Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Виноградовой О.В. и Мишиной И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе администрации г. Кемерово, поданной через суд первой инстанции 11 января 2024 года, на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 30 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 14 июня 2023 года по административному делу N 2а-1690/2023 по административному исковому заявлению Чалова Александра Владимировича, Чалова Дмитрия Андреевича к администрации г. Кемерово о признании незаконным решений.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, пояснения представителя административных истцов Лариной Н.А, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Чалов А.В, Чалов Д.А. обратились в Центральный районный суд г. Кемерово с административным исковым заявлением к администрации г. Кемерово, в котором просили признать незаконным постановление от 11 ноября 2020 года N 3414 о снятии с учета Чалова А.В. в качестве нуждающегося в жилых помещениях в соответствии с Законом Кемеровской области от 7 ноября 2006 года N 129-03 "О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядок предоставления им таких помещений" по категории "граждане, проживающие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, или в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу"; действия администрации г. Кемерово по включению Чалова Д.А. в состав семьи Чалова А.В.; обязать административного ответчика восстановить Чалова А.В. на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Законом Кемеровской области от 17 ноября 2006 года N 129-03 с 2 августа 2013 года в составе 2 человек, восстановить Чалова Д.А. на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Законом Кемеровской области от 17 ноября 2006 года N 129-03 с 12 января 2015 года в составе 1 человека.
Решением Центрального районного суда г..Кемерово от 30 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 14 июня 2023 года, административное исковое заявление удовлетворено. Признаны незаконными постановление администрации г..Кемерово от 11 ноября 2022 года N 3414 о снятии с учета Чалова А.В, состоящего на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Законом Кемеровской области от 17 ноября 2006 года N 129-ОЗ "О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядок предоставления им таких помещений" по категории "граждане, проживающие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, или в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу", действия администрации г..Кемерово, выразившиеся во включении Чалова Д.А. в состав семьи Чалова А.В.
На администрацию г..Кемерово возложена обязанность восстановить Чалова А.В. на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Законом Кемеровской области от 17 ноября 2006 года N 129-ОЗ "О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядок предоставления им таких помещений" по категории "граждане, проживающие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, или в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу" со 2 августа 2013 года в составе 2 человек; восстановить Чалова Д.А. на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Законом Кемеровской области от 17 ноября 2006 года N 129-ОЗ "О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядок предоставления им таких помещений" по категории "граждане, проживающие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, или в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу" с 12 января 2015 года в составе 1 человека.
В кассационной жалобе администрация г. Кемерово ставит вопрос об отмене постановленных судебных актов с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, настаивая, что в состав семьи Чалова А.В. правомерно включены Чалов Д.А. и Чалова В.В, имеющие право пользования жилым помещением по адресу: "адрес" все они до настоящего времени состоят на регистрационном учете по указанному адресу. На основании договора дарения квартиры от 15 января 2008 года Чалову А.В. на праве собственности принадлежало жилое помещение, общей площадью 50, 5 кв.м, по адресу: "адрес". 25 ноября 2010 года право собственности на данную квартиру было прекращено. Поскольку на момент принятия Чалова А.В. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях постановлением администрации г. Кемерово от 2 августа 2013 года N 2364 не истек предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации пятилетний срок, основания для принятия его на соответствующий учет у административного ответчика отсутствовали. Указанные обстоятельства не были предметом судебной оценки в рамках гражданского дела N 2-2-1772/2013, следовательно, вынесенные по результатам его рассмотрения судебные постановления преюдициальными для рассмотрения настоящего дела не являются.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
По смыслу статей 218, 226 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного искового заявления, рассматриваемого в порядке главы 22 названного кодекса, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действия (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца.
При этом на административного истца действующим законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права, а административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действие (бездействие) соответствует закону (статья 62 и часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При рассмотрении дела установлено, что на основании заключения межведомственной комиссии N 7/1 от 10 ноября 2008 года жилой дом N 25, расположенный по адресу: "адрес", признан непригодным для проживания и подлежащим сносу и в 2010 году был снесен.
На момент расселения на основании обменного ордера N 01766 от 13 апреля 1988 года в указанном доме проживали и были зарегистрированы Чалов А.В, его сестра Ахатова Н.В. и племянник Чалов Д.А.
Постановлением администрации г. Кемерово от 2 августа 2013 года N 2364, вынесенным во исполнение решения Центрального районного суда г. Кемерово от 18 марта 2013 года по делу N 2-1772/2013 и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровской областного суда от 3 июля 2013 года Чалов А.В. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Постановлением администрации г. Кемерово от 20 февраля 2015 года N 363 Чалов Д.А. также был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Постановлением администрации г. Кемерово от 11 ноября 2022 года N 3414 Чалов А.В. в составе семьи из 3 человек был снят с учета граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении, основанием снятия с учета стали неправомерные действия должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет.
