Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Евтифеевой О.Э, Лукьяновой Т.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Байлагашева Андрея Юрьевича, поданную через суд первой инстанции 29 января 2024 г, на решение Кемеровского областного суда от 27 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 27 июля 2023 г.
по административному делу N 3а-250/2023 по административному исковому заявлению Байлагашева Андрея Юрьевича о признании нормативного правового акта недействующим в части.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, заключение прокурора пятого отдела (апелляционно - кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Волковой А.Г, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
19 мая 2022 г. Правительством Кемеровской области - Кузбасса принято постановление N 310 "Об установлении в 2022 году случаев утверждения генеральных планов, правил землепользования и застройки, проектов планировки территории, проектов межевания территории, изменений в генеральные планы, правила землепользования и застройки, проекты планировки территории, проекты межевания территории без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний" (далее также - Постановление N 310).
Постановление N 310 опубликовано на официальном сайте "Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области - Кузбасса" http://bulleten-kuzbass.ru/, 20 мая 2022 г, официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru/, 24 мая 2022 года.
Постановление N 310 действует в редакции постановлений Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 17 октября 2022 г. N 691, 13 января 2023 г. N 13.
Подпунктом 6 пункта 1 Постановления N 310 к числу случаев, при которых в 2022 и 2023 годах генеральные планы, правила землепользования и застройки, проекты планировки территории, проекты межевания территории, изменения в генеральные планы, правила землепользования и застройки, проекты планировки территории, проекты межевания территории подлежат утверждению без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний, отнесено утверждение изменений в правила землепользования и застройки муниципальных образований в части установления или изменения территориальных зон в связи с изменением соответствующих функциональных зон генеральных планов муниципальных образований.
Байлагашев А.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Постановления N 310, обосновывая требования тем, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" на котором произвел строительство индивидуального жилого дома. При приобретении земельный участок был расположен в территориальной зоне "данные изъяты" перечня территориальных зон, с градостроительными регламентами, запрещающими большой процент застройки земельных участков, строительство в целях ведения садоводства и промышленности, строительство складов. Постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 27 декабря 2022 г. N 878 внесены изменения в Правила землепользования и застройки Шерегешского городского поселения Таштагольского муниципального района Кемеровской области - Кузбасса, прилегающий к земельному участку административного истца участок был отнесен к зоне "данные изъяты" перечня территориальных зон, что позволило на данном участке осуществлять строительство, которое привело к ухудшению условий его проживания. Внесение изменений в Правила землепользования и застройки Шерегешского городского поселения произошло без проведения обязательных публичных слушаний на основании оспариваемого Постановления N 310, что не позволило административному истцу повлиять на их принятие, тем самым нарушив его права.
Решением Кемеровского областного суда от 27 апреля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 27 июля 2023 г. административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Кемеровской области-Кузбасса принесены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
14 марта 2022 г. принят Федеральный закон N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 58-ФЗ).
Статьей 7 данного Федерального закона в 2022 г. при осуществлении градостроительной деятельности установлен ряд особенностей.
Так, пунктом 2 статьи 7 предусмотрено, что срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, с момента оповещения жителей муниципального образования о проведении таких общественных обсуждений или публичных слушаний до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний не может превышать один месяц. При этом нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации наряду со случаями, предусмотренными законодательством о градостроительной деятельности, могут быть установлены случаи утверждения указанных проектов, внесения изменений в указанные проекты без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.
В соответствии с Уставом Кемеровской области, принятым Законодательным Собранием Кемеровской области 9 апреля 1997 года Правительство Кемеровской области - Кузбасса является высшим исполнительным органом государственной Кемеровской области - Кузбасса.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах его компетенции, с соблюдением требований законодательства к его форме, порядку принятия и введения в действие. Нормативный правовой акт опубликован в газете "Кузбасс", на сайте "Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области - Кузбасса", на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.
Проверяя соответствие оспариваемого в части нормативно-правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд, проанализировав содержание части 1 статьи 5.1, статьи 30, части 12 статьи 31, статей 32 - 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 7 Федерального закона от 14 марта 2022 г. N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", части 5 статьи 28 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", указал, что федеральным законодателем допущено ряд изъятий из общего правила проведения общественных обсуждений или публичных слушаний при утверждении проектов документов территориального планирования. При этом высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями наряду по установлению случаев утверждения вышеуказанных проектов без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний, при этом на федеральном уровне компетенция субъекта правотворчества в указанном случае конкретным перечнем случаев не ограничена. Принимая оспариваемую норму, в соответствии с которой общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся в случае утверждения изменений в правила землепользования и застройки муниципальных образований в части установления или изменения территориальных зон в связи с изменением соответствующих функциональных зон генеральных планов муниципальных образований, административный ответчик действовал строго в рамках предоставленных ему законом полномочий. Содержание данного предписания не входит в противоречие с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, который закрепляет требование соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции.
Оснований не согласиться с обоснованностью и правомерностью указанных выводов судов первой и апелляционной инстанций не имеется. Все выводы, приведённые в судебных актах, мотивированы, основаны на обстоятельствах, установленных судами по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, и не противоречат нормам закона, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы о том, что установленный в оспариваемом пункте случай утверждения проектов актов территориального планирования и внесения в них изменений без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний не соответствует положениям статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 14 марта 2022 г. N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", являлись предметом проверки судов и обоснованно отклонены, как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебных актов в безусловном порядке, не установлено.
Ходатайство административного истца о направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации, касающегося проверки конституционности примененных в настоящем деле положений пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 14 марта 2022 г. N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не подлежит удовлетворению, поскольку в силу части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации, статьи 101 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", части 3 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд обращается с подобным запросом в случае, если при рассмотрении конкретного дела приходит к выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации закона, подлежащего применению им в указанном деле. В данном административном деле таких обстоятельств не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Кемеровского областного суда от 27 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 27 июля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 4 марта 2024 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.