Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лукьяновой Т.Г, судей Евтифеевой О.Э, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России, поданную 18 января 2024 года, на решение Мошковского районного суда Новосибирской области от 17 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 2 ноября 2023 года
по административному делу N 2а-74/2023 по административному исковому заявлению Габова Вячеслава Сергеевича к ФСИН России, ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, Министерству Финансов Российской Федерации об оспаривании действий (бездействия), взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лукьяновой Т.Г, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Габов В.С. (далее - административный истец) обратился в Мошковский районный суд Новосибирской области с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, в котором (с учетом уточнения требований), просил признать действия (бездействие) административных ответчиков незаконными и нарушающими условия содержания истца в исправительном учреждении с октября 2021 года по настоящее время; взыскать с административных ответчиков денежную компенсацию за ненадлежащие условия содержания в размере 55 000 руб..
В обоснование требований указано, что по приговору Новосибирского областного суда от 15.11.1999 прибыл для отбывания наказания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, где содержится с 26.05.2019 по настоящее время. До 15.10.2021 в жилых камерах отсутствовало горячее водоснабжение. По многочисленным обращениям осужденных в суд с исками, суд обязал администрацию ИК-6 устранить данное нарушение.
15.10.2021 руководство учреждения, вместо обеспечения в жилых камерах горячего водоснабжения, подсоединилась к отопительной системе помещений учреждения, перенаправив из нее грязную горячую воду к душевым боксам и умывальникам жилых камер для осуществления помывки, и других гигиенических и бытовых потребностей осужденных. В связи с тем. что горячая вода бралась из системы отопления помещений и была грязного цвета, со специфическим запахом и непонятным специальным составом, то проводить с помощью такой воды какие-либо гигиенические и бытовые потребности, было невозможно и негигиенично: кожа сохла, зудилась, шелушилась, появлялись сыпь и пятна. Из-за этого истец был вынужден пропускать помывку в бане и осуществлять все гигиенические и бытовые потребности (умывание, обтирания, чистку зубов, стирку вещей, мытье жирной посуды и уборку камеры) в холодной (ледяной) воде, что является бесчеловечным обращением с осужденными, поскольку подаваемая горячая вода из системы отопления по определению не может соответствовать нормативам и критериям горячей воды, которая должна подаваться в систему горячего водоснабжения, и не может использоваться для гигиенических нужд.
В ноябре 2021 года он обращался к начальнику учреждения с заявлением и просил заменить подачу грязной горячей воды из системы отопления в душевых боксах на электро-титаны (нагревательные бочки), которые применялись в банных боксах до 15.10.2021, так как мыться горячей водой из отопительной системы невозможно.
В декабре 2021 года по многочисленным жалобам осужденных, администрация стала снова применять для помывки в бане нагревательные титаны, однако, в случаях нехватки горячей воды включала периодически вновь грязную горячую воду из системы отопления. В жилые камеры по-прежнему подавалась грязная и вонючая горячая вода из системы отопления до конца февраля 2022 года. В конце февраля 2022 года подачу горячей воды из системы отопления прекратили, но не подключили к умывальникам в жилых камерах воду, предусмотренную нормативными актами горячего водоснабжения. На настоящее время (13.04.2022) горячее водоснабжение отсутствует в пределах двух месяцев.
Полагает, что своими действиями (бездействиями) руководство ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю существенно нарушает условия содержания в части подачи в баню и в жилые камеры грязной горячей воды для гигиенических потребностей из отопительной системы, отсутствия горячего водоснабжения в жилых камерах с конца февраля 2022 года до настоящего времени. Считает, что замена администрацией учреждения горячего водоснабжения грязной водой из системы отопления, существенно нарушает условия его содержания и создает неблагоприятную среду обитания и не позволят такой водой осуществлять гигиенические потребности из-за ее непригодности к использованию. Также отсутствие в умывальниках жилых камер с двадцатых чисел февраля 2022 года горячего водоснабжения лишило его права на надлежащие условия содержания и заставило проводить все гигиенические и бытовые потребности в холодной "ледяной" воде, от которой ломило и сводило руки и ноги при соприкосновении с ней. Полагает, что подача грязной горячей воды из системы отопления взамен горячего водоснабжения и отсутствие горячего водоснабжения в жилых камерах является очевидным нарушением условий содержания в исправительном учреждении, нарушающим законодательство Российской Федерации.
Определением суда от 03.03.2023 к участию в деле в качестве соответчика привлечены Федеральная Служба исполнения наказаний России и Министерство финансов Российской Федерации.
