Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N24RS0029-01-2022-000595-56 (2-93/2023) по иску Антонова Станислава Сергеевича к Отделению Министерства внутренних дел России по Козульскому району, Главному управлению Министерства внутренних дел России по Красноярскому краю о взыскании денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, процентов, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Антонова Станислава Сергеевича на заочное решение Козульского районного суда Красноярского края от 15 июня 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 6 сентября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Антонов С.С.обратился в суд с иском к Отделению Министерства внутренних дел России по Козульскому району (далее- ОМВД по Козульскому району), Главному управлению Министерства внутренних дел России по Красноярскому краю (далее- ГУ МВД России по Красноярскому краю) о взыскании денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, процентов, компенсации морального вреда.
В обосновании исковых требований указал, что проходит службу в Отделении МВД России по Козульскому району в должности оперуполномоченного отделения уголовного розыска с 1 января 2020 г.
Согласно табелю учета рабочего времени по состоянию на конец июля 2022 года им выполнялись обязанности в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в количестве 120 часов.
14 октября 2022 г. им был подготовлен рапорт с просьбой выплатить денежную компенсацию за выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
В ответе от 10 ноября 2022 г. на его рапорт было указано, что выплата в 2022 году может осуществляться только за счет экономии фонда денежного довольствия. Ему было предложено реализовать право на компенсацию за привлечение к выполнению обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в виде дополнительных дней отдыха.
Истец считает данную позицию нарушением его прав.
Просил суд с учетом уточненных исковых требований взыскать с ответчика в его пользу денежную компенсацию за выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в размере 30322, 11 руб., компенсацию за задержку выплаты денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в размере 2820, 29 руб, компенсацию морального вреда в размере 30322, 11 руб.
Заочным решением Козульского районного суда Красноярского края от 15 июня 2023 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии погражданским делам Красноярского краевого суда от 6 сентября 2023 г. заочное решение Козульского районного суда Красноярского края от 15 июня 2023 г, оставлено без изменения.
Антонов С.С. обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос оботмене судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права.
В обосновании доводов кассационной жалобы указал, что судами допущена подмена понятий, поскольку использование им дополнительных дней к отпуску за ненормированный служебный день не должно лишать его права на предоставление компенсации за выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в 2022 году в количестве 120 часов. О том, что данные дни им не были использованы, подтверждается справкой отдела кадров ОМВД России по Козульскому району от 26 июня 2023 г.
Отделением МВД России по Козульскому району относительно доводов кассационной жалобы представлены письменные возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на кассационную жалобу, поданных ответчиком, судебная коллегия погражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы истца.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Антонов С.С. на основании контракта о прохождении службы в органах внутренних дел РФ от 1 сентября 2013 г. был принят на должность оперуполномоченного отдела уголовного розыска отдела полиции N МУ МВД России "Красноярское".
Приказом от 27 декабря 2019 г. N л/с он был переведен с 1 января 2020 г. на должность оперуполномоченного отделения уголовного розыска ОМВД России по Козульскому району. С ним было заключено дополнительное соглашение к контракту.
Пунктом 11 должностного регламента (должностной инструкции) оперуполномоченного отделения уголовного розыска Отделения МВД России по Козульскому району, утвержденному 21 сентября 2021 г, предусмотрено, что оперуполномоченному отделения УР устанавливается ненормированный служебный день.
Из п.38 Правил внутреннего служебного распорядка территориальных органов МВД России на районном уровне Красноярского края (Приложение N1 к приказу ГУ МВД России по Красноярскому краю от 26 сентября 2018 г. N) следует, что сотрудники органов внутренних дел в случае необходимости могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Согласно п.41 указанных Правил выполнение сотрудником служебных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни компенсируется предоставлением ему отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Приказами ОМВД России по Козульскому району от 10 января 2022 г. N, от 3 марта 2022 г. N, от 31 марта 2022 г. N, от 29 июня 2022 г. N, от 29 июля 2022 г. N, от 30 августа 2022 г. N, от 30 сентября 2022 г. N истец привлекался к несению службы, в связи с чем образовались часы переработки за период с 1 января 2022 г. по 30 сентября 2022 г. в количестве 120 часов.
14 октября 2022 г. Антонов С.С. обратился на имя начальника Отдела МВД России по Козульскому району с рапортом о выплате денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни за период с 1 января 2022 г. по 30 сентября 2022 г, на который ему был дан ответ об отказе в выплате указанной денежной компенсации.
Антонов С.С, полагая, что за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, вправе получить денежную компенсацию, не согласившись с отказом в оплате фактически отработанного им сверх нормальной продолжительности служебного времени, обратился в суд с вышеуказанным иском.
