Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Гусева Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N70RS0001-01-2023-001453-63 (N 2-1492/2023) по иску Ермакова Александра Кузьмича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области о признании незаконным решения, возложении обязанности включить период работы в специальный стаж, назначить пенсию, по кассационной жалобе представителя Ермакова Александра Кузьмича-Даминовой Екатерины Владимировны, действующей на основании доверенности на решение Кировского районного суда г. Томска от 3 июля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 31 октября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Ермаков А.К. обратился с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области (далее- ОСФР по Томской области) о признании незаконным решения, возложении обязанности включить период работы в специальный стаж, назначить пенсию.
В обоснование требований указал, что обратился за назначением страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Пенсионным органом из специального стажа за работу с тяжелыми условиями труда по Списку N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" (далее -Список N 2 от 1956 года), по Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 (далее- Список N 2 от 1991 года) исключены периоды работы истца длительностью 10 лет 9 месяцев 14 дней, в досрочном назначении пенсии отказано в связи с отсутствием специального стажа необходимой продолжительности.
Истец не согласен с решением пенсионного органа в части исключения спорных периодов из специального стажа, поскольку в указанные периоды был занят в производстве и работал по профессии, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
Просил суд с учетом уточнения требований признать незаконными и необоснованными решения ГУ - УПФР по Томской области от 9 июня 2017 г. N, ГУ-Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Тоской области от 10 сентября 2021 г. N и N, ГУ - ОПФР по Томской области от 5 сентября 2022 г. N в части исключения из специального стажа за работу с тяжелыми условиями труда по Списку N 2 периода 10 лет 9 месяцев 14 дней и отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж в соответствии с указанным пунктом закона периоды работы :
- с 5 ноября 1982 г. по 29 мая 1983 г, с 2 июня 1983 г. по 25 февраля 1986 г. в качестве ученика наладчика, наладчика литьевых машин отделения изготовления изделий из полиэтилена и пластмасс на участке 11 цеха 07 в ОАО "Алтайхимпром"
- с 26 февраля 1986 г. по 25 марта 1989 г. в качестве наладчика автоматических линий станков отделения наполнения участка 12 цеха 07 в ОАО "Алтайхимпром";
- с 9 января 1990 г. по 14 апреля 1992 г, с 18 апреля 1992 г. по 1 января 1993 г. в качестве литейщика изделий из пластмасс цеха 40 (ремонтномеханический цех) в ОАО "Алтайхимпром";
- с 28 декабря 1994 г. по 31 августа 1995 г. за исключением 4 дней отпуска без содержания в мае 1995 года в качестве слесаря по обслуживанию оборудования электростанций котельного цеха 37 в ОАО "Алтайхимпром";
- с 12 декабря 1998 г. по 1 сентября 1999 г. в качестве кочегара- машиниста в ЗАО "Томская карандашная фабрика", возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области обязанность назначить досрочно страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с момента возникновения права, то есть с 24 января 2017 г.
Решением Кировского районного суда г. Томска от 3 июля 2023 г. в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 31 октября 2023 г. решение Кировского районного суда г. Томска от 3 июля 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель Ермакова А.К. - Даминовой Е.В. ставит вопрос об отмене судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции стороны не явились о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены.
На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 24 января 2017 г. истец обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ-УПФР в г. Томск Томской области от 9 июня 2017 г. N истцу засчитаны в специальный стаж за работу с тяжелыми условиями труда по Списку N 2 - 3 года 2 месяца 3 дня, исключены из специального стажа - 10 лет 9 месяцев 9 дней; в связи с отсутствием специального стажа необходимой продолжительности в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" отказано.
В последующем истец обращался за назначением досрочной страховой пенсии по старости по тому же основанию 22 июля 2021 г. и 28 июля 2022 г.
Решениями пенсионного органа от 10 сентября 2021 г. N и от 5 сентября 2022 г. N в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием специального стажа необходимой продолжительности.
