Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Иванова А.Е. и Сергеева С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы
Бортник Н.А, действующей в интересах министерства труда и социальной защиты Республики Крым, Дмитрийчук Л.В, действующей в интересах
Совета министров Республики Крым и главы Республики Крым
Аксенова С.В, Дрягина В.П, действующего в интересах Государственного совета Республики Крым, на решение Верховного суда Республики Крым
от 12 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
от 30 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Джемилевой Э.Ю. об оспаривании нормативного правового акта в части.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснение с использованием системы видео-конференц-связи представителя Государственного совета Республики Крым по доверенности Дрягина В.П, представителя министерство труда и социальной защиты Республики Крым по доверенности Фисенко В.В, представителя аппарата Советов министров Республики Крым по доверенности
Тришкина Д.Ю, настаивавших на удовлетворении кассационных жалоб, Джемилевой Э.Ю, заключение прокурора Костюка А.И, возражавших против удовлетворения кассационных жалоб, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Джемилева Э.Ю. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконной и недействующей с момента принятия статью 2 Закона Республики Крым от 22 декабря 2022 года N 380-ЗРК/2022
"О внесении изменений в статьи 1 и 2 Закона Республики Крым "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" (далее - Закон N 380-ЗРК/2022).
Решением Верховного суда Республики Крым от 12 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
от 30 августа 2023 года, требования административного иска удовлетворены.
В кассационных жалобах, поданных представителем Бортник Н.А, действующей в интересах министерства труда и социальной защиты Республики Крым, Дмитрийчук Л.В, действующей в интересах Совета министров Республики Крым и главы Республики Крым Аксенова С.В, Дрягина В.П, действующего в интересах Государственного совета Республики Крым в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований административного иска. По мнению заявителей, обжалуемые судебные акты являются незаконными, принятыми с нарушением норм материального права. Также указывают на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
Кассационные жалобы министерства труда и социальной защиты Республики Крым, Совета министров Республики Крым и главы Республики Крым Аксенова С.В, Государственного совета Республики Крым, поступивших в суд первой инстанции 20 ноября 2023 года, в суд кассационной инстанции
26 декабря 2023 года, 11 января 2024 года, определениями судьи кассационной инстанции от 14 декабря 2023 года, 9 января 2024 года, 12 января 2024 года с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснение с использованием системы видео-конференц-связи представителя Государственного совета Республики Крым по доверенности Дрягина В.П, представителя министерство труда и социальной защиты Республики Крым по доверенности Фисенко В.В, представителя аппарата Советов министров Республики Крым по доверенности Тришкина Д.Ю, настаивавших на удовлетворении кассационных жалоб, Джемилевой Э.Ю, заключение прокурора Костюка А.И, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Удовлетворяя требования административного иска, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года N 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым", проверив процедуру принятия Закона N 380-ЗРК/2022 от 22 декабря 2022 года "О внесении изменений в статьи 1 и 2 Закона Республики Крым "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым", введения в действия и опубликования, пришли к выводу о том, что оспариваемый в части акт принят уполномоченным органом в пределах полномочий, в соответствии с предусмотренной процедурой и опубликован в установленном законом порядке.
Проверяя в оспариваемой части нормативный правовой акт на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, судами сделан вывод о наличии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами судов обеих инстанций.
Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" гарантировано предоставление дополнительной меры социальной поддержки семей, имеющих детей, в Республике Крым - меры, обеспечивающей возможность улучшения жилищных условий (статья 2), регламентированы условия возникновения права на указанную дополнительную меру социальной поддержки, то есть, определен круг лиц, имеющих право на ее получение (статья 3 "Право на дополнительную меру социальной поддержки", с учетом апелляционного определения Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 18 марта 2022 года N 66а-405/2022), сроки подачи заявления на предоставление дополнительной меры социальной поддержки (статья 4).
В силу положений статьи 4 Закона N 631-ЗРК, лица, указанные в статье 3 данного Закона, их законные представители вправе обратиться в орган труда и социальной защиты по месту жительства за получением сертификата на единовременную выплату (далее - сертификат) на бумажном носителе после возникновения права на дополнительную меру социальной поддержки, предусмотренную настоящим Законом, путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, перечень которых устанавливается Советом министров Республики Крым, в течение 12 месяцев со дня рождения ребенка, а при рождении ребенка в период с 25 августа 2019 года до 31 декабря 2019 года - по 31 декабря 2020 года включительно.
