Дело N 88-38445/2023
Дело суда 1-й инстанции N 2-559/2023
УИД 23RS0020-01-2023-000017-77
г. Краснодар 15 декабря 2023 года
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи И.И. Мотиной, рассмотрев единолично гражданское дело по иску Цымбала Александра Степановича, Фатьяновой Аркасии Мелконовны к Министерству обороны Российской Федерации, акционерному обществу "Страховое общество газовой промышленности", Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Краснодарского края" о взыскании единовременного пособия членам семьи погибшего военнослужащего по кассационным жалобам Цымбала Александра Степановича, Фатьяновой Аркасии Мелконовны на определение Кореновского районного суда Краснодарского края от 12 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 августа 2023 года.
УСТАНОВИЛ:
Истцы Цымбал А.С, Фатьянова А.М. обратились с исковым заявлением Министерству обороны Российской Федерации, акционерному обществу "Страховое общество газовой промышленности" (далее - АО "СОГАЗ"), Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Краснодарского края" (далее - ФКУ "Военный комиссариат КК") о взыскании единовременного пособия членам семьи погибшего военнослужащего.
Определением Кореновского районного суда Краснодарского края от 12 мая 2023 года гражданское дело по иску Цымбала А.С, Фатьяновой А.М. к Министерству обороны Российской Федерации, АО "СОГАЗ", ФКУ "Военный комиссариат КК" о взыскании единовременного пособия членам семьи погибшего военнослужащего оставлено без рассмотрения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 августа 2023 года определение Кореновского районного суда Краснодарского края от 12 мая 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной Цымбала А.С, ставиться вопрос об отмене судебных постановлений как незаконных. Кассатор полагает, что им соблюден заявительный порядок на получение единовременного пособия, установленного ч.8 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 N306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", поскольку ДД.ММ.ГГГГ он обратился в военный комиссариат Кореновского и Выселковского районов Краснодарского края, однако, сотрудники военного комиссариата его заявление не было надлежащим образом оформлено, в приеме документов отказано. Полагает также, что судебные инстанции необоснованно отождествили заявительный характер получения социального денежного пособия и оформление заявления на выплату такого пособия, когда оформление такого заявления является обязанностью уполномоченного органа Министерства обороны Российской Федерации - военного комиссариата.
В кассационной жалобе, поданной Фатьяновой А.М, ставиться вопрос об отмене судебных постановлений как незаконных. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что она и Цымбал А.С. обратились в суд с совместным иском к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании единовременного пособия членам семьи погибшего военнослужащего, установленного ч.8 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 N306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", а АО "СОГАЗ" и ФКУ "Военный комиссариат КК" к участию в деле в качестве соответчиков привлечены судом по инициативе Министерства обороны Российской Федерации. Обращает внимание, что обстоятельства подачи заявления на соответствующую выплату являются предметом доказывания по настоящему делу, поскольку в ходе судебного разбирательства она намеревалась доказать факт подачи ею необходимых документов (копии паспорта, банковских реквизитов, копии свидетельства о рождении сына, копии свидетельства о смерти сына) сотрудникам военного комиссариата Кореновского и Выселковского районов Краснодарского края, которые отказались выполнять свои обязанности, предусмотренные п. 18 Порядка выплаты единовременных пособий, предусмотренных частями 8 и 12 Федерального закона от 07.11.2011 N306-ФЗ, утвержденного приказом Министерства обороны Российской Федерации от 06.05.2012 N1100.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания.
Изучив кассационную жалобу, материалы гражданского дела суд кассационной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права (часть 2 статьи 379.7) или норм процессуального права (часть 3 статьи 379.7).
Проверка законности обжалуемого судебного постановления осуществляется в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Вместе с тем следует иметь в виду, что суд не связан доводами, изложенными в кассационных жалобе, представлении, если он придет к выводу, что в интересах законности необходимо выйти за пределы этих доводов (абзац второй пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N29 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции").
Под интересами законности, которые дают суду, рассматривающему дело, основания для выхода за пределы доводов кассационной жалобы (с учетом положений статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), следует, в частности, понимать необходимость обеспечения по рассматриваемому делу правильного применения норм материального или процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и других лиц.
Из приведенных правовых норм и акта их толкования следует, что в случае выявления допущенных судами нарушений закона, не указанных в доводах кассационных жалобы или представления, кассационный суд общей юрисдикции в интересах законности вправе выйти за пределы доводов жалобы (представления) и обратить внимание на допущенные судами нарушения либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, учесть их при принятии своего решения по результатам рассмотрения кассационной жалобы (представления прокурора).
С учетом изложенного, в интересах законности и защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов участников правоотношений, суд кассационной инстанции полагает возможным при рассмотрении кассационной жалобы выйти за пределы содержащихся в ней доводов и обратить внимание на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, допущенные судом первой инстанции, не указанные заявителем в кассационной жалобе, которые не были устранены судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела и выражающиеся в следующем.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление подается в суд после соблюдения претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, если это прямо предусмотрено федеральным законом для данной категории споров.
