Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Умысковой Н.Г.
судей Даниловой О.Н. и Нестеренко А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 24RS0056-01-2021-004200-16 по иску Красноярского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Красноярска, Департаменту городского хозяйства администрации г.Красноярска, муниципальному предприятию г. Красноярска "Специализированное автотранспортное предприятие", МП г.Красноярска "ДРСП Ленинского района" о признании незаконными действий, возложении обязанности
по кассационной жалобе администрации г. Красноярска на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 9 декабря 2023 г. и FORMTEXT \s, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 4 сентября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Даниловой О.Н, выслушав пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлова А. А, возражавшего относительно удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Красноярский природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации г. Красноярска, Департаменту городского хозяйства администрации Красноярска, МП "САТП", МП г. Красноярска "ДРСП Ленинского района" о признании незаконными действий, возложении обязанности.
Требования мотивировал тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения Распоряжения администрации г.Красноярска N 101-гх от 1 ноября 2017 г. "Об определении и подготовке мест размещения площадок временного складирования снега, убираемого с территории общего пользования в г.Красноярске на зимние периоды 2017-2019 годы", по результатам которой установлены факты несоблюдения ответчиками законодательства об охране окружающей среды, а именно: на земельных участках, выделенных для организации площадок для временного сбора снега, отсутствует твердое водонепроницаемое покрытие, а также отсутствует обваловка по периметру площадки, что не соответствует требованиям п. 34 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. Муниципальные предприятия г.Красноярска, осуществляющие эксплуатацию мест размещения площадок временного складирования снега, убираемого с территории общего пользования в г.Красноярск при проведении работ, связанных с содержанием автомобильных дорог общего пользования используют противогололедные реагенты, которые вместе с отходами от зимней уборки улиц, загрязненным снегом попадают в места размещения площадок временного складирования снега. Данное обстоятельство создает угрозу экологической безопасности окружающей среды.
Уточнив требования, истец просил признать незаконным складирование загрязненных снежных масс, образующихся в результате уборки улично-дорожной сети г. Красноярска в местах размещения площадок временного складирования снега, убираемого с территорий общего пользования в г.Красноярске, расположенных по следующим адресам: 1) земельный участок по ул.Цимлянская, в районе бывшего карьера "Спарк-01"; 2) земельный участок в районе д.3 "г" по ул.Уярская; 3) земельный участок бывшего песчаного карьера в районе кладбища "Шинников"; 4) земельный участок с северо-западной стороны СНТ "Мечта-2" (бывший полигон "Сибтяжмаш"; 5) земельный участок с юго-восточной стороны СНТ N 1 завода "Сибэлектросталь" (бывший полигон завода "Сибэлектросталь" в отсутствие площадок, соответствующих санитарно-эпидемиологическому законодательству; возложить на администрацию г.Красноярска, ДГХ администрации Красноярска, МП "САТП", МП г.Красноярска "ДРСП Ленинского района" обязанность привести в соответствие с действующим законодательством места размещения площадок временного складирования снега, убираемого с территорий общего пользования в г. Красноярске, расположенных по вышеуказанным адресам, в том числе: путем обеспечения наличия на поверхностях площадок водонепроницаемого покрытия и осуществления обваловки сплошным земляным валом в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решением Центрального районного суда г. Красноярска от 9 декабря 2023 г, оставленным без изменения FORMTEXT \s, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 4 сентября 2023 г, исковые требования удовлетворены частично.
Признано незаконным складирование загрязненных снежных масс, образующихся в результате уборки улично-дорожной сети г. Красноярска в местах размещения площадок временного складирования снега, убираемого с территорий общего пользования в г.Красноярске, расположенных по следующим адресам: земельный участок по ул. Цимлянская, в районе бывшего карьера "Спарк-01", земельный участок бывшего песчаного карьера в районе кладбища "Шинников", земельный участок с юго-восточной стороны СНТ N 1 завода "Сибэлектросталь" (бывший полигон завода "Сибэлектросталь" в отсутствие площадок, соответствующих санитарно-эпидемиологическому законодательству.
