Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего И.И. Мотиной, судей Н.В. Бетрозовой, М.А. Парасотченко, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зима Нины Григорьевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, по кассационной жалобе Зима Нины Григорьевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 10 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи И.И. Мотиной, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Зима Н.Г. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю (далее - ОСФР по г. Севастополю, пенсионный орган) в котором, просила суд признать незаконным бездействие ответчика по вопросу рассмотрения её заявления от ДД.ММ.ГГГГ о назначении социальной пенсии по старости, обязать ответчика назначить ей социальную пенсию по старости в соответствии с п.1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В обоснование исковых требований Зима Н.Г. указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении ей социальной пенсии по старости в соответствии с п.1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Однако, в установленный законом срок пенсия не назначена, причины бездействия пенсионного органа неизвестны.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 26 апреля 2023 года исковые требования удовлетворены.
Признано незаконным бездействие ОСФР по г. Севастополю по вопросу рассмотрения заявления Зима Н.Г. от ДД.ММ.ГГГГ о назначении социальной пенсии по старости. На ОСФР по г. Севастополю возложена обязанность назначить истцу социальную пенсию по старости в соответствии с п.1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Указано, что решение суда в части возложения на ОСФР по г. Севастополю обязанности назначить Зима Н.Г. социальной пенсии по старости в соответствии с п.1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 N166-ФЗ ""О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" исполнению не подлежит.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 10 августа 2023 года апелляционная жалоба ОСФР по г. Севастополю удовлетворена, решение суда первой инстанции отменено, принято по делу новое решение, которым иск Зима Н.Г. к ОСФР по г. Севастополю о признании бездействия незаконным, понуждению к совершению определенных действий, оставлен без удовлетворения.
В кассационной жалобе Зима Н.Г, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене принятого по делу апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что бездействие ответчика по рассмотрению её заявления от ДД.ММ.ГГГГ в течение трех месяцев являлось незаконным. При этом, суд апелляционной инстанции, установив, что решение ответчика по её заявлению принято с нарушением установленных законом сроков на 4 дня, необоснованно отказал в удовлетворении исковых требований о признании такого бездействия незаконным.
В возражениях на кассационную жалобу представитель ОСФР по г.Севастополю просит в удовлетворении кассационной жалобы истца отказать, оспариваемое апелляционное определение оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела с учетом положений статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации извещены надлежащим образом путем направления судебной корреспонденции посредством Почты России.
Кроме того, информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судами установлено и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ истец Зима Н.Г. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являясь гражданином Российской Федерации, обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении социальной пенсии по старости, указав, что получателем пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства не является.
Из материалов пенсионного (выплатного) дела Зима Н.Г. следует, что ранее истец обращалась к ответчику с аналогичным заявлением.
Решением ГУ-УПФР в г. Севастополе (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении социальной пенсии по старости, в связи с отсутствием документов, подтверждающих прекращение выплаты пенсии по прежнему месту жительства (на территории иностранного государства), в соответствии со ст.7 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения", по причине того, что при обращении с заявлением о назначении социальной пенсии Зима Н.Г. не представила ответчику документы, подтверждающие прекращение выплаты пенсии по прежнему месту жительства (на территории иностранного государства).
Указанное решение было обжаловано истцом Зима Н.Г. в судебном порядке и решением Ленинского районного суда города Севастополя от 12.05.2020, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Севастопольского городского суда от 24.08.2020, в удовлетворении исковых требований о признании решения пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ N незаконным, возложении обязанности назначить истцу социальную пенсию по старости с момента подачи заявления от ДД.ММ.ГГГГ, было отказано.
Кроме того, в апелляционном определении Севастопольского городского суда по делу N33а-2120/2016 от 19.07.2016 отражено, что согласно паспорту гражданина Украины, с которым истец обратилась в УФМС по г.Севастополю за предоставлением гражданства Российской Федерации, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истец являлась гражданкой Украины имела регистрацию (постоянное место жительство) на территории Украины.
