Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Мотиной И.И, Парасотченко М.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковальчук Е.А. к УМВД России по г. Таганрогу Ростовской области, ГУ МВД России по Ростовской области, о защите трудовых прав, по кассационной жалобе Ковальчук Е.А. на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 7 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 20 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ковальчук Е.А. обратилась в суд с иском к УМВД России по г..Таганрогу Ростовской области, ГУ МВД России по Ростовской области о защите трудовых прав. Требования мотивированы тем, что приказом начальника УВД по г..Таганрогу Ростовской области от 11 февраля 2004 года N с 11 февраля 2004 года она была принята на службу в органы внутренних дел. На основании рапорта и в соответствии с приказом начальника Управления МВД России по г..Таганрогу Ростовской области от 8 июля 2022 года N л/с Ковальчук Е.А. была уволена из органов МВД по выслуге лет, дающей право на получении пенсии. 13 сентября 2022 года в исполнение приказа МВД России от 31.03.2021г. N 181 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел РФ" и Указания МВД России от 20 июля 2022 года в целях дополнительного материального стимулирования личного состава, начальником ГУ МВД РФ по РО издан приказ N1631 "О премировании" личного состава в соответствии с перечнем территориальных органов внутренних дел, указанных в приложении к приказу. Данным приказом и приложением к нему определены размер, период, сроки и условия премирования, а именно то, что премия выплачивается в размере одного должностного оклада ежемесячно, начиная с 1 марта 2022 года, с учетом выполнения сотрудниками поставленных задач за истекший месяц, в сроки, установленные для выплаты денежного довольствия за текущий месяц, в том числе сотрудникам УМВД России по г..Таганрогу Ростовской области.
Ссылаясь на то, что во исполнение данного приказа денежная премия ей не начислялась и не выплачивалась, в то время как в период с 1 марта 2022 года по 1 августа 2022 года она находилась на службе в органах внутренних дел, занимала должность начальника ОУУП и ПДН ОП-3 УМВД России по г..Таганрогу Ростовской области, и не была лишена права на стимулирующие выплаты, Ковальчук Е.А. полагала, что имеет право на получение данной премии. В досудебном порядке жалоба Ковальчук Е.А. о начислении таких выплат была отклонена ответом от 19 октября 2022 года, с указанием на то, что на момент издания приказа от 13 сентября 2022 года сотрудником органов внутренних дел она не являлась. Считая данный отказ незаконным, истица указала, что при выполнении показателей, установленных условиями премирования, работодатель был обязан произвести бывшему работнику выплату премии, предусмотренной действующей в организации системой оплаты труда, даже если показатели для расчета данного вознаграждения стали известны ему после увольнения этого работника, а отказ в выплате премии является дискриминацией прав работника. Ссылаясь на положения Трудового кодекса Российской Федерации, истица полагает, что прекращение трудового договора с работодателем не лишает ее права на получение стимулирующих выплат, которые входят в систему оплаты труда.
На основании изложенного, Ковальчук Е.А. просила суд взыскать с УМВД России по г. Таганрогу Ростовской области в свою пользу невыплаченную премию в размере 76 432 руб.; неустойку - 1 848 руб, компенсацию морального вреда - 25 000 руб.
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 7 февраля 2023 года исковые требования Ковальчук Е.А. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 20 июля 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Ковальчук Е.А, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и вынести новое судебное постановление, которым удовлетворить заявленные исковые требования. В обоснование доводов жалобы заявитель приводит доводы, идентичные доводам искового заявления, а также апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
В материалы гражданского дела представлены отчеты об отслеживании соответствующего извещения, согласно которым конверт, направленный в адрес истца, был возвращен в адрес суда с отметкой "Истек срок хранения" (номер отслеживания 80406890082007), тогда как конверты, направленные в адрес ответчиков, были вручены адресатам заблаговременно (номера отслеживания N и N).
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационных жалобах, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов гражданского дела, Ковальчук Е.А. состояла на службе в органах внутренних дел Российской Федерации с 11 февраля 2004 года по 8 июля 2022 года, в том числе, в звании майора полиции в должности начальника отделения по делам несовершеннолетних отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних отдела полиции N3 Управления МВД России по г. Таганрогу Ростовской области.
