня 2023 года, административные исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной Ахмедовым М.И. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решение об отказе в удовлетворении требований административного иска.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 5 декабря 2023 года, определением судьи кассационной инстанции от 29 декабря 2023года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены два срока обращения в суд налогового органа. Первый срок составляет шесть месяцев и начинает течь со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, второй - со дня отмены судебного приказа о взыскании налога и также составляет шесть месяцев. Нарушение каждого из указанных процессуальных сроков влечет отказ в удовлетворении соответствующего иска (заявления).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 8 февраля 2007 года N 381-О-П), установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
В связи с неуплатой спорной недоимки налогоплательщику инспекцией выставлено требование от15 декабря 2021 года N 20031 об уплате налогов и пени в срок до25 января 2022 года.
Ввиду отсутствия сведений об уплате Ахмедовым М.И. спорной налоговой задолженности административный истец обратился к мировому судье судебного участка N 13 г. Геленджика Краснодарского края с заявлением о вынесении судебного приказа.
Мировым судьей 18 февраля 2022 года вынесен судебный приказ о взыскании с Ахмедова М.И. задолженности.
Определением мирового судьи от 18 марта 2022 года судебный приказ отменен в связи с поступлением от должника возражений относительно его исполнения.
Налоговый орган обратился с настоящим административным исковым заявлением 10 октября 2022 года, то есть с пропуском шестимесячного срока, установленного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Между тем, как установлено судами, копия определения мирового судьи от 18 марта 2022 года получена налоговым органом 26 сентября
2022 года. Также установлено, что материалы приказного производства не содержат сведений о направлении в адрес инспекции копии определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, руководствуясь положениями части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды правомерно пришли к выводу о наличии уважительных причин для восстановления административному истцу срока обращения в суд с административным иском после отмены судебного приказа.
При таких обстоятельствах, суды пришли к верному выводу об удовлетворении исковых требований.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального и процессуального права, на иную оценку исследованных судами доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судов или опровергали бы выводы судебных постановлений.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанции не было допущено неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Геленджикского городского суда Краснодарского края
от 19 декабря 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 1 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 1 февраля 2024года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи С.С. Сергеев
Н.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.