Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Лавник М.В, судей Андугановой О.С, Кожевниковой Л.П, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3659/2023 (УИД: 22RS0065-02-2023-002941-50) по иску Леоновой Светланы Сергеевны, действующей в интересах несовершеннолетнего Л, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о признании незаконным отказа в установлении страховой пенсии по потере кормильца одновременно с пенсией по инвалидности, по кассационной жалобе Леоновой Светланы Сергеевны, действующей в интересах несовершеннолетнего Л. на решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 1 августа 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 17 октября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Леонова Светлана Сергеевна (далее - Леонова С.С, истец), действующая в интересах несовершеннолетнего Л. (далее - Л.) обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о признании незаконным отказа в установлении страховой пенсии по потере кормильца одновременно с пенсией по инвалидности.
В обоснование заявленных требований Леонова С.С. указала, что является матерью несовершеннолетнего ребенка Л, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Отцом ребенка является Л. (далее - Л.), который умер ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Л. установлена "данные изъяты" (повторно) сроком до 2 июня 2025 г.
В 2021 году истец обратилась в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю (далее - ОПФР по Алтайскому краю) с письменным заявлением о назначении её сыну одновременно с пенсией по инвалидности пенсии по потере кормильца, поскольку основания у этих двух пенсий разные, и сели бы отец ее сына был жив, то наличие у ребенка инвалидности не прекращало бы обязанности родителя содержать сына.
Согласно ответу ОПФР по Алтайскому краю от 9 июня 2021 г. N истцу отказано в удовлетворении ее заявления со ссылкой на положения ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Леонова С.С. просила суд:
- признать незаконным отказ ОСФР по Алтайскому краю от 9 июня 2021 г. N в назначении её несовершеннолетнему "данные изъяты" Л. пенсии по случаю потери кормильца одновременно с пенсией по инвалидности;
-обязать ОСФР по Алтайскому краю назначить и выплачивать ее сыну Л. пенсию по потере кормильца одновременно с назначенной пенсией по инвалидности.
Решением Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 1 августа 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 17 октября 2023 г, в удовлетворении исковых требований Леоновой Светланы Сергеевны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о признании незаконным отказа в установлении страховой пенсии по потере кормильца одновременно с пенсией по инвалидности отказано.
В кассационной жалобе Леонова С.С. просит об отмене решения Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 1 августа 2023 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 17 октября 2023 г.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает, что нормы статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в их истолковании пенсионным органом и судом противоречат статье 39 Конституции Российской Федерации, в которой назначение пенсии по случаю потери кормильца не поставлено в зависимость от того, назначена ли лицу пенсия по инвалидности, в связи с чем применению подлежат положения Конституции Российской Федерации, имеющие прямое действие.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Леонова С.С, представители Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Леонова С.С, является матерью несовершеннолетнего Л, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Отцом ребенка является Л, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении N N, выданным отделом ЗАГС "адрес" края, дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Л. умер, что подтверждается свидетельством о смерти N, выданным отделом "данные изъяты"
ДД.ММ.ГГГГ Л. установлена инвалидность (повторно), сроком до 2 июня 2025 г, что подтверждается справкой N.
Согласно позиции истца, в 2021 году она обратилась в ОПФР по Алтайскому краю с письменным заявлением о назначении ее сыну Л. одновременно с пенсией по инвалидности пенсии по потере кормильца.
Согласно ответу ОПФР по Алтайскому краю от 9 июня 2021 г. N в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору. Л. имеет право на социальную пенсию как ребенок-инвалид и на пенсию по случаю потери кормильца за умершего отца. Ему может быть установлена одна, большая по размеру, выплата. В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждане, признанные инвалидами, имеют право на установление ежемесячной денежной выплаты и предоставление набора социальных услуг. Л, как ребенку "данные изъяты" установлена ежемесячная денежная выплата и предоставлен набор социальных услуг. Поскольку истец отказался от набора социальных услуг, то выплата производится в полном объеме, в размере 2 919, 02 руб. Ежемесячная денежная выплата устанавливается "данные изъяты" независимо от вида пенсии.
Истец полает, что данный ответ об отказе в назначении пенсии по потере кормильца одновременно с назначением пенсии по инвалидности является незаконным, поскольку основания у этих двух пенсий разные, и если бы отец ее сына был жив, то наличие у ребенка инвалидности не прекращало бы обязанности родителя содержать сына.