Решением Мошковского районного суда Новосибирской области от 17 марта 2023 года (далее - суд первой инстанции) заявленные требования удовлетворены частично. Признаны незаконными и нарушающими права Габова В.С. действия (бездействие) администрации ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившиеся в необеспечении Габова В.С. в камере, где он отбывает наказание, горячим водоснабжением, а также в обеспечении горячим водоснабжением, не соответствующим предъявляемым к горячей воде требованиям. С Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Габова В.С. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении за период с 15.10.2021 по 17.03.2023 в размере 15 000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 2 ноября 2023 года (далее - суд апелляционной инстанции) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю (далее - кассаторы) просят судебные акты отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы указывают, что на момент начала постройки зданий ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому края в 1994 году система водоснабжения и канализации запроектированы в соответствии с "Временными нормами проектирования следственных изоляторов МВД России" и в соответствии с п. 8.5. рабочей документации предусмотрен водопровод горячей воды на хозяйственно-бытовые нужды от сетей теплоснабжения с присоединением по открытой схеме. Теплоснабжающей организацией в п. Эльбан Амурского района Хабаровского края является ООО "ШелТЭК", которая оказывает услуги горячего водоснабжения.
7 октября 2021 года в камеры и душевые ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю началась подача горячей воды, забор которой производился из открытой системы отопления ООО "Шелтэк". После подключения осужденные начали жаловаться на качество подаваемой воды, в связи с чем подача ее в душевые была прекращена 25.11.2021, в камеры вода продолжала подаваться, а помывка в душевых осуществлялась путем нагрева холодной воды в электрических бойлерах накопительного типа мощностью 1, 5 кВт в количестве 25 шт.
24.02.2022 была произведена лабораторная проверка качества воды, которые выявили превышение содержания железа более чем в 10 раз, мутности в 10 раз (акт N 2.714 от 24.02.2022 ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае"), 28.02.2022 руководством учреждения было принято решение прекратить подачу горячей воды в камеры осужденных для исключения угрозы их здоровью.
В связи с участившимися жалобами осужденных на отсутствие горячего водоснабжения в камерах, руководством учреждения было принято решение возобновить подачу горячей воды в камеры, так как ООО "Шелтэк" в летний период 2022 года провели полную очистку труб системы отопления. 14 октября 2022 года по 12 мая 2023 года в камеры и душевые ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю была возобновлена подача горячей воды. Претензий со стороны осужденных на качество горячей воды не поступали. Экспертиза на качество горячей воды в вышеуказанный период не проводилась. В октябре 2023 года в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю был поставлен электрический водонагреватель на 2000 литров для обеспечения горячим водоснабжением камер содержания. 30 ноября 2023 года нагреватель введен в эксплуатацию и начата подача горячей воды в камеры содержания.
Также кассатор просит учесть, что исполнительное производство, возбужденное на основании решения Амурского городского суда Хабаровского края по делу N 2а-10/2020 с предметом исполнения: обязать устранить нарушение закона в части обеспечения горячим водоснабжением осужденных, окончено 07.03.2023 в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа.
Кассатор выражает несогласие с взысканной компенсацией за ненадлежащие условия содержания, указывая, что в п. Эльбан отсутствует горячее водоснабжение в школах, детских садах, больнице, квартирах и домах населения. Нарушение правил проектирования, если такие имеются, не являются нарушением условий содержания. Ни одна из приведенных норм не содержит требование об обеспечении горячим водоснабжением в камере. Кроме того, судом не установлено каких-либо негативных последствий, связанных с допущенным ответчиком нарушений, в обоснование иска истец сослался лишь только на длительное пребывание неудобств, связанных с отсутствием горячей воды в камере.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Как разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 г. N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", по общему правилу суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются (часть 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Однако если обжалуемая часть судебного акта обусловлена другой его частью или иным судебным актом, вынесенным по этому же административному делу, которые не обжалуются, то эта необжалованная часть судебного акта или необжалованный судебный акт также подлежат проверке судом кассационной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами допущено не было.
В соответствии с подпунктами 19.2.1 и 19.2.5 Свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ N 1454/пр от 20.10.2017, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы горячим водоснабжением, подводку горячей воды следует предусматривать к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).
