Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Парасотченко М.А. и Мотиной И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Левицкого А.В, Левицкой Л.Н. к Министерству труда и социального развития Краснодарского края, государственному казенному учреждению Краснодарского края "Управление социальной защиты населения в Карасунском внутригородском округе города Краснодара" о признании незаконным отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на всех членов семьи, обязании включить в список граждан - претендентов на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, обязании предоставить единовременную денежную выплату, по кассационной жалобе Левицкого А.В, Левицкой Л.Н, поступившей в суд 22 ноября 2023 года, на решение Первомайского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 22 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Парасотченко М.А, выслушав Левицкого А.В, Левицкую Л.Н, представителя истца Левицкого А.В. - адвоката Навазова В.А, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя Министерства труда и социального развития Краснодарского края по доверенности Вознюк В.С, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Левицкий А.В, Левицкая Л.Н. обратились в суд с иском к Министерству труда и социального развития Краснодарского края, государственному казенному учреждению Краснодарского края "Управление социальной защиты населения в Карасунском внутригородском округе города Краснодара" (далее ГКУ Краснодарского края "Управление социальной защиты населения в Карасунском внутригородском округе города Краснодара") о признании незаконным отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на всех членов семьи, обязании включить в список граждан - претендентов на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, обязании предоставить единовременную денежную выплату.
Требования мотивированы тем, что Левицкий А.В. является ветераном боевых действий. Решением исполнительного комитета Ленинского районного Совета народных депутатов города Краснодара от 16 февраля 1990 года N 78/24 Левицкий А.В, как ветеран боевых действий, принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, а с 30 сентября 1990 года состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях в городе Краснодаре по списку граждан муниципальной подведомственности, списку ветеранов боевых действий.
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 16 мая 2017 года N 1952 Левицкий А.В. внесен в общий дополнительный и отдельный дополнительный список-граждан, стоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В июне 2022 года Левицкий А.В. обратился в ГКУ Краснодарского края "Управление социальной защиты населения в Карасунском внутригородском округе города Краснодара" с заявлением о получении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, при этом указал, что его супруга Левицкая Л.Н, дочери Левицкая А.А. и Левицкая Н.А, как члены его семьи, включены в соответствующий список граждан - претендентов, ввиду чего размер выплаты должен рассчитываться на всех членов семьи.
Письмом ГКУ Краснодарского края "Управление социальной защиты населения в Карасунском внутригородском округе города Краснодара" от 3 августа 2022 года N 06.1-10/8557 в удовлетворении требований Левицкого А.В. отказано, что послужило основанием для обращения в суд.
Истцы просили признать незаконным отказ Министерства труда и социального развития Краснодарского края от 1 августа 2022 года N 204-09.128-20803/22 в предоставлении Левицкому А.В. единовременной денежной выплаты, как ветерану боевых действий, на приобретение или строительство жилого помещения на всех членов семьи; обязать Министерство труда и социального развития Краснодарского края включить в список граждан - претендентов из числа инвалидов и ветеранов боевых действий на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения Левицкую Л.Н, 24 марта 1988 года рождения, Левицкую А.А, 1 апреля 2011 года рождения, Левицкую Н.А, 16 марта 2014 года рождения, в составе членов семьи Левицкого А.В.; обязать Министерство труда и социального развития Краснодарского края предоставить Левицкому А.В. единовременную денежную выплату как ветерану боевых действий на приобретение или строительство жилого помещения из расчета на всех членов его семьи.
Решением Первомайского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 22 мая 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18 сентября 2023 года решение Первомайского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 22 мая 2023 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Левицкого А.В. и представителя Левицкой Л.Н по доверенности Навазова В.А. - без удовлетворения.
Истцами Левицким А.В, Левицкой Л.Н. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой и апелляционной инстанций ввиду существенного нарушения норм материального и процессуального права, просят удовлетворить исковые требования в полном объеме. В обоснование жалобы указано, что выводы суда сделаны исключительно на устных и письменных пояснениях представителя Министерства труда и социального развития Краснодарского края, при этом не подтверждены письменными доказательствами, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и опровергаются представленными суду доказательствами.
