Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Жуленко Н.Л, судей Татаринцевой Е.В. и Симон Н.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 02RS0003-01-2022-003967-16 по иску Черных Галины Алексеевны, действующей в интересах недееспособной ФИО1, к администрации муниципального образования "Майминский район" о признании отказа во внеочередном предоставлении жилого помещения незаконным, обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма
по кассационной жалобе Черных Г.А, действующей в интересах недееспособной ФИО1, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 23 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Татаринцевой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Черных Г.А, действующая в интересах недееспособной ФИО1, обратилась в суд с учетом уточненного искового заявления к администрации муниципального образования "Майминский район" о признании распоряжения главы администрации муниципального образования "Майминский район" от 28 апреля 2023 г. об исключении ФИО1 из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории "Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов", со ссылкой на подпункт 5 пункта 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации и отказ во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма и дополнительной жилой площади незаконными и их отмене, возложении обязанности восстановить ФИО1 в очереди с даты постановки на учет с 13 марта 2015 г. N и предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма площадью не ниже установленных норм, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам с учетом права на дополнительную площадь.
В обоснование иска указала, что ФИО1 имеет право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке, поскольку состоит на учете по категории "Инвалиды и семьи с детьми инвалидами" и является инвалидом "данные изъяты". Однако ответчик своих обязанностей по предоставлению жилого помещения не исполняет. Решением суда ФИО1 признана недееспособной, возможности обеспечить себя жилым помещением у нее нет. 13 марта 2015 г. она была поставлена на учет под N на получение жилья, однако на сегодняшний день исключена из очереди со ссылкой на подпункт 5 пункта 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. Данные действия ответчика истец считает незаконными, в связи с чем, просит удовлетворить заявленные требования.
Решением Майминского районного суда Республики Алтай от 24 мая 2023 г. исковые требования Черных Г.А, действующей в интересах недееспособной ФИО1, удовлетворены.
Признаны незаконными распоряжение главы администрации муниципального образования "Майминский район" от 28 апреля 2023 г. об исключении ФИО1 из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в категории "Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов", со ссылкой на подпункт 5 пункта 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, отказ за N от 1 ноября 2022 г. администрации муниципального образования "Майминский район" во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма и дополнительной жилой площади, отменены.
На администрацию муниципального образования "Майминский район" возложена обязанность восстановить ФИО1 в очереди с даты постановки на учет, с 13 марта 2015 г, под номером очереди N.
На администрацию муниципального образования "Майминский район" возложена обязанность предоставить ФИО1 во внеочередном порядке жилое помещение в "адрес" по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, с учетом права ФИО1 на дополнительную жилую площадь.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 23 августа 2023 г. решение Майминского районного суда Республики Алтай от 24 мая 2023 г. отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Черных Г.А, действующей в интересах недееспособной ФИО1, отказано.
В кассационной жалобе Черных Г.А, действующей в интересах недееспособной ФИО1, изложена просьба об отмене постановления суда апелляционной инстанции, как незаконного, принятого с нарушением норм материального и процессуального права.
Кассатор, ссылаясь на доводы, аналогичные доводам иска, полагает, что ФИО1 не могла быть снята с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку на момент постановки на учёт в качестве нуждающейся она имела право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке.
На кассационную жалобу администрацией муниципального образования "Майминский район" поданы возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных в законе оснований для отмены обжалуемого судебного постановления не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1, родившаяся ДД.ММ.ГГГГ, является инвалидом "данные изъяты" бессрочно, что подтверждается справкой ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Алтай" от ДД.ММ.ГГГГ
Решением Майминского районного суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим с законную силу ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 признана недееспособной.
Приказом заместителя директора КУРА "Управление социальной поддержки населения Майминского района" от ДД.ММ.ГГГГ N Черных Г.А. назначена опекуном совершеннолетней недееспособной ФИО1 Место жительство недееспособной определено по "адрес".
Распоряжением главы Администрации МО "Майминский район" от 13 марта 2015 г. N ФИО1 поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по льготному списку "Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов" составом семьи 1 человек.
Распоряжением главы администрации МО "Майминский район" 22 сентября 2021 г. N (в редакции от 19 августа 2022 г. N) ФИО1 бесплатно в собственность предоставлен земельный участок с кадастровым N площадью 1000 кв.м для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: "адрес", составлен акт приема-передачи земельного участка.
26 августа 2022 г. зарегистрировано право собственности ФИО1 на земельный участок, о чем внесены сведения в Единый государственный реестр недвижимости (л.д. 48-49).
ФИО1 обратилась в Администрацию Майминского района с заявлением о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.