Приказом начальника Управления МВД России по г. Таганрогу Ростовской области N л/с от 8 июля 2022 года с Ковальчук Е.А. расторгнут контракт, и она уволена со службы в органах МВД по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по выслуге лет, дающей право на получении пенсии, в календарном исчислении - 20 лет 5 дней) с 8 июля 2022 года с выплатой единовременного пособия в размере 7-ми месячных окладов денежного содержания, денежной компенсации за неиспользованные дополнительные отпуска за ненормированный служебный день за 2013-2015г.г, 2018г, 2021г. в количестве 39 календарных дней, денежной компенсации за неиспользованные части основных отпусков за 2019г, 2022г. в количестве 11 календарных дней, денежной компенсации за неиспользованные дополнительные отпуска за ненормированный служебный день, стаж службы в органах внутренних дел за 2022г. пропорционально отработанному времени в количестве 12 календарных дней.
С Ковальчук Е.А. произведен полный расчет в соответствии с действовавшими по состоянию на день увольнения приказами, регулирующими порядок выплаты денежного содержания, премий, денежных поощрений, что истицей не оспаривалось.
29 июля 2022 года Ковальчук Е.А. выдано пенсионное удостоверение.
13 сентября 2022 года начальником ГУ МВД Российской Федерации по Ростовской области во исполнение приказа МВД России от 31 марта 2021 года N 181 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" и указания МВД России от 20 июля 2022 года в целях дополнительного материального стимулирования личного состава принят приказ N1631 "О премировании" (далее - Приказ от 13.09.2022г. N1631), которым утвержден перечень территориальных органов внутренних дел Ростовской области (на районном уровне), подразделений ГУ МВД России по Ростовской области, в которых сотрудникам органов внутренних дел выплачивается премия в размере одного должностного оклада ежемесячно.
Пунктом 2 Приказа от 13.09.2022г. N1631 предусмотрено производить указанные выше выплаты, начиная с 1 марта 2022 года, с учетом выполнения сотрудниками поставленных задач за истекший месяц, в сроки, установленные для выплаты денежного довольствия за текущий месяц.
Согласно пункту 3 Приказа от 13.09.2022г. N1631 начальникам территориальных органов внутренних дел Ростовской области предписано ежемесячно в срок, не позднее 2 числа месяца, следующего за отчетным, обеспечить предоставление в ПФО ГУ МВД России по Ростовской области заявок на выделение дополнительных лимитов бюджетных обязательств в целях организации премирования личного состава.
В этой связи - начальникам подразделений, командирам строевых подразделений ГУ МВД России по Ростовской области предписано ежемесячно, в срок, не позднее 5 числа следующего за отчетным, обеспечить представление в УРЛС ГУ МВД России по Ростовской области мотивированного рапорта о поощрении личного состава, с учетом выполнения сотрудниками поставленных задач за истекший месяц (п.4 Приказа).
Данным Приказом от 13.09.2022г. N1631 начальникам территориальных органов внутренних дел Ростовской области предоставлено право производить премирование своих штатных заместителей и сотрудников в пределах доведенного фонда (пункт 5 Приказа); предписано начальнику УРЛС ГУ МВД России по Ростовской области обеспечить подготовку ежемесячных приказов о выплате разовой премии сотрудникам подразделений ГУ МВД России по Ростовской области и начальникам территориальных органов внутренних дел Ростовской области в размере одного должностного оклада (пункт 6 Приказа), руководителям территориальных органов внутренних дел Ростовской области обеспечить подготовку приказов о выплате разовой премии сотрудникам органов внутренних дел Ростовской области в размере одного должностного оклада (пункт 7 Приказа).
В данном случае, по мнению Ковальчук Е.А, безотносительно от факта ее увольнения со службы в органах внутренних дел (с 8 июля 2022 года), до принятия ответчиком Приказа от 13.09.2022г. N1631, у истицы возникло право на получение выплат, предусмотренных этим приказом, за период прохождения ею службы с 1 марта 2022 года по 1 июля 2022 года; однако отказ ГУ МВД Российской Федерации по Ростовской области от 19 октября 2022 года в предоставлении ей указанных выплат свидетельствует о нарушении ее прав на получение выплат в полном объеме.