С целью установления возможности предоставления денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх нормальной установленной продолжительности служебного времени, в выходные и не рабочие праздничные дни в размере 120 часов в 2022 году, ОМВД России по Козульскому району в адрес Центра финансового обеспечения главного управления МВД России по Красноярскому краю был направлен запрос, из ответа на который следует, что в текущем году лимиты бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия сформированы в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 6 августа 2015 г. N810 "О порядке формирования фонда денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" и предусматривают только расходы на выплаты, входящие в состав денежного довольствия: оклад денежного содержания; ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет); ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы; ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей; ежегодная материальная помощь; поощрительные выплаты за особые достижения в службе; надбавка к должностному окладу за выполнение заданий непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время; районные коэффициенты и процентные надбавки к денежному довольствию.
Из ответа также следует, что другие выплаты, установленные Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и иными нормативные правовыми актами Российской Федерации (оплата за временное исполнения обязанностей по вышестоящей должности; доплата за совмещения обязанностей; компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни; выплата сохраненного оклада; компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении; надбавка за шифровальную работу; "юридическая надбавка"), могут осуществляться только за счет экономии по доведенному фонду денежного довольствия. Поскольку в настоящее время реализация права сотрудника на компенсацию за привлечение к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни возможна только в виде дополнительных дней отдыха, предложено компенсацию за выполнение служебных обязанности сверх нормальной установленной продолжительности служебного времена в выходные и не рабочие праздничные дни в размере 120 часов в 2022 году использовать дополнительными днями отдыха.
Разрешая заявленные требования, установив, что истец ранее 14 октября 2022 г. к руководителю Отделения с соответствующим рапортом о выплате денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и не рабочие праздничные дни не обращался, что выплата денежной компенсации в силу норм специального законодательства является правом, а не обязанностью ответчика и производится в пределах сформированного фонда денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел РФ, который предусматривает только расходы на выплаты, входящие в состав денежного довольствия, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что право истца на предусмотренную законом указанную денежную компенсацию не влечет за собой безусловную обязанность ответчика по ее выплате.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, дополнительно отметив, что сотрудник органов внутренних дел имеет возможность реализовать свое право на предоставление ему компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни либо на выплату по его просьбе денежной компенсации вместо предоставления дополнительных дней отдыха. При этом выплата такой компенсации является правом руководителя и производится по его решению в пределах фонда денежного довольствия.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судом первой и апелляционной инстанции нормы материального права применены правильно.
Отношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел; нормативными правовыми актами Президента РФ; нормативными правовыми актами Правительства РФ; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в ч.1 ст.3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N342-ФЗ, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.
Согласно ч.2 ст.53 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N342-ФЗ нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю.
Согласно ч.6 ст.53 этого же Федерального закона сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Приказом МВД России от 1 февраля 2018 г. N50 утвержден Порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, а также предоставление сотрудникам дополнительных дней отпуска.
Согласно п. 274 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации в случае служебной необходимости сотрудники могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни с предоставлением сотрудникам компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности.
Продолжительность выполнения сотрудником служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени определяется исходя из продолжительности выполнения сотрудником служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности ежедневной службы, а при суммированном учете служебного времени - сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за учетный период (п. 283 Порядка).
Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха (п. 284 Порядка).
Компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к основному или дополнительному отпуску в текущем году либо в течение следующего года (п. 285 Порядка).
Таким образом, п.п. 274 - 276, 284 - 285 Порядка организации прохождения службы установлен механизм и определено право уполномоченного руководителя органа внутренних дел на привлечение сотрудника к исполнению служебных обязанностей в выходные дни и предоставление дополнительных дней отдыха за это.
Обязанность уполномоченного руководителя согласовывать с сотрудником как привлечение к службе, так и ее компенсацию в виде дня отдыха не предусмотрена. Исключением является невозможность предоставления такого отдыха в другие дни недели. В этом случае время выполнения служебных обязанностей в выходные дни за отчетный период суммируется, и они предоставляются по желанию сотрудника и могут быть присоединены к основному или дополнительному отпуску в текущем году либо в течение следующего года.
Пункты 284, 290 и 293 Порядка организации прохождения службы определяют механизм предоставления сотруднику органов внутренних дел дополнительных суток отдыха либо денежной компенсации в случае привлечения к исполнению служебных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, и направлены на реализацию права на отдых, предусмотренного для лиц, проходящих службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
Денежная компенсация выплачивается сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте. Дополнительное время отдыха или дополнительные дни отдыха также предоставляются на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником).
Рапорт с резолюцией руководителя (начальника), указанного в п. 290 настоящего Порядка, доводится до сведения сотрудника и передается ответственному за ведение табеля (п. 291).