Согласно абзацу второму статьи 222 указанного кодекса суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел досудебный порядок урегулирования спора или заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке приказного производства.
Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система, социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации). Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).
Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (пункт 2 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.
Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от 28.03.1998 N52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации".
В силу положений статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 N52-ФЗ к застрахованным лицам по обязательному государственному страхованию относятся, в том числе, военнослужащие, за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена.
Выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица, в частности, родители (усыновители) застрахованного лица (абзацы первый, третий пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 28.03.1998 N52-ФЗ).
В статье 4 Федерального закона от 28.03.1998 N52-ФЗ названы страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования, среди которых гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
В статье 5 Федерального закона от 28.03.1998 N52-ФЗ определены страховые суммы, выплачиваемые выгодоприобретателям, размер которых ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы (абзац девятый пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 28.03.1998 N52-ФЗ).
Так, согласно абзацу второму пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 28.03.1998 N52-ФЗ в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, страховая сумма выплачивается в размере "данные изъяты" выгодоприобретателям в равных долях.
В свою очередь, Федеральным законом от 07.11.2011 N306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" также установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих - единовременное пособие и ежемесячная денежная компенсация, размеры которых подлежат ежегодному увеличению (индексации) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных пособий принимается Правительством Российской Федерации (часть 16 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011 N306-ФЗ).
В случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере "данные изъяты" (часть 8 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011 N306-ФЗ).
В соответствии с положениями части 9 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011 N306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация.
Пунктом 2 части 11 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011 N306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" к членам семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющим право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 данной статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 этой же статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности отнесены родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья.
Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу, как по призыву, так и в добровольном порядке по контракту, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что - в силу Конституции Российской Федерации, в частности ее статей 2, 7, 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 (части 1 и 2) и 71 (пункты "в", "м"), - обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью в период прохождения военной службы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. N 17-П, от 20 октября 2010 г. N 18-П, от 17 мая 2011 г. N 8-П, от 19 мая 2014 г. N 15-П, от 17 июля 2014 г. N 22-П, от 19 июля 2016 г. N 16-П).
В случае гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, Российская Федерация как социальное государство принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того, что их правовой статус производен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности.
Публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, в том числе по призыву, членам его семьи в настоящее время включает в себя, в частности, их пенсионное обеспечение в виде пенсии по случаю потери кормильца, назначаемой и выплачиваемой в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 25 Федерального закона от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих), страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих (пункт 3 статьи 2, статья 4 и пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 28.03.1998 N52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации") и такие меры социальной поддержки, как единовременное пособие и ежемесячная денежная компенсация, предусмотренные частями 8 - 10 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011 N306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
При определении круга членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющих право на названные выплаты, федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, исходил, в частности, из целевого назначения данных выплат, заключающегося в восполнении материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание.
Таким образом, установленная федеральным законодателем система социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, направлена на максимально полную компенсацию связанных с их гибелью материальных потерь.
Такое правовое регулирование, гарантирующее родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, названные выплаты, имеет целью не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выразить от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества - защитников Отечества (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 г. N 22-П, от 19 июля 2016 г. N 16-П).
При этом, судам необходимо различать понятия - социальной единовременной выплаты, предусмотренной Федеральным законом от 07.11.2011 N306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", и страховой выплаты по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц на основании Федерального закона от 28.03.1998 N52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы".
Оставляя исковое заявление Цымбала А.С, Фартьяновой А.М. без рассмотрения в связи с несоблюдением истцами досудебного порядка урегулирования спора, суды, руководствуясь положениями Федерального закона от 07.11.2011 N306-ФЗ и Порядка выплаты единовременных пособий, утвержденного приказом Министерства обороны Российской Федерации от 06.05.2012 N1100, исходили из того, что порядок выплаты единовременного пособия членам семьи погибшего военнослужащего, установленного ч.8 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 N306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", носит заявительный характер, для реализации которого истцы должны обратиться с соответствующим заявлением о выплате, составленному по рекомендованному образцу, в воинскую часть (военный комиссариат), уполномоченные лица которого, в свою очередь, осуществляют сбор и направление документов в страховую компанию для последующей выплаты такого пособия, однако, истцами не представлено доказательств соблюдения такого порядка. Указано, что в качестве доказательства подачи указанного заявления, истцами предоставлен в материалы дела лишь незаполненный, неподписанный бланк заявления.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций о необходимости соблюдения истцом по данному спору досудебного порядка урегулирования спора, со ссылкой на положения статьи 222 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ошибочны и основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Оставляя без рассмотрения исковое заявление, суд указал, что истцами не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, а именно не представлено доказательств, что истцы обращались с соответствующим заявлением в военный комиссариат (в военный комиссариат Кореновского и Выселковского районов Краснодарского края или ФКУ "Военный комиссариат КК") либо в воинскую часть (в войсковую часть 91711, в которой проходил военную службу погибший ФИО5 или в порядке подчиненности - в войсковую часть 89425).
