Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конкина И.В., рассмотрев жалобу на вступившие в законную силу постановление Железнодорожного районного суда г.Новосибирска от 13 октября 2023г., решение Новосибирского областного суда от 21 декабря 2023г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО "данные изъяты" Чистякова Виктора Анатольевича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Железнодорожного районного суда г.Новосибирска от 13 октября 2023г, оставленным без изменения решением Новосибирского областного суда от 21 декабря 2023г, генеральный директор ООО "данные изъяты" Чистяков Виктор Анатольевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 19.34 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд, Чистяков В.А. просит постановление и решение отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по части 4 статьи 19.34 КоАП РФ наступает за производство материалов и (или) их распространение иностранным агентом в связи с осуществлением им вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", материалов, направляемых иностранным агентом в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы или организации в связи с осуществлением им вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", либо информации, касающейся вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", распространяемой в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", без указания на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности иностранного агента.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) под видами деятельности, указанными в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, понимаются политическая деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и (или) участие в создании таких сообщений и материалов, иные виды деятельности, установленные настоящей статьей.
В части 3 статьи 9 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что материалы, производимые и (или) распространяемые иностранным агентом в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", материалы, направляемые иностранным агентом в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы и организации в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, информация, касающаяся вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, распространяемая в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности такого агента.
Форма данного указания, требования к размещению и порядок размещения установлены постановлением Правительством Российской Федерации от 22.11.2022 N 2108 "Об утверждении Правил размещения указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", в том числе требований к их размещению, а также форм указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".
В соответствии с пунктом 2 Правил материалы, предусмотренные частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона N 255-ФЗ, производимые и (или) распространяемые иностранным агентом, учредителем, членом, участником, руководителем общественного объединения, действующего без образования юридического лица, руководителем юридического лица, включенного в реестр иностранных агентов, или лицом, входящим в состав органа такого лица, имеющие текстовую или аудиовизуальную форму (далее соответственно - текстовый материал, аудиовизуальный материал), должны сопровождаться указанием в виде текстового сообщения, предусмотренным частями 3 или 4 статьи 9 Федерального закона N 255-ФЗ, по формам, утвержденным Правилами (далее - текстовое указание).
Сообщения и материалы иностранного агента, распространяемые на территории Российской Федерации, должны сопровождаться следующим указанием: "Настоящий материал (информация) (произведен, распространен и (или) направлен) иностранным агентом (наименование, фамилия, имя, отчество (при наличии), содержащиеся в реестре иностранных агентов) либо касается деятельности иностранного агента (наименование, фамилия, имя, отчество (при наличии), содержащиеся в реестре иностранных агентов)".
Таким образом, лицо, внесенное в реестр иностранных агентов, при производстве и распространении материалов обязано размещать указание на факт их производства (распространения, направления) иностранным агентом.
Как следует из материалов дела ООО "данные изъяты" ("данные изъяты") включено в реестр иностранных агентов под порядковым номером N, дата принятия решения о включении 05.05.2023г. Канал "данные изъяты", расположенный в мессенджере "данные изъяты" по адресу в сети "Интернет": "данные изъяты", является ресурсом ООО "данные изъяты", через который общество распространяет свои сообщения и материалы.
Материалы иностранного агента ООО "данные изъяты" распространяются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в канале "данные изъяты" в мессенджере "данные изъяты" без указания на то, что эти материалы (информация) произведены и (или) распространены иностранным агентом либо касаются деятельности иностранного агента.
Так, в частности, ООО "данные изъяты" с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" распространило материалы (информацию) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в мессенджере "данные изъяты" по адресам:
публикация "данные изъяты"", размещенная по адресу: "данные изъяты" (дата и время публикации: 28.06.2023г. в 10 часов 00 минут);
публикация " "данные изъяты"", размещенная по адресу: "данные изъяты" (дата и время публикации: 30.06.2023г. в 17 часов 09 минут);
публикация " "данные изъяты"", размещенная по адресу: "данные изъяты" (дата и время публикации: 05.07.2023г. в 09 часов 41 минуту);
публикация " "данные изъяты"", размещенная по адресу: "данные изъяты" (дата и время публикации: 10.07.2023г. в 15 часов 53 минуты);
публикация " "данные изъяты"", размещенная по адресу: "данные изъяты" (дата и время публикации: 12.07.2023г. в 13 часов 30 минут), без указания на то, что эти материалы (информация) произведены и (или) распространены иностранным агентом либо касаются деятельности иностранного агента.
Доступ к каналу "данные изъяты", расположенному в мессенджере "данные изъяты" по адресу в сети "Интернет": "данные изъяты", является открытым, свободным, в связи с чем любое лицо имеет возможность доступа к каналу "данные изъяты" расположенному в мессенджере "данные изъяты" по адресу в сети "Интернет": "данные изъяты" из любого места и в любое время по своему выбору при наличии технических устройств (персональный компьютер, мобильный телефон, планшет и т.д.) и возможности подключения к сети "Интернет".