По результатам рассмотрения заявления администрацией муниципального образования "Майминский район" ФИО1 1 ноября 2022 г. дан ответ N об отсутствии возможности внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Распоряжением главы администрации МО "Майминский район" 28 апреля 2023 г. N ФИО1 исключена из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий "Инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов", на основании пункта 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, о чем 3 мая 2023 г. ФИО1 направлено уведомление (л.д. 64-65).
Считая, что имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378, неправомерность исключения из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий "Инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов", неправомерность отказа во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, ФИО1 в лице представителя обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьёй 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 817, исходил из того, что предоставление ФИО1 в собственность земельного участка не является основанием для исключения ее из списка лиц, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма, указав, что ФИО1 подлежала исключению из указанного списка только в случае обеспечения её жилым помещением.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай не согласилась с принятым судом первой инстанции решением.
Отменяя решение районного суда, суд апелляционной инстанции указал, что поскольку ФИО1, принятой на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях 13 марта 2015 г, то есть после 17 июня 2011 г, в целях улучшения жилищных условий предоставлен в собственность бесплатно земельный участок площадью 1 000 кв.м для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: "адрес", нуждаемость ФИО1 в улучшении жилищных условий утрачена, основания для дальнейшего нахождения на жилищном учете отсутствуют, у администрации МО "Майминский район" имелись основания в соответствии с положениями статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации для снятия ФИО1 с жилищного учета, в связи с чем распоряжение администрации МО "Майминский район" от 28 апреля 2023 г. об исключении ФИО1 из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, законно и отмене не подлежит.
Суд второй инстанции также указал, что поскольку ФИО1 в настоящее время на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как лицо, страдающее тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, в администрации муниципального образования "Майминский район" в соответствии со статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации не состоит, не признавалась малоимущей в установленном законом порядке, согласно справке администрации МО "Майминское сельское поселение" от 23 мая 2023 г. N ФИО1, родившаяся ДД.ММ.ГГГГ, проживает в жилом доме площадью 148, 1 кв.м, расположенном в "адрес", вместе с дочерью - Черных Г.А, родившейся ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО2, родившейся ДД.ММ.ГГГГ, отсутствием документов о предоставлении данного жилого помещения на возмездной основе, с учётом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации пришёл к выводу об отказе в удовлетворении заявленного иска.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции обоснованными.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 Федерального закона 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем статья 17 указанного Федерального закона поименована как "Обеспечение инвалидов жилой площадью" и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В пункте 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за январь - июль 2014 г, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 1 сентября 2014 г, разъяснено, что первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
Данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.
С учетом изложенного по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей, а также иных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 20 июля 2023 г. N 2117-О, исходя из системного анализа статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной на поддержку не всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а именно тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в улучшении жилищных условий.
В соответствии со статьёй 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В целях реализации названных конституционных положений (статья 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации) в части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном данным кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма изложены в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьёй 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев (часть 1).
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно этой норме гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На момент постановки на учет ФИО1 в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий действовало постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378, пунктом 3 которого заболевание истца ("данные изъяты") было отнесено к перечню тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
С 1 января 2018 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2017 г. N 859 постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 признано утратившим силу.
Приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 г. 987н утвержден перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, в который не включено заболевание, которым страдает ФИО1
Таким образом, с учётом предоставления бесплатно в собственность ФИО1 как инвалиду, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, 22 сентября 2021 г. земельного участка площадью 1 000 кв.м по адресу: "адрес", для ведения личного подсобного хозяйства, отсутствия в настоящее время у неё оснований для состояния на учёте в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, суд апелляционной инстанции пришёл к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Изложенные в кассационной жалобе суждения не содержат обстоятельств, которые не проверены и не учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и повлияли бы на обоснованность и законность судебного акта, поэтому не могут служить поводом для его отмены.
Несогласие подателя жалобы с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судом апелляционной инстанции доказательств, иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является надлежащим мотивом для отмены судебного акта в суде кассационной инстанции.
Правовые основания для переоценки доказательств, ставших предметом исследования предыдущих судебных инстанций, у кассационной инстанции отсутствуют.
При оценке судом апелляционной инстанции доказательств нарушения требований статьей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации допущено не было. Выводы суда мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушениях норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможна защита прав, свобод и законных интересов заявителя.
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Как неоднократно разъяснялось Конституционным Судом Российской Федерации в ряде определений, данные нормы права, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы и отмены оспариваемого судебного постановления.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 23 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Черных Г.А, действующей в интересах недееспособной ФИО1, - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.