Ответчик в своих возражениях указал, что Л. установлена социальная пенсия как ребенку- "данные изъяты" в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" с 28 августа 2007 г. по 1 июня 2025г. Право на одновременное получение двух пенсий указанным Федеральным законом для детей- "данные изъяты" не предоставляется. Истец с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца в установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" порядке не обращалась. Письменные просьбы Леоновой С.С. не являются надлежащим обращением с заявлением о назначении пенсии. Решения об отказе в назначении пенсии по случаю потери кормильца Леоновой С.С. в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ОСФР по Алтайскому краю не принималось.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что законодателем четко определен круг лиц, имеющих право на одновременное получение двух пенсий, и Л. ни к одной из этих категорий не относится, кроме того, истец с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца в установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" порядке не обращалась, решение об отказе в назначении пенсии по случаю потери кормильца пенсионным органом не принималось.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда апелляционным определением от 17 октября 2023 г. решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 1 августа 2023 г. оставила без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В силу статьи 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия по государственному пенсионному обеспечению - это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными данным Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам, среди прочего, в случае наступления инвалидности или потери кормильца; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.
Согласно положениям статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети-инвалиды (подпункт 2 пункта 1), а также дети в возрасте до 18 лет, либо дети, достигшие возраста 18 лет и завершившие обучение, а также дети, достигшие возраста 18 лет и обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери. (подпункт 3 пункта 1 статьи 11).
Гражданам, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, устанавливается социальная пенсия по инвалидности. (пункт 2 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Гражданам, указанным в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца. (пункт 3 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации).
Статьей 13 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установлено, что при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона "О страховых пенсиях", регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В силу части первой статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 названной статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца.
Согласно части второй статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет либо достигшие возраста 18 лет и завершившие обучение по основным образовательным программам основного общего или среднего общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, на период до 1 сентября года, в котором завершено указанное обучение, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
Поскольку материалами дела подтверждается, что Л, приходившийся отцом несовершеннолетнего "данные изъяты" Л, умер, у Л. имеется право на назначение ему пенсии по двум основаниям - в связи с инвалидностью (социальная пенсия по инвалидности) и по случаю потери кормильца (страховая или социальная).
Вместе с тем, в силу пункта второго статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Перечень граждан, которым могут назначаться одновременно две пенсии, установлен пунктом третьим статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и Л. к таковым не относится, в связи с чем, суды пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.
Доводы жалобы Леоновой С.С. о том, что в данном деле необходимо применять имеющие прямое действие положения Конституции Российской Федерации, в которых отсутствует ограничение на получение гражданами одновременно двух пенсий, ошибочны.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1), а также закрепляет, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч. 2).
В указанной норме перечислен открытый перечень оснований, по которым в Российской Федерации может производиться социальное обеспечение граждан. Однако частью второй статьи 39 Конституции Российской Федерации полномочия по определению условий, порядка назначения и выплаты, размеров государственных пенсий переданы законодателю, который в нормах Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" либо иных федеральных законах право на получение одновременно двух пенсий применительно к спорной ситуации не предусмотрел.
Пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" неоднократно являлся предметом обжалования гражданами на предмет его соответствия Конституции Российской Федерации. При этом Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях указывал, что установление льготного порядка реализации права на социальное обеспечение для отдельных категорий граждан, предоставляющего возможность одновременного получения двух пенсий, само по себе не затрагивает права лиц, не отнесенных законодателем к числу граждан, пользующихся такой льготой, в связи с чем, не может расцениваться как нарушение положений Конституции Российской Федерации о социальном характере Российского государства, в обязанности которого входит признание, соблюдение и защита прав и свобод человека как высшей ценности, в том числе в социальной сфере (определения от 11 мая 2006 г. N 187-О, от 15 ноября 2007 г. N 774-О-О и от 3 июля 2008 г. N 678-О-О).
Кроме того, установление социальной пенсии по случаю потери кормильца в силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и страховой пенсии в силу положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" носит заявительный характер.
Согласно части второй статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" граждане могут обращаться с заявлениями об установлении (в том числе с указанием сведений о способе доставки страховой пенсии), о выплате и доставке страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства в случае, если между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением.
Обращение за установлением страховой пенсии, выплатой и доставкой страховой пенсии может быть представлено в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который передается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг (часть четвертая ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Леоновой С.С. в материалы дела не представлены доказательства того, что за установлением пенсии ее сыну Л. истец обратилась с заявлением установленной формы и в предусмотренном Федеральными законами порядке. Исходя из этого, пенсионный орган не рассматривал изложенную в обращении просьбу Леоновой С.С. и не выносил решения об отказе в назначении пенсии. Обусловленные указанным обстоятельством выводы суда об отказе в иске также являются верными.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, фактически являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку, с которой суд кассационной инстанции соглашается.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 1 августа 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 17 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Леоновой Светланы Сергеевны, действующей в интересах несовершеннолетнего Л. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.