В соответствии с п. 3.6 Устава, приказом от 13.10.2016г. и решением общего собрания участников ООО "данные изъяты" Чистяков В.А. является генеральным директором ООО "данные изъяты"
Следовательно, должностное лицо - генеральный директор ООО "данные изъяты", являющегося иностранным агентом, Чистяков В.А. допустил нарушение части 3 статьи 9 Федерального закона от 14 июля 2022 года N255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", выразившееся в распространении на канале "данные изъяты", расположенном в мессенджере "данные изъяты", 06.05.2023г, 28.06.2023г, 30.06.2023г, 05.07.2023г, 10.07.2023г. и 12.07.2023г. материалы, в связи с осуществлением вида деятельности, установленного ст. 4 Федерального закона N255-ФЗ, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", без указания на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности такого агента.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении по существу в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Вопреки доводам жалобы принадлежность канала обществу подтверждается совокупностью сведений, размещенных на канале. В частности наименование канала - "данные изъяты", формулировки, указываемые в сообщениях "... об этом "данные изъяты" сообщили... " и т.д. Кроме того, 06.05.2023г, на следующий день после признания общества иностранным агентом, в канале "данные изъяты" по адресу в сети "Интернет": "данные изъяты" опубликована следующая информация: " "данные изъяты"".
В ряде материалов имеются формулировки: "... Об этом "данные изъяты" сообщили родственники эксначальника... " (публикация " "данные изъяты""), "... По сведениям "данные изъяты"".." (публикация " "данные изъяты""), подтверждающие принадлежность канала обществу.
Таким образом, вывод судьи районного суда о наличии в действиях Чистякова В.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.34 КоАП РФ, является правильным, основан на материалах дела и положениях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о доказанности вины Чистякова В.А. в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Протокол об административном правонарушении составлен в отношении Чистякова В.А. уполномоченным должностным лицом, в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в соответствии со статьей 29.10 КоАП РФ. Порядок привлечения к административной ответственности не нарушен.
Доводы жалобы сводятся к несогласию с оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной судебными инстанциями в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств, правовым основанием к отмене принятых по делу решений не является.
В жалобе заявитель со ссылками на нормы Международного пакта о гражданских и политических правах, выражает свое несогласие с положениями Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ, а также требованиями части 4 статьи 19.34 КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за вмененное в вину Чистякову В.А. нарушение.
Согласно части 1 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова.
В силу части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Конституция Российской Федерации предусматривает разные уровни гарантий и разную степень возможных ограничений права на информацию, исходя из потребностей защиты частных и публичных интересов. Однако согласно статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации данное право может быть ограничено исключительно федеральным законом. Причем законодатель обязан гарантировать соразмерность такого ограничения конституционно признаваемым целям его введения.
Установление федеральным законодателем обязанности по маркировке сообщений в связи с наличием статуса иностранного агента, является мерой соразмерной и допустимой, связанной с соблюдением баланса между частными и публичными интересами.
При этом установление статуса иностранного агента в соответствии с требованиями Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ нельзя признать в качестве дискриминирующей меры, поскольку такой статус указывает на предоставление лицу иностранным источником поддержки и (или) оказание воздействия на лицо, однако не ограничивает иностранного агента в способе и объеме, транслируемой информации.
При этом процедура присвоения статуса иностранного агента регламентирована федеральным законом, а фактором, исключающим необоснованное наделение таким статусом, право на судебную защиту в соответствии со статьей 45 Конституции Российской Федерации. В случае если Чистяков В.А. не согласен с присвоенным статусом иностранного агента, он не лишен возможности оспорить действия государственных органов и должностных лиц в установленном законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При назначении наказания судом учтены все юридически значимые обстоятельства, конкретные обстоятельства дела, данные о личности Чистякова В.А, пришел к обоснованному выводу о том, что назначение административного наказания в виде административного штрафа в минимальном размере будет способствовать достижению целей административного наказания. Назначенное административное наказание является справедливым.
Исключительных обстоятельств, указывающих на возможность снижения размера административного штрафа, назначенного судом первой инстанции, по делу не установлено.
Оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным на основании статьи 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку совершенное Чистяковым В.А. административное правонарушение не отвечает критериям малозначительности, перечисленным в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 марта 2004 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", где предусмотрено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи районного суда, по делу не имеется.
Постановление о привлечении администрации к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Жалоба на постановление рассмотрена областным судом в порядке ст.30.6 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление Железнодорожного районного суда г.Новосибирска от 13 октября 2023г, решение Новосибирского областного суда от 21 декабря 2023г, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО "данные изъяты" Чистякова Виктора Анатольевича, оставить без изменения, жалобу Чистякова В.А. - без удовлетворения.
Судья И.В.Конкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.