Возложена на администрацию г. Красноярска, Департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска, МП "САТП" МП г. Красноярска, МП г. Красноярска "ДРСП Ленинского района" обязанность места размещения площадок временного складирования снега, убираемого с территорий общего пользования в г.Красноярске, расположенных по следующим адресам: земельный участок по ул. Цимлянская, в районе бывшего карьера "Спарк-01", земельный участок в районе д. 3 по ул.Уярская, земельный участок бывшего песчаного карьера в районе кладбища "Шинников", земельный участок с северо-западной стороны СНТ "Мечта-2" (бывший полигон "Сибтяжмаш", земельный участок с юго-восточной стороны СНТ N 1 завода "Сибэлектросталь" (бывший полигон завода "Сибэлектросталь" привести в соответствие с действующим законодательством, а именно: обеспечить наличие на поверхностях площадок водонепроницаемого покрытия, провести обваловку сплошным земляным валом в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В кассационной жалобе администрация г. Красноярска просит судебные постановления отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование доводов жалобы указывает, что администрация г. Красноярска является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку именно Департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска является самостоятельным органом местного самоуправления, наделенным администрацией г. Красноярска полномочиями в сфере решения вопросов, связанных с организацией мероприятий по охране окружающей среды на территории г. Красноярска. Лица, ответственные за содержание спорных площадок определены распоряжением администрации г. Красноярска N 101-гх от 0.11.2017. Земельные участки с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, N с видом разрешенного использования "коммунальное обслуживание" относятся к неразграниченной государственной собственности. Выделение бюджетных средств для обустройства территорий снегоотвалов будет иметь признаки нецелевого использования бюджетных средств. Считает, что заявленный установленный решением срок переоборудования снегоотвалов в шесть месяцев с момента вступления в силу решения суда является заведомо неисполнимым, учитывая возможность проведения работ только в летний период и необходимость организации и проведения конкурсных процедур для размещения муниципального заказа.
В судебном заседании прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлов А. А. возражал относительно удовлетворения кассационной жалобы.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, законность обжалуемых судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Судебными инстанциями установлено и из материалов дела следует, что распоряжением администрации г.Красноярска N 101-гх от 1 ноября 2017 г, подписанным первым заместителем главы г.Красноярска руководителем Департамента городского хозяйства, с учетом изменений от 16 октября 2019 г, в целях обеспечения своевременной очистки территорий общего пользования в г. Красноярске (автомобильных дорог, улиц, парков, скверов, площадей и иных территорий) в период интенсивных снегопадов определены места размещения площадок временного складирования снега, убираемого с территорий общего пользования в г.Красноярске на зимние периоды 2017-2023 г.г. в соответствии перечнем, согласно приложению. Также определено муниципальным предприятиям г.Красноярска "САТП", "ДРСП Ленинского района", "ДРСП "Левобережное" обеспечить подготовку мест размещения площадок временного складирования снега, для чего произвести очистку земельных участков, определенных под площадки, и прилегающих к ним территорий, выравнивание и обваловывание площадок по периметру, установку в местах размещения площадок знаков с информацией о недопустимости складирования отходов на их территории, оборудование площадок шлагбаумами, а также возложена обязанность осуществлять систематический контроль состояния территории площадок временного складирования снега в летне-осенний период, не допускать их захламления, ежегодно до 01 июля производить очистку площадок от мусора путем вывоза его на специализированные объекты размещения отходов.
В перечне, приложенном к данному распоряжению, в качестве мест размещения площадок указаны: земельный участок по ул. Цимлянская, в районе бывшего карьера "Спарк-01" (ответственный МП г.Красноярска "САТП"); земельный участок в районе д. 3 по ул.Уярская (ответственный МП г.Красноярска "САТП"); земельный участок бывшего песчаного карьера в районе кладбища "Шинников" ответственный МП "ДРСП Ленинского района"); земельный участок с северо-западной стороны СНТ "Мечта-2" (бывший полигон "Сибтяжмаш" (ответственный МП г.Красноярска "САТП"); земельный участок с юго-восточной стороны СНТ N 1 завода "Сибэлектросталь" (бывший полигон завода "Сибэлектросталь" (ответственный МП г.Красноярска "САТП").