Как следует из уведомления от 11 ноября 2022 года, Чалов А.В. в соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации был снят с учета по результатам ревизии учетного дела, проведенной в соответствии с пункт 3 статьи 6-1 Закона Кемеровской области от 10 июня 2005 года N 68-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", в ходе которой было установлено, что Чалову А.В. с 2008 года по 2010 года на праве собственности принадлежало жилое помещение, общей площадью 50, 5 кв.м. по адресу: "адрес"
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, руководствуясь статьей 40 Конституции Российской Федерации, статьей 49, пунктом 2 части 1 статьи 51, частью 2 статьи 52, статьей 55, часть 2 статьи 56, частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 6-1 Закона Кемеровской области от 10 июня 2005 года N 68-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", Законом Кемеровской области от 17 ноября 2006 года N 129-ОЗ "О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений", Законом Кемеровской области - Кузбасса от 17 марта 2020 года N 27-ОЗ, принимая во внимание, что вопрос о законности постановки Чалова А.В. на учет в качестве гражданина, нуждающегося в жилом помещении, уже был решен в судебном порядке (дело N 2-1772/2013), в том числе с учетом факта проживания Чалова А.В. и Ахатовой Н.В. в жилом помещении по адресу: "адрес", и сделан вывод, что данное обстоятельство не свидетельствует о приобретении Чаловым А.В. права на указанное жилое помещение и об обеспеченности его жилым помещением, исходил из отсутствия оснований для снятия Чалова А.В. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении. Учитывая факт единоличной постановки на учет Чалова Д.А. в 2015 году, суд указал, что действия администрации г. Кемерово по включению Чалова Д.А. в состав семьи Чалова А.В. в связи с внесенными после такой постановки на учет изменениями в Закон Кемеровской области от 17 ноября 2006 года N 129-03 также являются незаконными.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными. Судами верно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судами доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального, найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений, или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Часть 1 статьи 52 названного Кодекса предусматривает, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 названного Кодекса оснований снятия их с учета (статья 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На основании пунктов 1, 3, 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов, федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма (часть 2).
Порядок ведения органами местного самоуправления в Кемеровской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма установлен Законом Кемеровской области от 10 июня 2005 года N 68-03 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
С учетом изложенного, судебные инстанции пришли к правильному выводу о необходимости удовлетворения требований административных истцов. Само по себе наличие между административными истцами родственных отношений не является достаточным основанием для вывода о том, что они являются членами одной семьи.
Доводы кассационной жалобы административного ответчика заключаются в том, что, поскольку административные истцы зарегистрированы в одном жилом помещении и являются родственниками, то они признаются членами одной семьи.
Однако данная позиция не основана на законе.
В силу статей 31, 69 ЖК РФ к членам семьи как собственника, так и нанимателя жилого помещения по договору социального найма, относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также его дети и родители. Другие родственники могут быть признаны членами семьи собственника или нанимателя, если они вселены в качестве членов его семьи (и ведут с ним общее хозяйство - в отношении нанимателя).
Таким образом, по общему правилу дядя не является членом семьи племянника и для признания его таковым требуется совокупность предусмотренных законом условий.
Кроме того, с учетом того, что вопрос о законности постановки Чалова А.В. на учет в качестве гражданина, нуждающегося в жилом помещении, уже был решен в судебном порядке (дело N 2-1772/2013), презюмируется, что Чалов Д.А. членом семьи Чалова А.В. не является и учет принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения в целях определения жилищной обеспеченности семьи Чалова А.В. не мог быть возможен, что при принятии оспариваемого распоряжения не было учтено административным ответчиком.
Учитывая, что на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Чалов А.В. поставлен во исполнение судебного акта, ссылки кассатора на отсутствие оснований для принятия его на соответствующий учет ввиду несоблюдения условий, установленных статьей 53 ЖК РФ, а также законность связанных с этим действий администрации по снятию его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении по основанию, предусмотренному пунктом 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ - в связи с неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющих принятие на учет, несостоятельны.
Предусмотренная положениями части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации совокупность условий для удовлетворения административного иска по настоящему делу судами установлена.
Доводы подателя кассационной жалобы не опровергают правильных выводов судебных инстанций, повторяют позицию административного ответчика в суде первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований не согласился с которой, у суда кассационной инстанции не имеется.
Каких-либо новых доводов, способных на стадии кассационного рассмотрения поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных постановлений и повлечь их отмену либо изменение, в кассационной жалобе не приведено. По своей сути, они направлены на оспаривание обоснованности выводов судов об установленных обстоятельствах, иное толкование норм права, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами рассматривавшими дело, и правом переоценки доказательств не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Центрального районного суда г. Кемерово от 30 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 14 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.