14 октября 2020 года принят Закон Республики Крым N 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым", вступивший в силу
14 октября 2020 года
В силу Закона N 116-ЗРК приостановлено до 1 января 2024 года действие Закона N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" (статья 1); порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом. N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" до вступления в силу настоящего Закона, устанавливается Советом министров Республики Крым (статья 2).
Оспариваемым Законом N 380-ЗРК/2022 внесены в Закон N 116-ЗРК/2020 следующие изменения: в статье 1 слова "до 1 января 2024 года" заменить словами "до 1 января 2030 года"; статью 2 изложить в следующей редакции:
Статья 2
1. Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, лицам, которые в соответствии с Законом Республики Крым
от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" подали заявление на выдачу сертификата на единовременную выплату или на распоряжение средствами единовременной выплаты до вступления в силу настоящего Закона, а также подадут заявление на распоряжение средствами единовременной выплаты после вступления в силу настоящего Закона, устанавливается Советом министров Республики Крым.
2. Установить, что до 1 января 2030 года подача заявления на выдачу сертификата на единовременную выплату и распоряжение средствами единовременной выплаты, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, не осуществляется (статья1 Закона N 380-ЗРК/2022).
Статьей 2 Закона N 380-ЗРК/2022 предусмотрено, что действие пункта 2 статьи 1 настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие со дня вступления в силу Закона N 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым".
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 5 июля 2005 года N 246-О, поскольку федеральный бюджет должен основываться на принципах сбалансированности, достоверности и реальности, а Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, федеральный законодатель вправе приостанавливать действие финансовоемких норм, которыми обеспечивается реализация прав и свобод граждан, только если при этом будет предусмотрен надлежащий механизм соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.
Конституционный Суд Российской Федерации, неоднократно затрагивая сферу социального обеспечения, указывал, что в сфере защиты социальных прав граждан недопустимо придание обратной силы действию положений, если это ухудшает положение граждан (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П).
Вместе с тем, вопреки доводам кассационных жалобы, суды правильно пришли к выводу о том, что Законом N 380-ЗРК/2022 в Закон N 116-ЗРК/2020 внесены изменения, которыми фактически отменен компенсаторный механизм, для лиц, у которых возникло право на меру дополнительной социальной поддержки до вступления в силу Закона N 116-ЗРК/2020, однако, не успели подать заявление в указанный срок.
Не могут быть приняты доводы кассационных жалоб о том, что указанная мера социальной поддержки является дополнительным обеспечением за счет средств бюджета Республики Крым и выплачивается наряду с иными мерами социальной поддержки, следовательно, субъект Российской Федерации в праве устанавливать, изменять условия и порядок предоставления такого обеспечения, определять круг лиц, на которых оно распространяется.
Однако в данном случае, оспариваемый нормативно правовой акт нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку на момент приостановления действия Закона N 631-ЗРК/2019 у административного истца, у которой 27 августа 2020 года родился ребенок, срок на подачу заявления на получение дополнительной меры социальной поддержки не истек. Судом правильно отмечено, что оспариваемые положения Закона N 380-ЗРК/2022 предоставляют возможность реализации ранее возникшего права на получение дополнительной меры социальной поддержки, только тем лицам, которые обратились с заявлением на выдачу сертификата на единовременную выплату до вступления в силу Закона N 116-ЗРК/2020 и препятствуют реализации права семьям, право которых на получение вышеуказанной дополнительной меры социальной поддержки, возникло в соответствии с Законом N 631-ЗРК/2019 до вступления в силу Закона N 116-ЗРК/2020.
Таким образом, выводы судов об удовлетворении требований административного иска являются правильными, постановленными в соответствии с нормами материального права и установленных по делу обстоятельств.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационных жалоб.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного суда Республики Крым от 12 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 30 августа 2023 года оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 18 января 2024 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи А.Е. Иванов
С.С. Сергеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.