Согласно распоряжению администрации г.Красноярска N 101-гх от 1 ноября 2017 г. были образованы и поставлена на государственный кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами: N (земельный участок по ул. Цимлянская, в районе бывшего карьера "Спарк-01"), N (земельный участок в районе д. 3 "Г" по ул.Уярская), N (земельный участок бывшего песчаного карьера в районе кладбища "Шинников"), N (земельный участок с северо-западной стороны СНТ "Мечта-2"), N (земельный участок с юго-восточной стороны СНТ N 1 завода "Сибэлектросталь"), Указанные выше земельные участки относятся к неразграниченной государственной собственности.
Красноярской природоохранной прокуратурой совместно с Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края проведена проверка в деятельности администрации г. Красноярска и подведомственных ей учреждений в части организации и эксплуатации мест размещения площадок временного складирования снега, убираемого с территорий общего пользования в г. Красноярске. В ходе данной проверки установлено, что на земельных участках, отведенных для размещения площадок временного складирования снега, за исключением земельного участка в районе д. 3 "Г" по ул.Уярская и земельного участка с северо-западной стороны СНТ "Мечта-2" (бывший полигон "Сибтяжмаш"), отсутствует твердое водонепроницаемое покрытие, а также отсутствует обваловка по периметру площадки, что не соответствует требованиям п. 34 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г.
В соответствии с информационным письмом МКУ г.Красноярска "УДИБ" от 20 января 2021 г. в целях устранения зимней скользкости и обеспечения безопасных дорожных условий на улично-дорожной сети г.Красноярска применяются следующие материалы: песчано-щебеночная смесь, песок природный 2 класса, соль каменная техническая (концентрам минеральный - галит), а также многокомпонентный ПГМ. Согласно паспорту безопасности химической продукции, приложенному к данному письму, противогололедный реагент "ХКНМ" (хлористый кальций натрий модифицированный) обладает следующей характеристикой опасности: продукция умеренно опасная по степени воздействия на организм в соответствии с ГОСТ 12.1.007-76, может вызвать механическое раздражение слизистой оболочки глаз, при длительном контакте с кожей может вызвать слабое раздражение, может загрязнять объекты окружающей среды.
Согласно Положению о департаменте городского хозяйства администрации г. Красноярска, утвержденному распоряжением администрации г. Красноярска от 1 июля 2011 г. N 84-р, задачами Департамента являются организация благоустройства и озеленения территории города, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории города, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах города в соответствии с действующим законодательством.
В целях осуществления мониторинга, координации, организации планирования и анализа финансово-экономической деятельности муниципальных предприятий и учреждений ЖКХ и обеспечения их нормального функционирования, эффективного использования бюджетных средств и резервов производства Департамент координирует деятельность муниципальных предприятий, в том числе деятельность МП "САТП" г.Красноярска, МП г.Красноярска "ДРСП Ленинского района", последние привлечены к исполнению обязанностей по содержанию улично-дорожной сети г.Красноярска в соответствии с техническими заданиями, в том числе в части зимней уборки улично-дорожной сети, включающей в себя погрузку и вывоз снега (скола), очистку земельных участков, определенных под временные площадки для хранения снега от мусора, на основании муниципальных контрактов от 16 июня 2020 г, 26 ноября 2020 г, от 25 декабря 2020 г, следовательно, имеют непосредственное отношение к эксплуатации мест размещения данных отходов.
Разрешая спор, руководствуясь положениями статей 4, 11, 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статей 8, 12, 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г..N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статей 11, 12, 39, 21, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г..N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, приказа Росприроднадзора от 22 мая 2017 года N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов", санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г, суд первой инстанции указал, что обеспечение соблюдения санитарных норм и правил относится к полномочиям органов местного самоуправления, действующее законодательство не предполагает освобождение органов местного самоуправления от участия в реализации публичных правомочий по организации в границах муниципального образования мест для складирования снега, собранного при уборке территории города в зимний период.