При этом решением ГУ-ОПФР по Томской области от 5 сентября 2022 г. N, в специальный стаж истца за работу с тяжелыми условиями труда по Списку N 2 засчитаны 4 года 4 месяца 28 дней, исключены 10 лет 9 месяцев 14 дней. В том числе не зачтены в специальный стаж в связи с тяжелыми условиями труда следующие периоды, являющиеся спорными: с 5 ноября 1982 г. по 29 мая 1983 г. и со 2 июня 1983 г. по 25 февраля 1986 г. в качестве ученика наладчика, наладчика литьевых машин отделения изготовления изделий из пластических масс, с 26 февраля 1986 г. по 25 марта 1989 г. в качестве наладчика автоматических линий станков отделения наполнения участка 12 цеха 07 в ОАО "Алтайхимпром"; с 9 января 1990 г. по 14 апреля 1992 г. и с 18 апреля 1992 г. по 1 января 1993 г. в качестве литейщика изделий из пластмасс цеха 40 (ремонтно-механический цех) в ОАО "Алтайхимпром"; с 28 декабря 1994 г. по 31 августа 1995 г. за исключением 4 дней отпуска без содержания в мае 1995 года в качестве слесаря по обслуживанию оборудования электростанций котельного цеха 37 в ОАО "Алтайхимпром"; с 12 декабря 1998 г. по 1 сентября 1999 г. в качестве кочегара-машиниста в ЗАО "Томская карандашная фабрика", поскольку документально не подтверждена занятость истца в производствах, предусмотренных Списком N 2.
В системе обязательного пенсионного страхования истец зарегистрирован 14 марта 1999 г, период работы после указанной даты работодатель ЗАО "Томская карандашная фабрика" в сведениях персонифицированного учета не квалифицирует как период работы с тяжелыми условиями труда.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований
Ермакова А.К. о включении указанных периодов в специальный стаж, исходил из того, что в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом не доказан факт работы в особых условиях, с которыми закон связывает право на досрочную пенсию.
Ввиду отсутствия оснований для включения спорных периодов работы истца в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что также отсутствуют основания для признания незаконными решений пенсионного органа от 9 июня 2017 г. N, от 10 сентября 2021 г. N, от 5 сентября 2022 г. N, равно как не имеется оснований для назначения истцу досрочно страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 24 января 2017 г, так как по состоянию на эту дату специальный стаж необходимой продолжительности Ермаков А.К. не выработал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно отметив, что в силу положений раздела XI "Химическое производство" Списка N 2 от 22 августа 1956 г. N 1173, который применим к спорным периодам с 5 ноября 1982 г. по 29 мая 1983 г, со 2 июня 1983 г. по 25 февраля 1986 г, с 26 февраля 1986 г. по 25 марта 1989 г. и к периоду с 9 января 1990 г. по 14 апреля 1992 г. до 1 января 1992 г, правом на льготное обеспечение пользовались рабочие и инженерно-технические работники, непосредственно занятые в цехах, производствах (на правах цехов) и отдельных установках производств изделий горячим способом.
Отказывая в удовлетворении требований в части включения в специальный стаж по Списку N 2 от 22 августа 1956 г. N 1173 периодов с 5 ноября 1982 г. по 29 мая 1983 г, со 2 июня 1983 г. по 25 февраля 1986 г. в качестве ученика наладчика, наладчика литьевых машин отделения изготовления изделий из полиэтилена и пластмасс на участке 11 цеха 07 в ОАО "Алтайхимпром" и с 26 февраля 1986 г. по 25 марта 1989 г. в качестве наладчика автоматических линий станков отделения наполнения участка 12 цеха 07 в ОАО "Алтайхимпром", а также периода работы в качестве литейщика изделий из пластмасс цеха N 40 (ремонтно-механического цеха) в ОАО "Алтайхимпром" с 9 января 1990 г. по 14 апреля 1992 г, суд исходил из отсутствия доказательств того, что производство в цехе N 7 и в цехе N 40, применительно к периоду до 1 января 1992 г, относилось к производствам изделий горячим способом из пластических масс либо пластических масс на основе акриловых и метакриловых соединений; а в отношении периодов работы истца в качестве литейщика изделий из пластмасс цеха N 40 (ремонтно-механического цеха) в ОАО "Алтайхимпром" с 9 января 1990 г. по 14 апреля 1992 г. (после 1 января 1992 г.) и с 18 апреля 1992 г. по 1 января 1993 г. отсутствует подтверждение занятости истца на предприятии отраслей промышленности и народного хозяйства в течение полного рабочего дня в технологическом процессе производства продукции: неорганической химии, удобрений, полимеров, пластических масс (включая композиционные материалы и стеклопластики) каучуков, лакокрасочной, фототехнической, бытовой химии, органического синтеза, синтетических красителей, нефтехимической, резинотехнической и асбестовой, химических реактивов, высокочистых веществ в отдельных цехах, отделениях, на участках и установках при наличии в воздухе рабочей зоны вредных веществ 3 класса опасности.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о недоказанности занятости заявителя в производствах, предусмотренных соответствующим Списком N 2 в разделе "Химическое производство".