Как следует из п. 3 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034, основное отличие централизованной открытой системы теплоснабжения от закрытой состоит в том, что в ней теплоноситель (горячая вода) может использоваться одновременно для отопления и горячего водоснабжения потребителей. В закрытой системе вода используется только для отопления. Таким образом, после подключения к открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) заявитель получает возможность потребления сразу двух ресурсов (тепловой энергии и горячей воды), тогда как при подключении к закрытой системе теплоснабжения заявитель сможет потреблять только тепловую энергию. Для обеспечения горячего водоснабжения такому потребителю необходимо обратиться с отдельной заявкой о заключении договора о подключении (присоединении) к централизованной системе горячего водоснабжения в соответствии с Правилами горячего водоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 642.
В соответствии с Правилами горячего водоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 642 Горячее водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения осуществляется на основании договора горячего водоснабжения (п. 3 Правил).
Договор горячего водоснабжения заключается в соответствии с типовым договором горячего водоснабжения, утверждаемым Правительством Российской Федерации (п. 4 Правил).
В соответствии с договором горячего водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть горячую воду установленного качества (в том числе температуры) в режиме ее подачи, определенном договором горячего водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать в сроки, порядке и размере, которые определены договором горячего водоснабжения, принятую горячую воду и соблюдать предусмотренный договором горячего водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении объектов централизованных систем горячего водоснабжения, в том числе водопроводных сетей, и исправность средств измерений (приборов учета) (п.5 Правил).
Согласно положениям ст. 24 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" качество горячей воды, подаваемой для производственных нужд, определяется договором горячего водоснабжения исходя из пригодности горячей воды для конкретных видов использования.
Согласно ст. 19 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Требования, предъявляемые к горячей воде, перечислены в Приказе Роспотребнадзора от 28.12.2012 N 1204 "Об утверждении Критериев существенного ухудшения качества питьевой воды и горячей воды, показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды и требований к частоте отбора проб воды", где перечислены критерии, предъявляемые, в том числе к горячей воде (микробиологические, бактериологические, органолептические и др.).
В силу статей 1, 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Под факторами среды обитания понимаются, в том числе, социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Габов В.С. с 26.05.2019 по настоящее время отбывает наказание в ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Хабаровскому краю. Данная колония находится в п. Эльбан Хабаровского края, здания введены в эксплуатацию 27 декабря 2012 года как "Режимный корпус на 800 человек в учреждении ИЗ-22/4". Для обеспечения колонии горячей водой построена газовая котельная, однако с 2012 года до настоящего времени она не эксплуатируется, нагрев воды обеспечивается бойлерами накопительного типа, которыми оснащены только душевые, что подтверждается справкой о техническом состоянии газовой котельной горячего водоснабжения объекта ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю от 22.12.2021 N 27/ТО/55.
С 7 октября 2021 года в камеры и душевые подавалась горячая вода, забор которой производился из открытой системы отопления ООО "Шелтэк". В связи с низким качеством воды, 25.11.2021 подача в душевые была прекращена, помывка в душевых осуществляется путем нагрева холодной воды в электрических бойлерах накопительного типа мощностью 1, 5 кВт в количестве 25 шт. В камеры содержания вода из открытой системы отопления продолжала подаваться до 28.02.2022. Помывка в душевых осуществлялась путем нагрева холодной воды в электрических бойлерах накопительного типа, мощностью 1.5 кВт, в количестве 25 шт. 24.02.2022 была произведена лабораторная проверка качества воды, которая выявила превышение уровня железа более чем в десять раз, мутности в десять раз (акт N 2.714 от 24.02.2022 ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае"), 28.02.2022 руководством было принято решение прекратить подачу горячей воды в камеры осужденных для исключения угрозы их здоровью, в подтверждение чего представлены: государственный контракт на отпуск тепловой энергии в горячей воде 25Э/2022/2410. заключенный между ООО "ШелТЭК" и ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю 23.03.2022, а также являющиеся приложением к указанному контракту: акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, техническая часть, температурный график отпуска тепловой энергии, протокол разногласий, акты на отпуск тепловой энергии в горячей воде о том, что учреждением с декабря 2021 по март 2022 произведена оплата за оказанные услуги, протокол лабораторных испытаний ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае" N 2.174 от 24.02.2022 (л.д. 75-94).
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их частично, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении прав осужденного действиями и бездействием администрации Федерального казенного учреждения ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившимися в его содержании в камере ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю в период с 15.10.2021 и по настоящее время в ненадлежащих условиях, в отсутствие в ней горячего водоснабжения, в том числе использование горячей воды ненадлежащего качества для личных и бытовых нужд вплоть по 28 февраля 2022 года.