Поскольку размещение отходов на территории, не оборудованной для этих целей, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований о признании незаконным складирования загрязненных снежных масс, образующихся в результате уборки улично-дорожной сети г..Красноярска в местах размещения площадок временного складирования снега, убираемого с территорий общего пользования в г..Красноярске, расположенных по следующим трем адресам (из пяти заявленных): земельный участок по ул. Цимлянская, в районе бывшего карьера "Спарк- 01"; земельный участок бывшего песчаного карьера в районе кладбища "Шинников"; земельный участок с юго-восточной стороны СНТ N 1 завода "Сибэлектросталь" (бывший полигон завода "Сибэлектросталь").
Отказывая в удовлетворении требований о признании незаконным складирования загрязненных снежных масс на земельных участках в районе д. 3 "г" по ул. Уярская и земельного участка с северо-западной стороны СНТ "Мечта-2" (бывший полигон "Сибтяжмаш"), суд исходил из того, что доказательств, подтверждающих, что на данных участках ответчиками производилось складирование снежных масс истцом не представлено и судом в ходе рассмотрения дела не установлено.
Удовлетворяя исковые требования о возложении обязанности на ответчиков обеспечить на поверхности заявленных прокурором пяти площадок водонепроницаемого покрытия и провести обваловку сплошным земляным валом, суд также указал, что в полномочия Департамента городского хозяйства администрации Красноярска входит организация деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, из чего можно сделать вывод о том, что обязанность по организации деятельности по оборудованию мест складирования загрязненных снежных масс, образующихся в результате уборки улично-дорожной сети г. Красноярска, также является прерогативной данного органа муниципальной власти. При этом, на МП "САТП" МП г. Красноярска и МП г. Красноярска "ДРСП Ленинского района" распоряжением администрации г. Красноярска N 101-гх от 1 ноября 2017 г. возложена обязанность оборудовать площадки складирования снега, убираемого с территории общего пользования в г. Красноярске.
Определяя срок, необходимый для исполнения возлагаемой обязанности, в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу, суд первой инстанции принял во внимание, что данный период времени является разумным, обязанность ответчиков по приведению площадок для временного складирования снега в соответствие с нормами СанПиН возникла еще до обращения Красноярского природоохранного прокурора в суд с настоящим иском.
Суд апелляционной инстанции согласился выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, проверяя в пределах доводов кассационной жалобы законность оспариваемых судебных постановлений, не имеет оснований для их отмены, поскольку выводы судов основаны на нормах действующего законодательства и фактических обстоятельствах дела.
Отклоняя доводы о том, что администрация города Красноярска является ненадлежащим ответчиком по делу, суд первой инстанции обоснованно указал, что обеспечение соблюдения санитарных норм и правил относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" следует, что за земельные участки, расположенные на территории городского округа, отвечает орган местного самоуправления такого округа, который среди прочего несет обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти участки.
Доводы кассационной жалобы о том, что лица, ответственные за содержание спорных площадок определены распоряжением администрации г. Красноярска N 101-гх от 1 ноября 2017 г, не могут быть основанием для освобождения органа местного самоуправления от участия в реализации публичных правомочий по организации в границах муниципального образования мест для складирования снега, собранного при уборке территории города в зимний период, отвечающих требованиям санитарных правил, в целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду. Непринятие указанных мер, и как следствие, размещение отходов на территории, не оборудованной для этих целей, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
Иные доводы жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судами при рассмотрении дела и имеют юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияют на обоснованность и законность решения, либо опровергают выводы судов, в связи с чем являются несостоятельными.
В целом доводы кассационной жалобы были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанции, отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, а потому не могут повлечь отмену судебных постановлений применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование к ним положений закона не означают допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, не свидетельствуют о существенных нарушениях судом норм права, повлиявших на исход дела.
Таким образом, обжалуемые судебные акты являются законными, обоснованными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Красноярска от 9 декабря 2023 г. и FORMTEXT \s, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 4 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Красноярска - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Г. Умыскова
Судьи О.Н. Данилова
А.О. Нестеренко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.