Основания для оставления заявления без рассмотрения перечислены в статье 222 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Перечень оснований является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Такого основания для оставления заявления без рассмотрения, как "не обращение с соответствующим заявлением в военный комиссариат либо в воинскую часть", положения статьи 222 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не содержат.
Более того, Федеральный закон от 07.11.2011 N306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" на основании положений которого истцы обратились в суд с настоящим иском, не содержит положений о соблюдении обязательного досудебного порядка урегулирования спора.
Таким образом, у суда первой инстанции не имелось оснований для оставления искового заявления Цымбала А.С. и Фартьяновой А.М. без рассмотрения, поскольку правовые понятия заявительного характера получения денежного пособия и досудебного порядка урегулирования спора не являются идентичными по своей природе и процессуальным последствиям для сторон. Суды нижестоящих инстанций необоснованно отожествили понятия заявительный характер получения денежного пособия и оформление соответствующего заявления на выплату такого пособия, обязанность по которому в силу п. 18 Порядка выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации, единовременных пособий, предусмотренных частями 8 и 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N306-ФЗ, утвержденного приказом Министерства обороны Российской Федерации от 06.05.2012 N1100, возложена на сотрудников военного комиссариата.
При этом, судебные инстанции не приняли во внимание, что факт обращения истцов ДД.ММ.ГГГГ для оформления заявлений на выплату единовременного пособия, установленного ч.8 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 N306-ФЗ, подтверждается содержанием приобщенных к делу писем военного комиссара Кореновского и Выселковского районов Краснодарского края на исходящий N от ДД.ММ.ГГГГ военному комиссару Краснодарского края и от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Кореновского районного суда Краснодарского края.
Кроме того, судами не принято во внимание то обстоятельство, что правоотношения по получению единовременной социальной выплаты в порядке ч.8 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 N306-ФЗ, возникли между истцами и ответчиком Министерством обороны Российской Федерации в силу Федерального закона от 07.11.2011 N306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 06.05.2012 N1100 утвержден Порядок выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий, предусмотренных чч. 8 и 12 ст. 3 Федерального закона N306-ФЗ.
Единовременные пособия военнослужащим или членам семей погибших (умерших) военнослужащих выплачиваются в установленных законодательством Российской Федерации случаях за счет средств Министерства обороны Российской Федерации организацией, с которой заключено соглашение об осуществлении выплат единовременных пособий военнослужащим и членам семей погибших (умерших) военнослужащих (п. 2 Порядка выплаты единовременных пособий).
Выплата единовременных пособий производится организацией на основании документов, подтверждающих наступление у военнослужащих или членов семей погибших (умерших) военнослужащих права на соответствующие выплаты (п. 3 Порядка).
В п. 12 Порядка выплаты единовременных пособий перечислены необходимые документы, которые воинские части (военные комиссариаты, отделы военных комиссариатов) оформляют и направляют в страховую организацию для принятия решения о выплате единовременного пособия членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего.
С учетом изложенного, суды нижестоящих инстанций ошибочно сочли, что вышеназванным Порядком для данной категории дел установлен досудебный порядок урегулирования спора.
В свою очередь, правоотношения по страхованию между истцами и ответчиком АО "СОГАЗ" возникли в силу Федерального закона от 28.03.1998 N52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" и заключенного во исполнение данного Федерального закона государственного контракта.
Выгодоприобретателем в правоотношениях по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц на основании Федерального закона от 28.03.1998 N52-ФЗ выступает специальный субъект - лицо, застрахованное в порядке обязательного государственного страхования жизни и здоровья, в связи с чем данные правоотношения также не являются частноправовыми, а носят публично-правовой характер и также не предусматривают обязательный досудебный порядок урегулирования спора.
При таких обстоятельствах, выводы судов первой и апелляционной инстанций об оставлении искового заявления Цымбала А.С, Фатьяновой А.М. без рассмотрения в связи с несоблюдением истцами досудебного порядка урегулирования спора, нельзя признать правомерными, поскольку оснований для применения к отношениям по получению единовременной социальной выплаты в порядке ч.8 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 N306-ФЗ, положений законодательства, определяющего обязательный досудебный порядок урегулирования споров, не имелось. Судами не разделены понятия и правовая природа различных выплат, предусмотренных для родителей военнослужащих, в случае их гибели, в том числе, по получению единовременной социальной выплаты в порядке ч.8 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 N306-ФЗ и по получению выплаты по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих на основании Федерального закона от 28.03.1998 N52-ФЗ.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что у суда первой и апелляционной инстанций не имелось оснований для оставления настоящего искового заявления без рассмотрения.
При этом суд апелляционной инстанции, отвечая на соответствующие доводы апелляционной жалобы, указанные выше недостатки не устранил, а подлежащие установлению обстоятельства не установил.
Допущенные судом первой инстанции нарушения закона судом апелляционной инстанции исправлены не были. Указанные нарушения, являясь существенными, повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя.
В силу требований статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации апелляционное определение подлежит отмене, а дело направлению в суд апелляционной инстанции для рассмотрения по существу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛ:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 августа 2023 года - отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Краснодарский краевой суд.
Судья И.И. Мотина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.