Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гордиенко А.Л, судей Долматовой Н.И, Смирновой С.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N54RS0013-01-2022-003680-17 по иску Замориной Лидии Ивановны к обществу с ограниченной ответственностью "Экология - Новосибирск" о признании незаконными действий, обязании произвести перерасчет платы за обращение с твердыми коммунальными отходами
по кассационной жалобе представителя Замориной Л.И. - Коваленко Е.И. на решение Бердского городского суда Новосибирской области от 19 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 22 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гордиенко А.Л,
УСТАНОВИЛА:
Заморина Л.И. обратилась в суд с иском к ООО "Экология - Новосибирск" о признании незаконными действий, обязании произвести перерасчет платы за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Требования мотивировала тем, что ответчик, являвшийся в период с января 2019 г. по август 2022 г. региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новосибирской области, необоснованно начислял ей плату за указанную услугу, поскольку свои обязанности в части вывоза твердых коммунальных отходов не исполнял.
По состоянию на 31 августа 2022 г. ей необоснованно выставлен долг за услуги по вывозу твердых коммунальных отходов в размере 20 082, 64 руб, в том числе, задолженность 14 326, 41 руб, пеня 5 756, 23 руб.
Просила суд признать незаконными действия ответчика ООО "Экология-Новосибирск" по начислению платы за обращение с твердыми коммунальными отходами, пени в период с 1 января 2019 г. по 31 августа 2022 г. в вышеуказанном размере и обязать ответчика сделать перерасчет платы за обращение с твердыми коммунальными отходами, пени, исключив задолженность в вышеуказанном размере.
Решением Бердского городского суда Новосибирской области от 19 апреля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 22 августа 2023 г, исковые требования Замориной Л.И. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель Замориной Л.И. - Коваленко Е.И. ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений как принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
ООО "Экология-Новосибирск" на кассационную жалобу принесены возражения.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив обжалуемые судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений судами не допущено.
Согласно части 1, пункту 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Часть 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и п. 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156, собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления.
На основании пункта 8(17) указанных Правил N 1156 в случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил N 1156 в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора.
Из приведенных положений следует, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Такой договор является публичным для регионального оператора по обращению с ТКО. Региональный оператор не вправе отказать в заключение договора собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых, находятся в зоне его деятельности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, с января 2019 г. по август 2022 г. ответчик ООО "Экология-Новосибирск" обладал статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым 25 июля 2018 г. Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новосибирской области.
Истец Заморина Л.И. является собственником жилого дома по "адрес"
В непосредственной близости от дома истца "адрес" установлен металлический контейнер, используемый истцом для сбора и накопления твердых коммунальных отходов.
Региональным оператором открыт лицевой счет N, присвоенный абоненту по "адрес" из расчета на четырех человек.
Сведения о лицах, зарегистрированных по вышеуказанному адресу, в материалах дела отсутствуют.
По указанному лицевому счету в заявленном периоде с января 2019 г. по август 2022 г. отражается задолженность в общей сумме 14326, 41 руб.
21 декабря 2018 г. между ООО "Экология-Новосибирск" и ООО "Эко-Сервис" был заключен договор на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, по условиям которого последний принял на себя обязательства в течение 2019 г. оказывать услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Новосибирской области в границах территории оказания услуг с мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов.
Аналогичный договор ООО "Экология-Новосибирск" и ООО "Эко- Сервис" заключен также 27 декабря 2019 г, распространив срок оказания услуг по транспортировке твердых коммунальных отходов на 2020 г.
В 2021, 2022 годах транспортирование твердых коммунальных отходов с мест сбора и накопления осуществляло непосредственно ООО "Экология- Новосибирск", обладающее лицензией на право осуществления указанной деятельности, выданное Федеральной службой по надзору в сфере природопользования N (54)-5479-Т от 6 апреля 2018 г.
Разрешая спор и отказывая Замориной Л.И. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в заявленном периоде времени по "адрес" регулярно осуществлялось движение мусоровозных машин регионального оператора, собирающих и вывозящих твердые коммунальные отходы с "адрес" путем приема в пакетах или других предназначенных для их накопления емкостях, без использования дополнительных устройств для предварительного накопления, пришел к выводу о том, что действия ООО "Экология - Новосибирск" по начислению истцу Замориной Л.И. платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за спорный период являются законными и обоснованными.
Суд апелляционной инстанции с вышеуказанными выводами суда первой инстанции и их обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Статья 8 указанного Закона относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Статьей 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Создание и содержание контейнерных площадок (мест накопления ТКО) площадок в соответствии с действующим законодательством не входит в обязанности регионального оператора.
Доводы кассационной жалобы представителя Замориной Л.И. - Коваленко Е.И. о том, что в спорный период времени ответчиком ООО "Экология - Новосибирск" не оказывались услуги по вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов, в связи с чем оснований для начисления ей платы за обращение с ТКО у ответчика не имелось, отклоняются судом кассационной инстанции.
Согласно ответу ООО "Экология - Новосибирск" заявка потребителя от Замориной Л.И. региональному оператору о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не поступала, в связи с чем, транспортирование ТКО по "адрес" осуществляется в соответствии с согласованным с администрацией г. Бердска графиком, установленным региональным оператором, два раза в неделю: во вторник и четверг.
Заявки на установку места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в районе улицы "адрес" в Администрацию города Бердска также не поступали.
При таком положении, в отсутствие оборудованных контейнерных площадок прием твердых коммунальных отходов, накопленных на "адрес" осуществлялся одним из способов, предусмотренным Порядком накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Новосибирской области - путем приема в пакетах.
Учитывая общедоступный характер оказания услуги по вывозу ТКО истец, вопреки своим утверждениям, могла пользоваться указанными услугами.
Допустимых доказательств того, что в спорный период ООО "Экология- Новосибирск" не оказывало услуги по вывозу твердых коммунальных отходов и истец не имела возможности ими пользоваться истцом не представлено, как и доказательств того, что истцом осуществлялся самостоятельный вывоз и утилизация бытовых отходов способами, не нарушающими действующее законодательство, либо в спорный период ею заключались соответствующие договоры с иной специализированной организацией.
Доказательств того, что истец обращалась к ответчику с заявлением об отказе от исполнения договора на оказание услуг, о перерасчете указанных в платежных документах сумм задолженностей в связи с фактической оплатой таких услуг другому исполнителю, в материалы дела также не представлено.
Таким образом, выводы судов о том, что в спорный период ООО "Экология-Новосибирск" оказывало услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, истец имела возможность пользоваться услугой по обращению с ТКО, соответственно, действия ответчика по начислению истцу платы за обращение с ТКО в спорный период, являются верными.
Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при оценке судом апелляционной инстанции доказательств допущено не было; всем доказательствам дана оценка.
Доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию истца, тщательно исследованную судами и нашедшую верное отражение и правильную оценку в обжалуемых судебных постановлениях.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьёй 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Бердского городского суда Новосибирской области от 19 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 22 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Замориной Л.И. - Коваленко Е.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.