Так, суд исследовал представленные истцом письменные доказательства: трудовую книжку истца серии АТ-П N от 13 сентября 1979 г, документы архивного фонда Администрации г. Яровое Алтайского края в отношении предприятия "Алтайхимпром".
Содержание этих доказательств подробно приведено в обжалуемом решении, на основании данных документов установлено, что в спорные периоды: с 5 ноября 1982 г. по 29 мая 1983 г, с 2 июня 1983 г. по 25 февраля 1986 г, с 26 февраля 1986 г. по 25 марта 1989 г, с 9 января 1990 г. по 14 апреля 1992 г, с 18 апреля 1992 г. по 1 января 1993 г, работа истца на предприятии "Алтайхимпром" протекала в цехах N 07 и N 40.
В материалы дела представлена инструкция N 8р (н) "Наладчика автоматических линий станков отделения наполнения корпус 109, производство 07", утвержденная 28 ноября 1988 г, согласно которой в цехе 07 производилась продукция бытовой химии, готовым продуктом отделения наполнения является инсектицидный препарат "Диклофос", инсектицидный препарат "Карбозоль", средство "Моримоль". Из краткого описания технологической схемы следует, что фактически на производстве 07 осуществлялось заполнение аэрозольных упаковок инсектицидными препаратами "Диклофос", "Карбозоль", "Моримоль". Наладчик автоматических линий наполнения на своем рабочем месте проводит регулировку и наладку машин, входящих в автоматическую линию наполнения аэрозольных препаратов.
На основании анализа положений указанной инструкции, суд пришел к выводу о том, что к производству изделий горячим способом из пластических масс либо пластических масс на основе акриловых и метакриловых соединений цех 07 не относился согласно сведениям, актуальным по состоянию на 28 ноября 1988 г.; более ранние инструкции либо инструкции, регламентирующие работу наладчика отделения термопластавтоматов, наладчика литьевых машин в цехе 07 предприятия "Алтайхимпром" истцом не представлены.
Списком N 2 от 1956 года работа в производстве бытовой химии, в частности инсектицидов, не предусмотрена.
В отношении производственной деятельности цеха N 40 суд установил, что в архиве отсутствуют документы, подтверждающие характер такой деятельности.
Принимая во внимание, что истцом, обратившимся за назначением пенсии по льготному основанию, не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что в периоды с 5 ноября 1982 г. по 29 мая 1983 г, со 2 июня 1983 г. по 25 февраля 1986 г, с 26 февраля 1986 г. по 25 марта 1989г, с 9 января 1990 г. по 14 апреля 1992 г. (до 1 января 1992 г.) он выполнял работу в химическом производстве, которая согласно Списку N 2 от 22 августа 1956 г. N 1173 дает право на назначение досрочно страховой пенсии по старости, а применительно к периодам со 2 января 1992 г. по 14 апреля 1992 г. и с 18 апреля 1992 г. по 1 января 1993 г. отсутствует подтверждение занятости истца по Списку N 2 от 26 января 1991 г. N 10 на предприятии отраслей промышленности и народного хозяйства в течение полного рабочего дня в технологическом процессе производства продукции: неорганической химии, удобрений, полимеров, пластических масс (включая композиционные материалы и стеклопластики) каучуков, лакокрасочной, фототехнической, бытовой химии, органического синтеза, синтетических красителей, нефтехимической, резинотехнической и асбестовой, химических реактивов, высокочистых веществ в отдельных цехах, отделениях, на участках и установках при наличии в воздухе рабочей зоны вредных веществ 3 класса опасности, суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для включения этих периодов в специальный стаж.