Разрешая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении предъявленного иска, по результатам анализа положений частей 2, 3, 4, 6 статей 2, 3 Федерального закона от 19.07.2011г. N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 19.07.2011г. N247-ФЗ), а также исследования и оценки приказа от 13.09.2022г. N1631, суд первой инстанции исходил из того, что его целью является "дополнительное материальное стимулирование личного состава; предусмотренная данным приказом разовая выплата не является поощрением (премией), поскольку обладает признаком стимулирования производственных результатов в дальнейшем". При этом суд отверг утверждение истицы о том, что упомянутая выплата относится "к обязательным выплатам, предусмотренным системой оплаты труда".
Суд апелляционной инстанции, проверяя на предмет законности и обоснованности решение суда первой инстанции, оснований для его отмены не установил, доводы апелляционной жалобы отклонил.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами, изложенными в оспариваемых судебных актах по следующим основаниям.
Отношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1 - 6 части 1 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, названным Федеральным законом, Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 07.02.2011г. N 3-ФЗ "О полиции" служба в полиции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, с учетом положений настоящего Федерального закона. Действие трудового законодательства Российской Федерации распространяется на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и настоящим Федеральным законом (ч. 2 ст. 34).
Статьей 42 названного Закона предусмотрено, что сотрудник полиции имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации и контрактом о прохождении службы в полиции.
Частью 1 статьи 48 Федерального закона от 30.11.2011г. N 342-ФЗ предусмотрены меры поощрения сотрудников органов внутренних дел за добросовестное выполнение служебных обязанностей, достижение высоких результатов в служебной деятельности, а также за успешное выполнение задач повышенной сложности, в том числе в виде выплаты денежной премии.
Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулирует Федеральный закон от 19.07.2011г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 19.07.2011г. N 247-ФЗ).
Статьей 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ определены состав и порядок выплаты сотрудникам денежного довольствия.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2011г. N 247-ФЗ, денежное довольствие сотрудников является основным средством их материального обеспечения стимулирования выполнения ими служебных обязанностей.
Денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее также - должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее - оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ).
Частью 6 указанной нормы установлены дополнительные выплаты сотрудникам, в том числе в виде: премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей; поощрительные выплаты за особые достижения в службе.
К таким выплатам относятся: ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (пункт 1); ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание (пункт 2); ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы (пункт 3); ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (пункт 4); премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей (пункт 5); поощрительные выплаты за особые достижения в службе (пункт 6); надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время (пункт 7); коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации (пункт 8).
Премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей из расчета трех окладов денежного содержания в год выплачиваются в порядке, который определяется руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (часть 12 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ).
Поощрительные выплаты за особые достижения в службе в размере до 100 процентов должностного оклада в месяц устанавливаются в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники. Руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководитель иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета на денежное довольствие сотрудников вправе устанавливать размер поощрительной выплаты за особые достижения в службе свыше 100 процентов должностного оклада (часть 13 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ).
Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации помимо дополнительных выплат и надбавок, предусмотренных Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ, сотрудникам могут устанавливаться другие дополнительные выплаты и надбавки. Указанные дополнительные выплаты и надбавки устанавливаются дифференцированно в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых сотрудниками задач (часть 17 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ).
В силу части 18 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2011г. N247-ФЗ порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Согласно части 1 статьи 12.1 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ фонд денежного довольствия сотрудников состоит из фонда денежного довольствия сотрудников центрального аппарата федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, и фонда денежного довольствия сотрудников, проходящих службу в территориальных органах и учреждениях (организациях) соответствующего федерального органа исполнительной власти.
В части 2 статьи 12.1 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ указано, что при формировании фонда денежного довольствия сотрудников, сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов и окладов по специальному званию, предусматриваются средства для следующих выплат (в расчете на год): ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (пункт 1); ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание (пункт 2); ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы (пункт 3); ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (пункт 4); премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей (пункт 5); поощрительные выплаты за особые достижения в службе (пункт 6); надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время (пункт 7); ежегодная материальная помощь (пункт 8).