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар N 1254 от 31 марта 2022 года "О принятии Левицкой Л.Н. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и внесении изменений в учетное дело Левицкого А.В, Левицкой А.А, Левицкой Н.А.", согласно которому все члены семьи Левицкого А.В, включены в список граждан категории муниципальной подведомственности, список ветеранов боевых действий и, как следствие, вправе претендовать на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Считают, что социальные льготы, предоставляемые ветеранам, в том числе при предоставлении жилых помещений, распространяются на всех членов семьи ветерана, в том числе супругу и детей, претендующих на улучшение жилищных условий
Выводы суда о том, что Левицкая Л.Н, Левицкая А.А, Левицкая Н.А. не значатся в списке ветеранов боевых действий, как члены семьи Левицкого А.В, основаны исключительно на доводах, изложенных в возражениях к исковому заявлению и пояснениях ответчиков, каких-либо письменных доказательств, подтверждающих данный факт, ответчиками не представлено. Данные доводы ответчика судами первой и апелляционной инстанций не проверены.
Обращает внимание, что на участников боевых действий в Демократической Республике Афганистан распространяются положения Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 17 января 1983 года N 59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям".
Представителем ГКУ Краснодарского края "Управление социальной защиты населения в Карасунском внутригородском округе города Краснодара" на кассационную жалобу поданы возражения.
Представитель ГКУ Краснодарского края "Управление социальной защиты населения в Карасунском внутригородском округе города Краснодара" в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Судебное извещение вручено адресату.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
До рассмотрения дела судом кассационной инстанции по существу, от лиц, участвующих в деле, ходатайств о проведении судебного заседания в режиме видеоконференц-связи не поступало.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы дела, выслушав Левицкого А.В, Левицкую Л.Н, представителя истца Левицкого А.В. - адвоката Навазова В.А, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя Министерства труда и социального развития Краснодарского края по доверенности Вознюк В.С, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений суда первой и апелляционной инстанций в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судом установлено и подтверждается материалами гражданского дела, что истец Левицкий А.В. является ветераном боевых действий на территории Демократической Республики Афганистан.
Решением исполнительного комитета Ленинского районного Совета народных депутатов города Краснодара от 16 февраля 1990 года N 78/24 Левицкий А.В, семьей 2 человека (он, супруга Левицкая Е.А.), принят на учет граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
С 30 сентября 1990 года Левицкий А.В, с семьей 2 человека (он, супруга Левицкая Е.А.), состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в муниципальном образовании город Краснодар по списку граждан категорий муниципальной подведомственности, списку ветеранов боевых действий.
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 16 мая 2017 года N 1952 Левицкий А.В. внесен в общий дополнительный и отдельный дополнительный (пофамильный) списки граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в улучшении жилищных условий), своевременно не прошедших перерегистрацию.
Решением Первомайского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 20 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18 августа 2021 года, удовлетворены исковые требования Левицкого А.В, Левицкой Л.Н. к администрации муниципального образования город Краснодар. Судом признано незаконным постановление администрации муниципального образования город Краснодар N 323 от 1 февраля 2021 года в части отказа Левицкому А.В. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях Левицкой Л.Н. в составе семьи Левицкого А.В, на администрацию муниципального образования город Краснодар возложена обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Левицкого А.В, Левицкой Л.Н.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 18 января 2022 года указанные судебные постановления оставлены без изменения.
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 31 марта 2022 года N 1254, во исполнение решения Первомайского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 20 апреля 2021 года, отменено постановление администрации муниципального образования город Краснодар N 323 от 1 февраля 2021 года, внесены изменения в учетные данные учетного дела Левицкого А.В, Левицкой А.А, Левицкой Н.А, в составе семьи Левицкого А.В. в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях, принята Левицкая Л.Н, она же включена в состав семьи. Управлению по жилищным вопросам администрации муниципального образования город Краснодар поручено внести соответствующую информацию в регистрационные и отчетные документы.
