Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Комбаровой И.В, судей Гордеевой Ж.А, Песоцкого В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора города Симферополя в интересах Мишина (Безукладникова) Дмитрия Романовича к Администрации города Симферополя Республики Крым, Муниципальному казенному учреждению Департаменту жилищной политики Администрации города Симферополя Республики Крым о признании решения незаконным, обязании совершить определенные действия, по кассационной жалобе представителя Администрации города Симферополя Республики Крым по доверенности ФИО1 на решение Железнодорожного районного суда города Симферополя от 14 июня 2023 года и на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 25 октября 2023 года, Заслушав доклад судьи Комбаровой И.В, выслушав участников процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора г. Симферополя обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Мишина Д.Р. о признании постановления Администрации г. Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, незаконным; понуждении Администрации г. Симферополя включить Мишина Д.Р. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
В обоснование заявленных требований указано, что Мишин Д.Р, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Керченского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 лишена родительских прав в отношении Мишина (Безукладникова) Д.Р. Решением исполнительного комитета Керченского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N Мишин Д.Р. определен в детский дом на полное государственное обеспечение. Решением Богатовского сельского совета Белогорского района от ДД.ММ.ГГГГ N передан под опеку ФИО9 Решением исполнительного комитета Керченского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N за Мишиным Д.Р. было сохранено право на жилье по адресу: "адрес", однако, данное жилое помещение сгорело, является непригодным для проживания. Мишин Д.Р. не имеет в собственности объектов недвижимости. Мишин Д.Р. обратился в Администрацию г. Симферополя с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым. Постановлением Администрации г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N истцу отказано во включении в указанный список. Прокурор полагает, что Мишин Д.Р. подлежит включению в соответствующий список, поскольку он относился к категории детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством имел право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.
Решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 14 июня 2023 года исковые требования прокурора города Симферополя удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 25 октября 2023 года вышеуказанный судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе представитель администрация города Симферополя по доверенности ФИО1, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене судебных актов ввиду того, что Мишин Д.Р. в течение всех юридически значимых периодов (с момента достижения совершеннолетия и до 23 лет и по достижении 23 лет) был объективно в связи с жизненными обстоятельствами и событиями не лишен возможности самостоятельно защищать свои права, и поэтому пропустил срок обращения для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. С момента достижения совершеннолетия и по достижении 23 лет истец мог самостоятельно защищать свои права. Доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не представлено. Считает, что отсутствие юридических знаний не может являться уважительной причиной пропуска срока.
Прокурор отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в суде кассационной инстанции полагала, что вынесенные по делу судебные акты являются законными и обоснованными, а доводы жалобы не подлежащими удовлетворению.
Иные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных постановлений по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия кассационного суда в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Из материалов дела следует, что решением исполнительного комитета Керченского городского совета народных депутатов Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N Мишин (Безукладников) Д.Р, ДД.ММ.ГГГГ рождения, направлен в Строгановский детский дом на полное государственное обеспечение.
Решением Керченского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 лишена родительских прав в отношении сына Мишина (Безукладникова) Д.Р. Отец истца указан в свидетельстве о рождении со слов матери.
Решением Богатовского сельского совета Белогорского района АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ N установлена опека над малолетним Мишиным (Безукладниковым) Д.Р. Опекуном назначена ФИО9
Решением исполнительного комитета Керченского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N за несовершеннолетним Мишиным (Безукладниковым) Д.Р. сохранено право на жилое помещение по адресу: "адрес". Постановлено Управлению жилищно-коммунального хозяйства, отделу по учету и распределению жилплощади обеспечить сохранения указанного жилья за несовершеннолетним Мишиным (Безукладниковым) Д.Р. на весь период пребывания под опекой и не производить никаких операций с помещением без согласия органа опеки и попечительства.
В 2008 году фамилия истца изменена с Безукладникова на Семечкова.
В 2018 году фамилия истца Семечков изменена на Мишин по причине вступления в брак.
ДД.ММ.ГГГГ Мишин Д.Р. обратился в Администрацию г. Симферополя с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Постановлением Администрации г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N отказано гражданам во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, сославшись на положения статьи 40 Конституции Российской Федерации, статей 98.1, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 1, 4, 7, 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Принимая решение об удовлетворении требований, заявленных к Администрации г. Симферополя Республики Крым, нижестоящие суды правильно определили юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришли к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора, не установлено.
Выводы судов мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (части 1 и 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Вопросы, связанные с обеспечением лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который, как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
В силу статьи 3 названного закона законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, данного федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Как усматривается из материалов дела Решением исполнительного комитета Керченского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N за Мишиным Д.Р. было сохранено право на жилье по адресу: "адрес", однако, данное жилое помещение сгорело, является непригодным для проживания. Мишин Д.Р. не имеет в собственности объектов недвижимости.
Согласно пункту 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 года N 397 "О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей... ", акт об отказе во включении в список принимается в случае отсутствия оснований для предоставления жилого помещения, предусмотренных статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с обоснованностью выводов судов нижестоящих инстанций, поскольку они основаны на совокупности исследованных по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, не противоречат закону и подробно мотивированы в оспариваемом судебном акте.
Указывая в качестве основания для отмены оспариваемых судебных актов первой и апелляционной инстанций то обстоятельство, что Мишин Д.Р. лично не обратился в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением до достижения возраста 23 лет, ответчик не учитывает, что у администрации района возникла обязанность предоставить Мишину Д.Р. по социальному найму вне очереди надлежащее жилое помещение. Данная обязанность не исполнена, жилье ребенку-сироте не предоставлено.
Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что предусмотренные этим законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (ст. 5), включая гарантии по обеспечению жилыми помещениями (ст. 8).
Доводы кассационной жалобы Администрации г. Симферополя Республики Крым о пропуске Мишиным Д.Р. срока для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку с момента совершеннолетия и до 23 лет истец не предпринимал мер по постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, являлись предметом оценки и обоснованно отклонены, данные доводы были предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку, и не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела.
Между тем переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами нижестоящих инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 14 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 25 октября 2023 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Администрации города Симферополя Республики Крым по доверенности ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий: И.В. Комбарова
Судьи Ж.А. Гордеева
В.В. Песоцкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.