Отказывая в удовлетворении требований истца в части включения в специальный стаж периода работы с 28 декабря 1994 г. по 31 августа 1995г. за исключением 4 дней отпуска без содержания в мае 1995 в качестве слесаря по обслуживанию оборудования электростанций котельного цеха 37 в ОАО "Алтайхимпром", и периода с 12 декабря 1998 г. по 1 сентября 1999 г. - в качестве кочегара-машиниста в ЗАО "Томская карандашная фабрика", суд апелляционной инстанции с учетом совокупности исследованных доказательств, пришел к выводу о том, что льготный характер работы в эти периоды истцом не доказан.
Так, в разделе XIII "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" (позиция 2140000а-18455) Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, поименованы слесари, электромонтеры, электрослесари всех наименований, занятые на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики.
Согласно разъяснению от 25 февраля 1994 г. N 3 "О порядке применения Списков N 1 и N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, и дополнений к этим Спискам, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 9 августа 1991 г. N 591", утвержденным постановлением Министерства труда Российской Федерации от 25 февраля 1994 г. N 18, по Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, пенсии следует назначать слесарям, электромонтерам, электрослесарям всех наименований, занятым на обслуживании и ремонте оборудования топливоподачи при условии использования твердого топлива, а также средств измерений и автоматики, обеспечивающих работу этого оборудования (код позиции 2140000а-18455).
Шифром 2140000а-13785 раздела XIII "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых даст право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденными постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 предусмотрено право на льготное пенсионное обеспечение для машинистов котлов.
Согласно коду профессии 23200000-13786 раздела XXXIII "Общие профессии" Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются машинисты (кочегары) котельной (на угле и сланце), в том числе занятые на удалении золы.
Представленные в дело в качестве письменных доказательств учредительные документы АОЗТ Томская карандашная фабрика не содержат сведений о цехах, конкретных видах производства, условиях труда работников; из трудовой книжки, личной карточки истца в ЗАО "Томская карандашная фабрика", приказов по личному составу, ведомостей по начислению заработной платы за декабрь 1998 года, январь-декабрь 1999 года, архивной справки ГКУ ЦДНИ Томской области от 17 мая 2023 г. N С-1696 также не следует, что работа истца являлась льготной, а также что она осуществлялась в течение полного рабочего дня. Кроме того, в сведениях индивидуального лицевого счета на основании данных работодателя ЗАО "Томская карандашная фабрика" работа истца не указана как льготная, указаны обычные условия труда, при этом доказательства, свидетельствующие о недостоверности содержащихся в выписке сведений, и подтверждающие тяжелые условия труда Ермакова А.К. в период работы в ЗАО "Томская карандашная фабрика" отсутствуют.
Из представленных в дело архивных сведений предприятия "Алтайхимпром", документов из личного дела Ермакова А.К, архивных документов Томской карандашной фабрики не следует, что в спорные периоды трудовая деятельность истца являлась работой на обслуживании и ремонте оборудования топливоподачи при условии использования твердого топлива, а также средств измерений и автоматики, обеспечивающих работу этого оборудования в течение полного рабочего дня, как это предусмотрено Списком N 2.