8 июля 2022 года Левицкий А.В, действуя в своих интересах и интересах членов своей семьи (супруги Левицкой Л.Н, дочерей - Левицкой А.А, Левицкой Н.А.), обратился в ГКУ Краснодарского края "Управление социальной защиты населения в Карасунском внутригородском округе города Краснодара" с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (из расчета суммы на всех членов семьи). Заявление в соответствии с установленным Порядком передано в Министерство труда и социального развития Краснодарского края.
Письмом Министерства труда и социального развития Краснодарскою края от 1 августа 2022 года N 204-09.128-20803/22 Левицкому А.В. отказано во включении в список граждан-претендентов, подлежащих включению в сводный список претендентов, Левицкой Л.Н, Левицкой А.А, Левицкой Н.А, по тем основаниям, что меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, предоставляются за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации, и только ветерану боевых действий, имеющему право на указанные меры социальной поддержки. В муниципальном образовании город Краснодар в списке граждан из числа инвалидов и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, Левицкий А.В. состоит с даты принятия на учет - 30 января 1990 года, Левицкая Л.Н, Левицкая А.А, Левицкая Н.А. в муниципальном образовании город Краснодар в данном списке не значатся. Указано, что основания для обеспечения в настоящем случае их жильем в виде предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения отсутствуют.
ГКУ Краснодарского края "Управление социальной защиты населения в Карасунском внутригородском округе города Краснодара" в письме от 3 августа 2022 года N 06.1-10/8557 уведомило о принятом решении Левицкого А.В, действовавшего в интересах Левицкой Л.Н, Левицкой А.А, Левицкой Н.А.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Закона Краснодарского края от 28 июля 2006 года N 1077-КЗ "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий", пришел к выводу об отсутствии оснований для предоставления Левицкому А.В. единовременной денежной выплаты, как ветерану боевых действий, на приобретение или строительство жилого помещения на всех членов семьи, признав решение ответчика от 1 августа 2022 года законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции с таким решением согласился, отметив, что мера социальной поддержки по обеспечению жильем в виде предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств федерального бюджета предоставлена Левицкому А.В. не на общих основаниях в соответствии с жилищным законодательством, а в форме безвозмездной субсидии на приобретение жилья как нуждающемуся в улучшении жилищных условий и вставшему на учет до 1 января 2005 года ветерану боевых действий в рамках реализации им права на обеспечение жильем, предусмотренного Федеральным законом "О ветеранах", то есть в рамках специального правового регулирования. Установленное по делу обстоятельство, что члены семьи Левицкого А.В. стоят в очереди на получение жилого помещения, как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, не является подтверждением их права на включение в список-очередников для получения единовременной денежной выплаты, поскольку обращение за получением указанной выплаты является правом лица, наряду с правом нахождения на очереди для получения жилого помещения по договору социального найма, при этом каждая гарантия не заменяет другую.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда находит приведенные выводы суда первой и апелляционной инстанций основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1), малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Разрешение же вопросов, связанных с установлением конкретных форм, источников и порядка предоставления гарантий в жилищной сфере для граждан, нуждающихся в жилье, относится к прерогативе законодателя.
В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 года N 59-27 "О льготах военнослужащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям" правом на первоочередное обеспечение жилой площадью обладает военнослужащий, уволенный с действительной военной службы (подпункт "ж" пункта 1).
Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" военнослужащие, принимавшие участие в боевых действиях в Афганистане (с апреля 1978 года по 15 февраля 1989 года) отнесены к ветеранам боевых действий, имеющих право на меры социальной поддержки.