С учетом изложенного, при рассмотрении заявления истца от ДД.ММ.ГГГГ пенсионным органом были направлены запросы с целью исключения получения истцом пенсии по предыдущему месту жительства, ответы на которые в трехмесячный срок не поступили.
По предложению пенсионного органа представителем истца ДД.ММ.ГГГГ было написано заявление о том, что истец получателем пенсии по прежнему месту жительства не является.
Ответчик решением от ДД.ММ.ГГГГ N назначил истцу социальную пенсию по старости в соответствии с п.1 ст. 11 Федерального закона от 15.11.2001 N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, исходил из того, что на момент обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении социальной пенсии по старости, Зима Н.Г. соответствовала всем необходимым условиям для её назначения: необходимый возраст, наличие гражданства Российской Федерации, проживание на территории Российской Федерации, отсутствие работы, однако пенсионным органом не принято решение о назначении либо об отказе в назначении пенсии в установленный законом трехмесячный срок.
Судом первой инстанции указано, что доказательств, подтверждающих обоснованность задержки принятия решения о назначении пенсии, ответчиком суду не представлено. При этом, решение о назначении истцу социальной пенсии по старости в соответствии с п.1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" по заявлению Зима Н.Г. от ДД.ММ.ГГГГ принято ответчиком лишь ДД.ММ.ГГГГ.
Придя к таким выводам, суд первой инстанции принял решение о признании незаконным бездействия ОСФР по г. Севастополю по вопросу рассмотрения заявления Зима Н.Г. от ДД.ММ.ГГГГ о назначении социальной пенсии по старости и обязал ответчика назначить Зима Н.Г. социальную пенсию по старости в соответствии с п.1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Проверяя решение суда первой инстанции в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда признала ошибочными выводы районного суда о незаконности бездействия пенсионного органа по вопросу рассмотрения заявления Зима Н.Г. от ДД.ММ.ГГГГ о назначении социальной пенсии по старости и возложении обязанности на ответчика по назначению такой пенсии, в связи с этим отменил решение суда первой инстанции, постановив новое решение, которым в удовлетворении названных требований отказал.
При этом, суд апелляционной инстанции исходил из того, что несмотря на рассмотрение заявления истца с нарушением установленного законом трехмесячного срока на 4 дня, результатом рассмотрения заявления Зима Н.Г. от ДД.ММ.ГГГГ явился не отказ в назначении социальной пенсии по старости, а решение о назначении социальной пенсии по старости в соответствии с п.1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" с ДД.ММ.ГГГГ, как просил истец.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции, считает, что приведенные выводы основаны на неправильном применении и толковании норм материального права.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан и иные гарантии социальной защиты.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2). В силу статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" по общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", в редакции действующей с 01 января 2019 года, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. В 2015 - 2023 годах продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии, устанавливается согласно Приложению 3.
Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30. С 01 января 2015 года пенсия назначается при наличии индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30.
Одним из видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению является социальная пенсия (подпункт 5 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001 N166-ФЗ право на социальную пенсию в соответствии с данным законом имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 1 к настоящему Федеральному закону), а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации не менее 15 лет и достигшие указанного возраста.
Гражданам, которые указаны в подпункте 5 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001 N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на социальную пенсию по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, социальная пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста, предусмотренного приложением 1 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста.
Статьей 21 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ определен порядок установления страховых пенсий, выплаты и доставки страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
В силу части 20 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате этой пенсии, об удержаниях из указанной пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм страховой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.