Исходя из положений части 4 статьи 20 Федерального закона от 19 июля 2011 года N247-ФЗ сотрудникам другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут быть установлены дополнительные социальные гарантии.
Абзацем вторым пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов" руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с этим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы).
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 марта 2021 года N181 утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее также - Порядок).
Разделом IV Порядка (пункты 28 - 45) определены условия, порядок и размеры выплаты премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей.
Исходя из положений Порядка сотруднику премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей выплачивается из расчета трех окладов денежного содержания в год (пункт 28), расчетным периодом для выплаты этой премии является календарный месяц (пункт 30), а основаниями для ее невыплаты могут выступать нахождение сотрудника в распоряжении (пункт 33) либо случаи, при наличии которых премия не выплачивается: временное отстранение сотрудника от выполнения служебных обязанностей, отстранение сотрудника от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, наличие дисциплинарного взыскания, увольнение со службы по отрицательным основаниям (пункты 34 - 36).
Пунктом 40 Порядка установлено, что в пределах средств, предусмотренных на выплату денежного довольствия, сотруднику, успешно выполняющему особо сложные и важные задачи, в соответствии с приказом руководителя может быть дополнительно выплачена разовая премия (кроме сотрудника, имеющего неснятое дисциплинарное взыскание, наложенное на него в письменной форме).
Сотрудникам выплата разовой премии производится дифференцированно в зависимости от результатов службы (пункт 41 Порядка).
В территориальных органах МВД России, образовательных, научных, медицинских (в том числе санаторно-курортных) организациях системы МВД России, окружных управлениях материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, решение о выплате разовой премии оформляется приказом руководителя (начальника), подготовленным соответствующим кадровым подразделением и согласованным центрами финансового обеспечения, финансово-экономическими отделами (отделениями, группами), централизованными бухгалтериями (бухгалтериями) (пункт 43 Порядка).
Согласно положениям пункта 44 Порядка суммарный размер выплаченных сотруднику разовых премий в текущем году не может превышать суммарного размера разовых премий, выплаченных руководителю (начальнику) органа, организации, подразделения МВД России либо одному из заместителей (первому заместителю) руководителя (начальника) органа, организации, подразделения МВД России, в зависимости то того, кому из перечисленных лиц разовые премии были выплачены в наибольшем суммарном размере.
По решению Министра либо заместителя министра выплата разовой премии сотруднику может быть произведена без учета ограничений, предусмотренных пунктом 44 настоящего Порядка (пункт 45 Порядка).
Из приведенных нормативных положений следует, что в период прохождения службы сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации выплачивается денежное довольствие, которое является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей. Денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат. К дополнительным выплатам отнесена, в том числе премия за добросовестное выполнение сотрудником служебных обязанностей из расчета трех окладов денежного содержания в год, которая входит в обязательную часть денежного довольствия сотрудника, начисляется регулярно в установленном законом размере при условии надлежащего выполнения сотрудником своих служебных обязанностей и отсутствии у него упущений по службе, указанных в пунктах 34 - 36 Порядка.
В отличие от премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей, которая входит в состав денежного довольствия сотрудника и является его обязательной частью, предусмотренная пунктом 40 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 марта 2021 г. N 181, разовая премия является одним из видов поощрения сотрудников за выполнение особо сложных и важных задач. Применение такого поощрения относится к компетенции руководителя (начальника) органов внутренних дел, который принимает решение о выплате этой премии в зависимости от результатов службы конкретного сотрудника и по согласованию с финансовым подразделением органа внутренних дел, то есть такая премия не является обязательной частью денежного довольствия сотрудника, а выступает лишь дополнительной мерой его материального стимулирования и поощрения.
Следовательно, при разрешении споров сотрудников органов внутренних дел по вопросу выплаты премии юридически значимым обстоятельством является определение правовой природы такой премии: входит ли премия в состав денежного довольствия сотрудника, являясь его обязательной частью, или эта премия не относится к числу обязательных выплат, являясь одним из видов поощрения сотрудника органов внутренних дел за успешное выполнение особо сложных и важных задач при исполнении им служебных обязанностей, применение которого относится к дискреции (полномочиям) представителя нанимателя.