На оснований пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" полномочия по предоставлению указанных мер социальной защиты ветеранов переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на реализацию передаваемых полномочий предусмотрены в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
В силу положений пункта 11.1 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подп. 3 п. 3 данной статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, в числе которых указаны и ветераны боевых действий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Из приведенных положений закона в их системном единстве следует, что единовременная денежная выплата на приобретение или строительство жилого помещения предназначена для удовлетворения потребности гражданина - ветерана боевых действий в улучшении условий проживания, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе и непосредственно связана с реализацией права на жилище.
Реализация прав граждан отдельных категорий на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в Краснодарском крае регламентируется Законом Краснодарского края от 28 июля 2006 года N 1077-КЗ "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан".
К гражданам отдельных категорий федеральной подведомственности относятся: ветераны и приравненные к ним лица: а) категории граждан, имеющие право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, указанные в пункте 1 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (подпункт "а" пункта 7 части 2 статьи 1 названного Закона).
Члены семьи гражданина отдельной категории федеральной подведомственности для целей предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем определяются в соответствии с федеральным законодательством.
Членами семьи гражданина отдельной категории совместной подведомственности и краевой подведомственности для целей предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с настоящим Законом признаются совместно проживающие с ним супруга (супруг), их несовершеннолетние дети, совершеннолетние нетрудоспособные дети и нетрудоспособные родители (усыновители).
Меры социальной поддержки по обеспечению жильем гражданам отдельных категорий: федеральной подведомственности, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 7 части 2 статьи 1 настоящего Закона, осуществляются в форме предоставления гражданам единовременных денежных выплат на приобретение или строительство жилого помещения (статья 6 Закона).
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, истец Левицкий А.В. является ветераном боевых действий на территории Демократической Республики Афганистан, имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Истец Левицкий А.В. вместе с супругой Левицкая Е.А. приняты на учет граждан, нуждающихся в жилых помещений на основании решения исполнительного комитета Ленинского районного Совета народных депутатов города Краснодара от 16 февраля 1990 года.
С 30 января 1990 года Левицкий А.В, с составом семьи 2 человека (он, супруга Левицкая Е.А.), состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях в муниципальном образовании город Краснодар по списку граждан категорий муниципальной подведомственности, списку ветеранов боевых действий.
На основании постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 4 октября 2011 года N 7231 Левицкая Е.А. исключена из состава семьи Левицкого А.В.
Таким образом, до 1 января 2005 года на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по списку ветеранов боевых действий были поставлены на учет истец Левицкий А.В. и бывшая супруга Левицкая Е.А.
Брак между Левицким А.В. и Левицкой (Радченко) Л.Н. заключен 1 октября 2010 года. В браке у сторон родилось двое детей: дочь Левицкая А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и дочь Левицкая Н.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Члены семьи истца Левицкого А.В. - Левицкой Л.Н. (супруга), дочь Левицкая А.А, дочь Левицкая Н.А, на основании решения суда от 20 апреля 2021 года постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 31 марта 2022 года N 1254 приняты на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в составе семьи Левицкого А.В, то есть после 1 января 2005 года.
Таким образом, на указанных членов семьи ветерана боевых действий Левицкого А.В, поставленных на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях после 1 января 2005 года, не распространяются меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с нормами Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Изучение материалов дела показало, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, приведенном правовом регулировании спорных правоотношений, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанции пришли к своим выводам, подробно приведены в обжалуемых судебных постановлениях и в дополнительной аргументации не нуждаются.
Вопреки доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судами проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в решении, апелляционном определении соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Представленные сторонами доказательства, оценены судом в соответствии с принципами относимости, допустимости доказательств, на основе состязательности и равноправия сторон (статьи 12, 59 и 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В целом доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию истцов, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, выводы судов не опровергают, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, фактически сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств и собранных по делу доказательств, тогда как, в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правом самостоятельно устанавливать обстоятельства дела и давать иную оценку собранным по делу доказательствам, кассационный суд общей юрисдикции не наделен.
Предусмотренные частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для удовлетворения кассационной жалобы не установлены.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Первомайского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 22 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Левицкого А.В, Левицкой Л.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Бетрозова
Судьи М.А. Парасотченко
И.И. Мотина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.