В силу пункта 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N2122-1 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N2888, Федерального закона от 5 мая 1997 года N77-ФЗ), Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых государством через соответствующие органы.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, при обращении гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения, гражданин имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о возможности получения мер социальной защиты (поддержки), возникающих в связи с жизненным событием, по поводу которого он обратился в пенсионный орган, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
Как установлено судами, ДД.ММ.ГГГГ Зима Н.Г. обратилась в ОСФР по г.Севастополю с заявлением об установлении социальной пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001 N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ Зима Н.Г. в период рассмотрения гражданского дела истцу назначена социальная пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Обращаясь в суд с иском, истцом были заявлены требования о признании незаконным бездействия ответчика по вопросу рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ о назначении социальной пенсии по старости и о возложении обязанности назначить социальную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ. При этом, как уже указывалось выше, решением ОСФР по г.Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ N истцу была назначена социальная пенсия по старости в соответствии с п.1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" с ДД.ММ.ГГГГ.
Судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении требований о назначении пенсии, поскольку социальная пенсия истцу назначена с даты указанной Зима Н.Г.
В тоже время указывая на нарушение пенсионным органом сроков рассмотрения заявления истца, суд апелляционной инстанции, не нашел оснований для признания такого бездействия ответчика незаконным, ссылаясь на то, что истец не обжаловал бездействие пенсионного фонда при рассмотрении заявления от ДД.ММ.ГГГГ.
Судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает такие выводы суда апелляционной инстанции ошибочными.
Истец ссылался в своих доводах на нарушение процедуры рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ о назначении пенсии, на свою неосведомленность о необходимости предоставления недостающих документов, о приостановлении сроков рассмотрения заявления, то есть неуведомление истца о принятых пенсионным фондом процессуальных решениях в период рассмотрения заявления истца, что явилось основанием для обращения в суд.
Нормативные положения о порядке приема заявления о назначении пенсии содержатся в Административном регламенте предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденным постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.01.2019 N 16п (далее - Административный регламент).
В частности пунктом 72 Административного регламента предусмотрено, что факт и дата приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации от гражданина заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подтверждаются уведомлением, выдаваемым территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных гражданином, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые гражданин вправе представить по собственной инициативе.
В приложении N 3 к Административному регламенту предусмотрена форма уведомления (о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии), в пункте 2 которого указывается на необходимость представить дополнительно документы для назначения пенсии, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в пункте 3 - документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые гражданин (его представитель) вправе представить по собственной инициативе для установления страховой пенсии.
Согласно п. 89 Административного регламента предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры: прием и регистрация заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги; истребование документов (сведений) в рамках межведомственного взаимодействия; рассмотрение заявления и определение в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании представленных документов наличия либо отсутствия у гражданина права на назначение пенсии, перерасчет размера пенсии, перевод с одной пенсии на другую; принятие решения о результате предоставления государственной услуги; исправление допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах.
Согласно п. пункт 105 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного постановлением Правления ПФ РФ N 16п от 23.01.2019 пенсионный фонд наделен полномочиями по истребованию дополнительных документов.
Пунктом 74 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 года N 16п, установлено, что заявление о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) при обращении за переводом с одной пенсии на другую, заявление о перерасчете размера пенсии подаются со всеми документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, обязанность по представлению которых возложена на гражданина.
В пункте 73 вышеназванного Административного регламента закреплено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) при обращении за назначением пенсии приложены не все документы, необходимые для: предоставления государственной услуги, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, гражданин вправе представить на основании разъяснения территориального органа ПФР недостающие документы.
При приеме заявления территориальный орган ПФР дает гражданину разъяснение, какие документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить дополнительно по собственной инициативе.
При этом в силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ обязанность представить доказательства, подтверждающие вышеуказанные обстоятельства, отвечающие требования относимости и допустимости, возлагается на ответчика.
Между тем в нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ ответчик не представил доказательств надлежащего извещения истца о необходимости представления недостающих документов. Уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, а также о разъяснении заявителю необходимости представления дополнительных документов, сроке их представления и последствиях непредставления таких документов, направление уведомления истцу, в материалах дела отсутствует.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о признании незаконными бездействий пенсионного органа по рассмотрению заявления истца, суд не учел, что истец является гражданкой Российской Федерации, в возрасте 73 года, более 30 лет постоянно проживает на территории Российской Федерации, пенсия является для неё единственным источником дохода.