Отклоняя доводы представителя истца о том, что истец работал с горячей пластмассой, то есть горячим способом, суд апелляционной инстанции указал, что они основаны на субъективных суждениях, которые не подтвержденных допустимыми и достоверными доказательствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанции нормы материального права применены правильно.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии со ст. 30 указанного Федерального закона основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Подпунктом "б" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется:
- Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее- Список N 2);
- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями груда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, в разделе XXXIII "Общие профессии" позицией 23200000-13786 предусмотрены машинисты (кочегары) котельной (на угле и сланце), в том числе занятые на удалении золы. При этом обязательным условием для назначения пенсии по Списку N 2 машинисту (кочегару) котельной является обслуживание котлов на твердом топливе (угле и сланце).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11, 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 упомянутого Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 4 раздела II порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, предусмотрено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В силу п. 4 Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 Разъяснения Минтруда РФ от 22 мая 1996 г. N 5 право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем, понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью основных трудовых функций.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Исходя из положений подп. 10.1 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными ст. 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу п.п. 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют о каждом работающем у них застрахованном лице в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Исходя из положений ст. 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В п. 3 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" определено, что при ликвидации страхователя - юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) в случае применения процедуры банкротства указанные сведения представляются до представления в арбитражный суд отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией либо в суд (абзц. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу (абзц. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При отсутствии в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, их противоречивости, оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям ст.ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об относимости и допустимости доказательств.
Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подразделом "Б" (позиции 2110Б000-1753а) Раздела X (Химическое производство) Списка N 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, имеют рабочие и мастера предприятий других отраслей промышленности и народного хозяйства, занятые полный рабочий день в технологическом процессе производства продукции: неорганической химии, удобрений, полимеров, пластических масс (включая композиционные материалы и стеклопластики) каучуков, лакокрасочной, фототехнической, бытовой химии, органического синтеза, синтетических красителей, нефтехимической, резинотехнической и асбестовой, химических реактивов, высокочистых веществ в отдельных цехах, отделениях, на участках и установках при наличии в воздухе рабочей зоны вредных веществ 3 класса опасности.
Списком N 2 от 22 августа 1956 г. N 1173 в разделе XI "Химическое производство" основное производство предусмотрены рабочие и инженерно- технические работники, непосредственно занятые в цехах, производствах (на правах цехов) и отдельных установках нижеперечисленных производств изделий горячим способом: из пластических масс, винипласта, полихлорвинилового пластиката, фенольных и карбамидных пластикатов, пластмасс на основе полиамидов, полиметакриловых соединений, стирола и его сополимеров, изделий из органического стекла, а также рабочие и инженерно-технические работники, непосредственно занятые в цехах, производствах (на правах цехов) и отдельных установках нижеперечисленных производств пластических масс на основе акриловых и метакриловых соединений.
Установив отсутствие доказательств выполнения истцом в спорные периоды работы с вредными и тяжелыми условиями труда в течение полного рабочего дня, занятость в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение, суды пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Доводы кассатора о том, что отсутствие архивных документов, подтверждающих занятость на производстве полный рабочий день в условиях труда, предусмотренных Списками, в том числе подтверждающих занятость истца в течение полного рабочего дня на обслуживании и ремонте оборудования топливоподачи при условии использования твердого топлива, не может служить основанием для лишения права на досрочное назначение пенсии по старости, были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции.
Отклоняя указанные доводы суд верно исходил из вышеприведенных положений законодательства, предусматривающих предоставление соответствующих доказательств при определении характера работы, что обусловлено особенностями возникновения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в частности, в случаях выполнения работ во вредных условиях труда, которые требуют точного определения как характера осуществляемой деятельности, так и условий, в которых она производилась, а также постоянной занятости в течение полного рабочего дня на определенных работах.
Ссылки кассатора на подтверждение характера работы истца записями в трудовой книжке, в которой указано на работу в отделении термопласт автоматов (слово термопласт означает горячую пластмассу), а также на работу в наладчиком литьевых машин (что подтверждает литье пластмассы) не могут послужить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку судами приведены нормы права в соответствии с которыми характер работы, дающей право на досрочную страховую пенсию подтверждается не общеизвестными фактами о производстве пластмассы, а соответствующими справками работодателя или письменными документами, подтверждающими характер работы.
Вопреки доводам кассационной жалобы нормы материального права применены судами правильно, выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам.
Положения ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что судами не допущено нарушений норм материального права или норм процессуального права, повлиявших на исход дела, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Кировского районного суда г. Томска от 3 июля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 31 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Ермакова Александра Кузьмича-Даминовой Екатерины Владимировны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.