С учетом положения п. 292 Порядка, который предусматривает, что самовольное использование сотрудником дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни не допускается, положение п. 290 Порядка направлено на соблюдение баланса частных (сотрудника органов внутренних дел) и публичных интересов (руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел).
Вопросы выплаты денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни регулируются разделом IX Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31 марта 2021 г. N 181 (далее также - Порядок обеспечения денежным довольствием).
В соответствии с п. 61 указанного порядка сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя (начальника), наделенного правом принимать решение о предоставлении сотруднику отпуска, вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Согласно п. 63 Порядка обеспечения денежным довольствием количество дней, за которые в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым законодательством Российской Федерации продолжительности сверхурочной работы за год. При этом в названном пункте дана ссылка на ст. 99 Трудового кодекса Российской Федерации (указанный пункт утратил силу на основании Приказа МВД России от 18 мая 2023 г. N 313).
Продолжительность сверхурочной работы по общему правилу не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (часть шестая статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации).
На основании приказа руководителя, издаваемого по результатам учета времени привлечения сотрудников к выполнению служебных обязанностей в ночное время, в нерабочие праздничные дни по графику сменности в пределах нормальной продолжительности служебного времени за учетный период, сотрудникам производится компенсационная выплата (п. 65 Порядка обеспечения денежным довольствием). Компенсационная выплата, указанная в п. 65 названного порядка, производится за каждый час работы в соответствующих условиях в следующих размерах: в нерабочие праздничные дни - одинарной часовой ставки (п.п. 66 и 66(1) Порядка обеспечения денежным довольствием).
Из приведенных законоположений, регулирующих порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, следует, что привлечение к такой работе сотрудника органов внутренних дел компенсируется предоставлением ему дней отдыха. Выплата денежной компенсации вместо дней отдыха возможна только по рапорту сотрудника органов внутренних дел, который самостоятельно и по своему усмотрению определяет свою позицию.
Доказательств того, что истец обращался к руководству о предоставлении дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени и такие рапорты не были удовлетворены, материалы дела не содержат.
Судами правильно учтено, что ответчиком было предложено истцу использовать дни отдыха в качестве компенсации за сверхурочную работу и работу в праздничные дни, однако, как следует из пояснений истца, с рапортом о предоставлении ему дней отдыха он не обращался, поскольку знал о том, что будет обращаться в суд с иском о взыскании денежной компенсации за сверхурочную работу и работу в праздничные дни.
Кроме того, судами было установлена невозможность выплаты денежной компенсации с учетом особенностей финансирования системы органов МВД.
Установив, что отказом в выплате денежной компенсации за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, права истца не нарушены, суд пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Выводы судов соответствуют положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, сделаны на основании совокупности проанализированных судом доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение по делу.
Доводы кассатора о наличии у него права на получение денежной компенсации вместо дней отдыха, повторяют доводы иска, доводы апелляционной жалобы, являлись предметом правовой оценки суда первой и апелляционной инстанции, не согласиться с выводами которых, у суда кассационной инстанции оснований не имеется.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (постановления от 6 июня 1995 г. N 7-П, от 18 марта 2004 г. N 6-П и от 21 марта 2014 г. N 7-П, определения от 21 декабря 2004 г. N 460-О, от 16 апреля 2009 г. N 566-О-О, от 25 ноября 2010 г. N 1547-О-О и др.).
Спецификой профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел предопределяется право федерального законодателя вводить особые правила поступления на службу в органы внутренних дел, ее прохождения и прекращения служебных отношений с учетом задач, стоящих перед органами внутренних дел, принципов их организации и функционирования, при условии обеспечения баланса между конституционно защищаемыми ценностями, публичными и частными интересами и с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости, равенства и соразмерности (постановление от 12 января 2018 г. N 2-П).
В силу ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, нормы трудового законодательства применяются в случаях, не урегулированных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами, регламентирующими данные правоотношения.
Трудовой кодекс Российской Федерации в ч. 7 ст. 11 установил, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
При этом положения Трудового кодекса Российской Федерации в части оплаты труда не применимы к оспариваемым правоотношениям, поскольку, в силу ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, регулируются поименованным федеральным законом, а также изданными в целях его исполнения ведомственными нормативными правовыми актами МВД России. Следовательно, как верно учтено судами, указанными нормами предусмотрено субсидиарное применение норм трудового законодательства и законодательства о государственной службе к отношениям, связанным со службой в органах внутренних дел.
Положения ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
В связи с изложенным судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы истца не имеется, поскольку судами нормы материального права истолкованы и применены правильно.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия погражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
заочное решение Козульского районного суда Красноярского края от 15 июня 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 6 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Антонова Станислава Сергеевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.