Суд первой инстанции установив, что административный истец был лишен возможности поддержания удовлетворительных стандартов гигиены в рассматриваемый период. ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю допустило использование воды, не отвечающей гигиеническим нормативам и требованиям безопасности, безвредности для человека, пришел к выводу о нарушении условий содержания, приняв во внимание требования разумности и справедливости, учитывая характер допущенного нарушения и его продолжительность, определилразмер компенсации за нарушение условий содержания в размере 15 000 руб.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Кассационный суд не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не опровергают правильности их выводов.
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел (пункты 2 и 3 статьи 3 КАС РФ).
Из разъяснений, приведенных в пунктах 2, 13, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", следует, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, включая право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий. В силу частей 2 и 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения. Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
В соответствии со ст.9 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 04.08.2023) "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации", финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
Пунктами 1, 2, 4 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 04.08.2023) "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации", установлено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных.
Доводы кассационной жалобы о том, что нарушение правил проектирования, если такие имеются, не являются нарушением условий содержания, не могут являться основанием для отмены судебных актов, основаны на субъективной оценке обстоятельств спора и субъективном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно ст. 19 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Требования, предъявляемые к горячей воде, перечислены в Приказе Роспотребнадзора от 28.12.2012 N 1204 "Об утверждении Критериев существенного ухудшения качества питьевой воды и горячей воды, показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды и требований к частоте отбора проб воды", где перечислены критерии, предъявляемые, в том числе к горячей воде (микробиологические, бактериологические, органолептические и др.).
Судами было установлено, что ФКУ ИК-6 стало использовать воду для горячего водоснабжения, не проверив качество поставляемой воды, данная вода использовалась осужденными для личных и бытовых нужд, в том числе для помывки, что вызвало жалобы с их стороны. Факт подачи горячей воды, не соответствующей санитарным нормам и требованиям, было подтверждено в ходе рассмотрения настоящего дела и после многочисленных жалоб осужденных на ненадлежащее качество воды, администрация ФКУ ИК-6 ограничилась прекращением подачи горячей воды из системы отопления.
Ссылка кассаторов на окончание 07.03.2023 исполнительного производства, возбужденного по решению Амурского городского суда Хабаровского края по делу N 2а-10/2020 с предметом исполнения: обязать устранить нарушение закона в части обеспечения горячим водоснабжением осужденных, в связи его фактическим исполнением, не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, поскольку предметом настоящего спора является отсутствие горячего водоснабжения и обеспечение ФКУ ИК-6 горячим водоснабжением не соответствующим к предъявляемым горячей воде требованиям в период с 15.10.2021 по 17.03.2023, и окончание исполнительного производства 07.03.2023, не свидетельствует об отсутствии нарушения прав осужденного в спорный период.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии в п. Эльбан горячего водоснабжения в школах, детских садах, больнице, квартирах и домах населения, не свидетельствует об отсутствии исправительным учреждением нарушения прав осужденного.
Доводы кассационной жалобы о необоснованном взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания с указанием на то, что каких - либо негативных последствий, связанных с допущенным ответчиком нарушением, судом не установлено, являются несостоятельными, поскольку судами было достоверно установлено, что возведенная газовая котельная не работает даже в летнее время, меры к введению ее в действие администрацией колонии не предпринимаются в течение длительного времени, альтернативные способы обеспечения горячей водой немногочисленны и не восполняют в достаточной мере имеющиеся нарушения.
Судом апелляционной инстанции обоснованно указано, что администрация исправительного учреждения должна была организовать обеспечение осужденного горячей водой надлежащего качества с учетом установленных требований, при заключении государственного контракта с теплоснабжающей организацией установить требуемые параметры и показатели, также перед началом подачи горячей воды из централизованной системы отопления осуществить контроль качества воды, чего сделано не было.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов отвечают задачам и принципам административного судопроизводства, соответствуют обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба не содержит ссылок, опровергающих выводы судебных инстанций, все юридически значимые обстоятельства определены судами правильно, исследованы и оценены в соответствии с требованиями процессуального закона, доводы жалобы, по существу, направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, тогда как, переоценка представленных в дело доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела (часть 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права, оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Поскольку суды первой и апелляционной инстанций правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, проверили доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, правильно применили закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, выводы судов мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции не имеется оснований считать обжалуемые судебные акты незаконными, в связи с чем основания для их отмены по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Мошковского районного суда Новосибирской области от 17 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 2 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.