Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Евтифеевой О.Э, Лукьяновой Т.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РТ-НЭО Иркутск", поданную через суд первой инстанции 19 января 2024 г, на решение Иркутского областного суда от 17 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 октября 2023 г.
по административному делу N 3а-46/2023 по административному исковому заявлению Распопина Владислава Викторовича о признании нормативных правовых актов недействующими в части.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, заключение прокурора пятого отдела (апелляционно - кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
8 декабря 2016 г. Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области (в настоящее время - Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области, далее - Министерство) принят приказ N 168-мпр "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" (далее - Приказ N 168-мпр), которым утверждены годовые нормативы накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории Иркутской области для различных категорий объектов в количественных показателях объема и массы на одну расчетную единицу, при этом отдельно для города Иркутска и для иных муниципальных образований Иркутской области. В данный приказ неоднократно вносились изменения.
28 июня 2019 г. Министерством принят приказ N 58-28-мпр "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Иркутской области" (далее - Приказ N 58-28-мпр), которым приказ N 168-мпр и приказы о внесении в него изменений признаны утратившими силу, установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов, действие данного приказа распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 г. Приказом Министерства от 7 ноября 2019 г. N 58-48-мпр в пункт 4 Приказа N 58-28-мпр внесены изменения, касающиеся порядка его действия.
Распопин В.В, обратился в суд в порядке процессуального соучастия, предусмотренного частью 2 статьи 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с "данные изъяты" просил признать недействующими с момента принятия вышеуказанные Приказы N 168-мпр (в редакции приказов от 28 декабря 2018 г. N 138-мпр, от 7 июня 2019 г. N 58-23-мпр) и N 58-28-мпр (в редакции приказа от 7 ноября 2019 г. N 58-48-мпр) в части подпунктов 1.1 и 1.3 таблиц N 1 каждого из приказов, содержащих нормативы накопления ТКО на территории г. Иркутска в отношении многоквартирных домов.
Требования мотивированы тем, что он, являясь собственником жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: "адрес" оплачивает ООО "РТ-НЭО" плату за услуги по обращению с ТКО исходя из оспариваемых годовых нормативов, равных 0, 085 куб.м за 1 кв.м общей площади жилого помещения. Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 25 декабря 2020 г. оспариваемые нормативные правовые акты признаны недействующими в отношении отдельных категорий объектов образования отходов, при этом судом было установлено, что Правила определения нормативов в ходе проведения замеров в г. Иркутске и г. Усть-Илимске не применялись, что, по мнению административного истца, свидетельствует о произвольности и незаконности нормативов, примененных ООО "РТ-НЭО" в расчете оплаты за услугу по обращению с ТКО. Полагал свои права и законные интересы нарушенными, поскольку нормативы установлены без проведения замеров и не подтверждают действительного объема оказанных услуг.
Решением Иркутского областного суда от 17 июля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 октября 2023 г. административные исковые требования Распопина В.В. удовлетворены, оспариваемые нормативные правовые акты признаны недействующими в части подпунктов 1.3 "Многоквартирные дома" пунктов 1 таблиц 1 "Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории города Иркутска".
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение, поскольку судами нарушены пределы принципа преюдиции, так решение о признании недействительной (незаконной) одной части нормативного не может иметь преюдициальное значение для дела о признании недействительной (незаконной) другой части, хотя и того же, нормативного акта. Полагает, что избранный судом подход противоречит направлению преюдиции в соответствующих делах, поскольку в рассматриваемой части в данном деле, рассматриваемым Иркутским областным судом, нормативный акт решением Верховного суда Республики Бурятия незаконным не признавался. Факты, установленные в ранее рассмотренном деле, применительно к другой части нормативного акта, полагаем, не могли быть преюдициально и без самостоятельной проверки установлены в данном деле, касающемся другой части оспоренного нормативного акта. Это тем более значимо, поскольку в двух делах идет речь о нормативах, касающихся совершенно разных источников образования отходов.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Иркутской области представлены возражения, Распопиным В.В. предоставлен отзыв.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что 8 декабря 2016 г. Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области (в настоящее время имеет наименование Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области, далее - Министерство) принят приказ N 168-мпр "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" (далее - Приказ N 168-мпр), которым утверждены годовые нормативы накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории Иркутской области для различных категорий объектов в количественных показателях объема и массы на одну расчетную единицу, при этом отдельно для города Иркутска и для иных муниципальных образований Иркутской области. В данный приказ неоднократно вносились изменения.
28 июня 2019 г. Министерством принят приказ N 58-28-мпр "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Иркутской области" (далее - Приказ N 58-28-мпр), которым приказ N 168-мпр и приказы о внесении в него изменений признаны утратившими силу, установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов, действие данного приказа распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 г. Приказом Министерства от 7 ноября 2019 г. N 58-48-мпр в пункт 4 Приказа N 58-28-мпр внесены изменения, касающиеся порядка его действия.
Распопину В.В. на праве собственности принадлежит жилое помещение - однокомнатная квартира N площадью "данные изъяты" кв.м, расположенная на пятом этаже в жилом доме по адресу: "адрес"
Административный истец, являясь собственником жилого помещения в г. Иркутске, оплачивает расходы на вывоз ТКО исходя из площади указанной квартиры.
Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 25 декабря 2020 г..по административному делу N 3а-226/2020, вступившим в законную силу, с 10 июля 2019 года признаны недействующими поименованные в таблице 1 приложения к Приказу N 168-мпр "Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории города Иркутска": подпункт 2.1 "Научно-исследовательские, проектные институты, конструкторские бюро, банки, финансовые учреждения, отделения связи, административные, прочие офисные учреждения"; подпункт 3.3. "Торговля специализированными товарами"; подпункт 4.4. "Гаражи, парковки закрытого типа"; в таблице 2 приложения к приказу "Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Ангарский городской округ Иркутской области": подпункт 1.1. "Многоквартирные дома"; подпункт 1.3. "Многоквартирные дома"; подпункт 2.1. "Научно-исследовательские, проектные институты, конструкторские бюро, банки, финансовые учреждения, отделения связи, административные, прочие офисные учреждения"; подпункт 3.1. "Торговля продовольственными товарами"; подпункт 3.2. "Торговля промышленными товарами"; подпункт 3.3. "Торговля специализированными товарами"; подпункт 3.4. "Складские помещения"; подпункт 8.1. "Кафе, рестораны, бары, закусочные, столовые"; подпункт 9.1. "Мастерские по ремонту бытовой и компьютерной техники, мастерские по ремонту обуви, ключей, часов и пр, ремонт и пошив одежды"; в таблице 4 "Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории иных муниципальных образований Иркутской области": подпункт 1.2. "Индивидуальные жилые дома"; подпункт 1.4. "Индивидуальные жилые дома"; подпункт 3.1. "Торговля продовольственными товарами"; подпункт 3.2. "Торговля промышленными товарами"; подпункт 3.3. "Торговля специализированными товарами".
Признан недействующим с даты вступления решения суда в законную силу Приказ N 58-28-мпр в следующей части: в таблице 1 приложения к приказу "Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории города Иркутска": подпункт 2.1 "Научно-исследовательские, проектные институты, конструкторские бюро, банки, финансовые учреждения, отделения связи, административные, прочие офисные учреждения"; подпункт 3.1 "Торговля продовольственными товарами"; подпункт 3.2. "Торговля промышленными товарами"; подпункт 3.3. "Торговля специализированными товарами"; подпункт 4.4. "Гаражи, парковки закрытого типа"; в таблице 2 приложения к приказу "Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Ангарского городского округа Иркутской области": подпункт 1.1. "Многоквартирные дома"; подпункт 1.3. "Многоквартирные дома"; подпункт 2.1. "Научно-исследовательские, проектные институты, конструкторские бюро, банки, финансовые учреждения, отделения связи, административные, прочие офисные учреждения"; подпункт 3.1. "Торговля продовольственными товарами"; подпункт 3.2. "Торговля промышленными товарами"; подпункт 3.3. "Торговля специализированными товарами"; подпункт 3.4. "Складские помещения"; подпункт 8.1. "Кафе, рестораны, бары, закусочные, столовые"; подпункт 9.1. "Мастерские по ремонту бытовой и компьютерной техники, мастерские по ремонту обуви, ключей, часов и пр, ремонт и пошив одежды"; в таблице 4 "Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории иных муниципальных образований Иркутской области": подпункт 1.2. "Индивидуальные жилые дома"; подпункт 1.4. "Индивидуальные жилые дома"; подпункт 3.1. "Торговля продовольственными товарами"; подпункт 3.2. "Торговля промышленными товарами"; подпункт 3.3. "Торговля специализированными товарами"; на административного ответчика возложена обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, исследовав и оценив в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями пункта 1 статьи 2, пунктов 2, 3, 4 статьи 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 г..N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункта 148 (30) Правил представления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г..N 354, абзаца 1 пункта 4(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г..N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", пункта 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г..N 505, пунктов 2, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 19, 20 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г..N 269, пунктов 3, 6, 7, 9 Методических рекомендаций N 524/пр, подпункта 98 пункта 7 Положения о министерстве жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 25 ноября 2014 г..N 590-пп, части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришел к выводу, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов были установлены Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области для домовладений (многоквартирных домов) г..Иркутска на основании недостоверных исходных данных об объектах образования отходов, о проведенных замерах и выполненных на их
основании расчетов, которые нашли подтверждение также при рассмотрении Верховным Судом Республики Бурятия административного дела N 3а-26/2020. Суд пришел к выводу о недоказанности административным ответчиком экономической обоснованности оспариваемых значений нормативов, их несоответствии Правилам определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г..N 269.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции.
Оснований не согласиться с обоснованностью и правомерностью указанных выводов судов первой и апелляционной инстанций не имеется. Все выводы, приведённые в судебных актах, мотивированы, основаны на обстоятельствах, установленных судами по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, и не противоречат нормам закона, регулирующим спорные правоотношения.
Указание подателя кассационной жалобы на нарушение судом первой инстанции пределов принципа преюдиции, поскольку решение по настоящему делу не может быть обусловлено обстоятельствами установленными в рамках иного дела о признании недействующей другой части оспариваемого нормативного правового акта, не может быть принято во внимание, поскольку вступившим в законную силу судебным актом ранее было установлено нарушение административным ответчиком процедуры принятия нормативного правового акта, выразившегося в использовании недостоверных исходных данных об объектах образования отходов, о проведенных замерах и выполненных на их основании расчетов вследствие нарушения процедуры получения исходной информации. При этом указанная недостоверность была выявлена в отношении всех объектов, для которых были установлены оспариваемые нормативы.
Доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебных актов в безусловном порядке, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Иркутского областного суда от 17 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 4 марта 2024 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.