Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Борс Х.З., рассмотрев жалобу защитника Арутюнян Оромсиме Жораевны - адвоката Мамедханян Татевик Артушовны на вступившее в законную силу постановление судьи Каневского районного суда Краснодарского края от 12 апреля 2023 года, вынесенное в отношении Арутюнян Оромсиме Жораевны по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Каневского районного суда Краснодарского края от 12 апреля 2023 года, Арутюнян О.Ж. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, адвокат Арутюнян О.Ж, - Мамедханян Т.А. считает данный судебный акт не законными и не обоснованными, просит его изменить, исключив из постановления наказание в виде выдворения Арутюнян О.Ж, за пределы Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения дела извещены в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучив жалобу во взаимосвязи с материалами дела об административном правонарушении, судья кассационного суда приходит к следующему.
На основании части 2 статьи 30.16 указанного Кодекса, в интересах законности, судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 649-ФЗ " О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, внесены изменения в ч. 3.8 ст. 4.1 КоАП РФ согласно которым, в случаях, предусмотренных законом, установлена возможность назначения административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо обязательные работы на срок от ста до двух сот часов.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона N 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Как следует из пункта 2 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ, временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в данном пункте.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Как усматривается из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ, в 09 часов 00 минут в здании ОВМ ОМВД по "адрес" по адресу: "адрес", была выявлена гражданка "адрес" ФИО1, которая уклонилась от выезда за пределы РФ, по истечении установленного законом срока, чем нарушила требования ст.5 ФЗ - 115 от ДД.ММ.ГГГГ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", и ст.25.10 ФЗ - 114 от ДД.ММ.ГГГГ, тем самым совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, Указанные обстоятельства явились основанием для составления в отношении ФИО1, протокола об административном правонарушении по части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
В судебном заседании суда первой инстанции ФИО1, вину признала.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении N от ДД.ММ.ГГГГ, миграционной картой, объяснениями и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, при рассмотрении дела не допущено.
Относительно критериев допустимости высылки в демократическом обществе, Европейский Суд по правам человека отметил, что значение, придаваемое тому или иному из них, будет различным в зависимости от обстоятельств конкретного дела, государство, связанное необходимостью установить справедливое равновесие между конкурирующими интересами отдельного лица и общества в целом, имеет определенные пределы усмотрения; в то же время право властей применять выдворение может быть важным средством предотвращения серьезных и неоднократных нарушений иммиграционного закона, поскольку оставление их безнаказанными подрывало бы уважение к такому закону.
При этом законность проживания мигранта позволяет судить о его лояльности к правопорядку страны пребывания.
Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости.
Необходимость назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрена санкций части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с частью 1 статьи 2.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях, установленных Кодексом.
В силу статей 3.1, 3.2, 3.3, 3.10 Кодекса административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, предусмотренное статьей 18.8 КоАП РФ, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При применении дополнительного наказания - административного выдворения за пределы Российской Федерации по части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья должен исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем, чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения (длительность незаконного нахождения на территории Российской Федерации, повторное или неоднократное привлечение к административной ответственности по ст. 18.8 КоАП РФ и т.д.), подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, согласно которым при назначении административного наказания иностранному гражданину или лицу без гражданства учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Указанные обстоятельства, должны быть выяснены и установлены судьей в порядке главы 26 КоАП РФ.
Если с соблюдением указанных положений необходимость применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства административного выдворения за пределы Российской Федерации как единственно возможного способа достижения целей административного наказания, связанного с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ), будет установлена, назначение ему дополнительного административного наказания, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, не исключается.
При назначении ФИО1, административного наказания выше названные требования мировым судьей соблюдены не в полной мере, поскольку предметом исследования и оценки не были обстоятельства, которые в силу своей значимости и важности для лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении могут быть учтены при определении административного наказания, в частности, при обсуждении вопроса о применении дополнительного наказания, как единственно возможного способа достижения целей административного наказания, связанного с предупреждением совершения новых правонарушений.
Кроме того, мировой судья, придя к выводу о необходимости назначения дополнительного административного наказания, не привел мотивы того, почему в отношении ФИО1 следует назначить такой вид исключительного дополнительного наказания как административное выдворение за пределы Российской Федерации, не обосновал названный правовой подход к выбору административного наказания, ни с позиции фактов и ни с позиции надлежащего права.
В широком смысле, семья, как малая социальная группа людей выполняет определенную миссию для названной группы и общества, частью которого является, то есть это объединение людей, которые имеют общие задачи, цели, интересы, а также развиваются и функционируют по своим внутренним законам, соблюдая традиции, обычаи, правила поведения в семье и обществе, и в своей основе базируется на единстве, прочной связи между собой.
Семья - важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими обще хозяйство, и в которой присутствуют взаимные обязанности, права, ответственность.
При этом, следует отметить, что наличие социальных привязанностей и семейных отношений в реальной жизни, характеризующихся действительно присутствием в этих отношениях признаков, присущих семье, как забота, содержание, родственная поддержка, совместное проживание и так далее, а не просто формальная родственная связь, должны быть объективно доказаны, а не только названы в целях получения привилегий при назначении административного наказания за нарушение миграционного законодательства. Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Как следует из материалов дела, ФИО1 впервые въехала на территорию России в 2022 году, раннее нарушений не допускала, достигла пенсионного возраста, на территории России проживают все родственники ФИО1, (две дочери и два сына, документы подтверждающие представлены), имеющие в собственности жилье, являются гражданами России, проживает постоянно с одним из сыновей одной семьей, а в Армении у ФИО1, не имеется родственников, что, по мнению судьи кассационного суда, указывают на обстоятельства, свидетельствующие о потери связи ФИО1, с Арменией, поскольку ее семья имеет постоянное жительство в России, и эти обстоятельства представляют собой юридическую значимость при определении вида и размера административного наказания, и подлежат учету в пользу назначения более мягкого административного наказания, чем назначено мировым судьей, что никоим образом не умалит возможность достижения целей административного наказания и будет соответствовать социальной справедливости.
При таких обстоятельствах довод жалобы о том, что назначенное ФИО1, административное наказание в виде выдворения за пределы Российской Федерации нарушает её права, судья кассационного суда находит заслуживающим правового внимания и должной оценки, как чрезмерно ограничивающего право на уважение частной и семейной жизни, и несоразмерного целям административного наказания.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит смягчению с применением ч. 3.8 ст. 4.1 КоАП РФ, путем замены назначенного административного наказания в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда на административный штраф, полагая, что при таком правовом подходе цели и задачи законодательства об административных правонарушениях достигается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Каневского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, с применением ч. 3.8 ст. 4.1 КоАП РФ, путем замены назначенного административного наказания в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда на административный штраф в размере 50 (пятидесяти тыс.) тысяч рублей
Судья Х.З. Борс
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.