Однако, пенсионный орган в отсутствие на то законных оснований на протяжении более трех месяцев не принимал решение о назначении социальной пенсии по старости, и не сообщал заявителю письменно о предоставлении дополнительных документов. Суд апелляционной инстанции не выяснил причин рассмотрения ответчиком заявления Зима Н.Г. от ДД.ММ.ГГГГ более трех месяцев, с учетом того, что самим ответчиком были представлены в материалы настоящего дела письма и ответы, что истец на территории Украины, ДНР не получала и не получает какую-либо пенсию. Содержание указанных документов подлежало оценке судом при разрешении спора.
Кроме того, суду следовало установить выполнение пенсионным органом требований Административного регламента в части разъяснения истцу о недостающих документах, которые он должен был предоставить и документах, которые буду запрошены ответчиком с правом их самостоятельного предоставления истцом. Поскольку процедура предоставления недостающих документов предполагает приостановку рассмотрения заявления на три месяца и извещение заявителя о такой приостановке, следовательно, при рассмотрении требований истца о бездействии пенсионного органа необходимо установить сроки вынесения решения пенсионного органа о приостановлении рассмотрения заявления, направление истцу уведомления о необходимости предоставления недостающих документов, решение о приостановлении сроков рассмотрения заявления.
В связи с изложенным, доводы кассационной жалобы в указанной части признаются заслуживающими внимания, как и доводы о том, что на момент обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении социальной пенсии по старости истец соответствовала всем необходимым условиям для её назначения (необходимый возраст, наличие гражданства Российской Федерации, проживание на территории Российской Федерации, отсутствие работы), однако, пенсионным органом не принято решение о назначении либо отказе в назначении пенсии в установленный законом трехмесячный срок.
Имеющие значение обстоятельства определяются судом исходя из указанного истцом основания иска, доводов и возражений сторон и норм материального права, подлежащих применению при разрешении спора.
В соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
При принятии решения суд определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В мотивировочной части решения суда должны быть указаны фактические и иные обстоятельства дела, установленные судом; выводы суда, вытекающие из установленных им обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (часть 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Аналогичные требования процессуальный закон предъявляет и к апелляционному определению, что подтверждается также разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции".
Из изложенных норм процессуального закона следует, что выводы суда, в том числе и апелляционной инстанции, об установленных им фактах должны быть основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании. При этом, бремя доказывания юридически значимых обстоятельств между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также требований и возражений сторон.
Кроме того, в силу положений статей 67, 71, 327, 327.1, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного Кодекса.
Судом апелляционной инстанции указанные нормы процессуального права нарушены.
В нарушение требований статей 2, 3, 12, 56, 148, 150, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального и процессуального права не устранил, заявленные истцом требования не разрешил. Судами не дана оценка доводам истца по заявленным требованиям, в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия ответчика по вопросу рассмотрения заявления истца от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ей социальной пенсии по старости. Суд апелляционной инстанции подошел к рассмотрению требований Зима Н.Г. крайне формально, не оценив всех доказательств по делу по всем заявленным требованиям.
При указанных обстоятельствах обжалуемый истцом судебный акт в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия пенсионного органа по рассмотрению заявления о назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать законным и обоснованным, заявленный Зима Н.Г. спор в результате нарушения судом норм материального и процессуального права остался неразрешенным по существу.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 10 августа 2023 года в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия пенсионного органа по рассмотрению заявления о назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ вынесено с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, вследствие чего подлежит отмене с направлением дела в указанной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 10 августа 2023 года в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия пенсионного органа по рассмотрению заявления о назначении пенсии от 21.01.2023 года отменить, направить дело в указанной части на новое рассмотрение в Севастопольский городской суд.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 10 августа 2023 года оставить без изменения.
Председательствующий И.И. Мотина
Судьи Н.В. Бетрозова
М.А. Парасотченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.