13 сентября 2022 года начальником ГУ МВД Российской Федерации по Ростовской области во исполнение приказа МВД России от 31.03.2021г. N 181 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" и указания МВД России от 20 июля 2022 года в целях дополнительного материального стимулирования личного состава принят Приказ от 13.09.2022г. N1631, которым утвержден перечень территориальных органов внутренних дел Ростовской области (на районном уровне), подразделений ГУ МВД России по Ростовской области, в которых сотрудникам органов внутренних дел выплачивается премия в размере одного должностного оклада ежемесячно начиная с 1 марта 2022 года, с учетом выполнения сотрудниками поставленных задач за истекший месяц, в сроки, установленные для выплаты денежного довольствия за текущий месяц.
При указанных обстоятельствах, для разрешения вопроса об обоснованности заявленных истцом требований, судам было необходимо установить, входит ли спорная выплата в денежное содержание сотрудника органов внутренних дел, размер спорной выплаты, причины невыплаты премии, наличие либо отсутствие оснований для лишения истца премии, в случае если бы Ковальчук Е.А. продолжила замещать должность сотрудника органов внутренних дел, а также исследовать положения о порядке начисления и выплаты спорной премии на предмет наличия нормативных ограничений, исключающих выплату премии уволенному со службы в органах внутренних дел сотруднику за период, предшествующий такому увольнению.
Вместе с тем, разрешая требования истца и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции приведенные выше обстоятельства не исследовал и не установилпричины невыплаты истцу премии за испрашиваемый ею период, в том числе по причине результатов ее работы в указанное время, ограничившись лишь указанием о том, что спорная премия не является обязательной гарантированной и безусловной выплатой, а также что на момент принятия приказа от 13.09.2022г. N 1631 "О премировании", Ковальчук Е.А. сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации уже не являлась.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с указанными выводами суда первой инстанции, дополнительно отметил, что в материалах дела не представлено доказательств, свидетельствующих, что в период с 01.03.2022 по 08.07.2022 Ковальчук Е.А. привлекалась к выполнению особо сложных и важных задач, исполняемые ею обязанности соответствовали ее обычным должностным функциям, сверх которых какую-либо деятельность она не осуществляла.
Между тем, указывая об отсутствии вышеозначенных доказательств, суд апелляционной инстанции не проверил, когда и из каких документов следует, что наниматель оценивал результаты работы истца и показатели ее служебной деятельности за время работы с 01.03.2022 по 08.07.2022, как и то, что результаты службы истца в заявленный период оценивалась руководителем негативно.
Согласно части 2 статьи 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В силу части 1 статьи 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Из изложенных норм процессуального закона следует, что выводы судов об установленных ими фактах должны основываться на доказательствах, исследованных в судебном заседании. При этом бремя доказывания юридически значимых обстоятельств между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также требований и возражений сторон.
В нарушение указанных норм закона, суды первой и апелляционной инстанций не установили на основании исследованных доказательств причину невыплаты истице премии за период работы с 01.03.2022 по 08.07.2022, в том числе конкретные факты ненадлежащего исполнения ею служебных обязанностей, ограничившись формальным выводом об отсутствии оснований для удовлетворения данного требования.
Кроме того, судами оставлено без внимания, что обязанность по доказыванию обстоятельств наличия объективных оснований для лишения Ковальчук Е.А. спорной премии в силу распределения бремени доказывания по данной категории дел возложена не на истца, а на самого ответчика как нанимателя. Между тем, доказательств оценки качества выполнения истцом служебных обязанностей, отсутствия в спорный период службы особо сложных и важных заданий наравне с другими сотрудниками подразделения, иных обстоятельств при решении вопроса о невыплате премии, ответчиком в ходе рассмотрения дела не представлено.
Однако суды, данные обстоятельства в качестве юридически значимых не определили и не устанавливали, они не вошли в предмет доказывания и, соответственно, правовой оценки судами по правилам статей 67, 71 ГПК РФ не получили.
Поскольку повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), а также учитывая необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 ГПК РФ), апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 20 июля 2023 года подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное, устранить допущенные нарушения и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390 и 390.1 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 20 июля 2023 года отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Ростовский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.