Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гордиенко А.Л, судей Благодатских Г.В, Шабаловой О.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN 04RS0018-01-2023-003238-16 по иску прокурора Баргузинского района Республики Бурятия, действующего в интересах неопределенного круга лицк Республиканскому агентству лесного хозяйства, Министерству природных ресурсов Республики Бурятия о понуждении ликвидировать свалку твердых бытовых отходов
по кассационной жалобе Республиканского агентства лесного хозяйства на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 15 августа 2023 г.и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 15 ноября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Шабаловой О.Ф, пояснения прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Волковой А.Г, возразившей против доводов жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Баргузинского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Республиканскому агентству лесного хозяйства Республики Бурятия (далее - РАЛХ), в котором просит обязать в срок не позднее 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда ликвидировать несанкционированную свалку путем освобождения земельного (лесного) участка в Усть-Баргузинском участковом лесничестве Усть-Баргузинского лесничества квартал 41, часть выделов 3, 10, 11 от отходов производства и потребления.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления, по результатам которой в границах МО ГП "п. Усть-Баргузин" выявлена несанкционированная свалка, размещение которой осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Проведенной проверкой установлено, что на землях государственного лесного фонда в квартале 41в части выделов 3, 10, 11 Усть-Баргузинского участкового лесничества Усть-Баргузинского лесничества размещены твердые коммунальные отходы площадью около 1966 кв.м. с географическими координатами 53°23?41" СШ 109°03?02" ВД.
Согласно заключению Бурятского филиала ФГБУ "Рослесинфорг"от 06.11.2020 N 829 указанная свалка находится на землях лесного фондав квартале 41 в части выделов 3, 10, 11 Усть-Баргузинского участкового лесничества Усть-Баргузинского лесничества. Состав мусора - отходыиз жилищ, бумага, картон, стекло, полиэтилен, пластмасса, коробки, одежда, бытовые товары, пищевые отходы, металл, стекло, дерево, резина, обувь, строительный мусор, опилки. Отходы размещены на ровной земле посреди лесного массива, мусор разбросан по всей площади неравномерно, имеются накопления высотой до 2 метров, местами мусор расположен одним слоем высотой 10-20 см. Границы несанкционированной свалки в целом проходят вдоль лесных насаждений и располагаются на очищенной от деревьев поляне. Сквозь несанкционированной свалки проходит грунтовая дорога. Ограждения отсутствуют, средства для ограничения мусора не установлены, шлагбаума или иных средств ограничения заезда на свалку нет. Признаков проведения работ по уходу за свалкой не выявлены. Согласно Паспорту объекта несанкционированного размещения отходов производства и потребления, данная несанкционированная свалка выявлена 15.06.2022.
15.06.2022 возбуждено дело об административном правонарушениии проведении административного расследования, по результатам расследования лица допустившие указанные нарушения не выявлены. Собственник указанных отходов не установлен. До настоящего времени Республиканским агентством лесного хозяйства меры по ликвидации несанкционированной свалки не приняты. Образование несанкционированной свалки на землях лесного фонда подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц, нарушаются права неопределенного круга лиц на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы их образу жизни, что в свою очередь влияет на достижение основных показателей национального проекта "Экология".
Определением суда от 30.06.2023 в качестве соответчика привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия, в качестве третьих лиц МО ГП "Усть-Баргузин".
Решением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 15.08.2023 исковые требования прокурора Баргузинского района Республики Бурятия удовлетворены частично.
На Республиканское агентство лесного хозяйства возложена обязанность принять меры по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, объемом 700 кв.м, расположенных на земельном участке в Усть-Баргузинском участковом лесничестве Усть-Баргузинского лесничества, квартал 41, часть выделов 3, 10, 11 от отходов производстваи потребления в течении двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 15.11.2023 указанное решение районного суда оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами Республиканское агентство лесного хозяйства обратилось в суд с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новое судебное постановление.
В обоснование кассационной жалобы приводит следующие доводы: судами были допущены нарушения норм процессуального и материального права; судами неверно определен надлежащий ответчик по делу; Республиканское агентство лесного хозяйства не является собственником земель лесного фонда, землепользователем, землевладельцем, арендатором лесных участков, право хозяйственного ведения и оперативного управления за ним не зарегистрировано; судами не принято во внимание то, что спорные лесные участки находятся в федеральной собственности.
Прокуратурой Республики Бурятия представлены письменные возражения на кассационную жалобу, в которых просит принятые по делу судебные постановления оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Кассационным судом в порядке главы 41 ГПК РФ проверена законность судебных актов.
Судами установлено и из материалов дела следует, что прокуратурой Баргузинского района Республики Бурятия проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере охраны окружающей среды, по результатам которой установлено следующее. В нарушение действующего законодательства на территории на землях государственного лесного фонда в квартале 41 в части выделов 3, 10, 11 Усть-Баргузинского участкового лесничества Усть-Баргузинского лесничества размещены твердые коммунальные отходы площадью около 1966 кв.м. с географическими координатами 53°23?41" СШ 109°03?02" ВД.
По заключению Бурятского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" N 829 от 06.11.2020 указанная свалка находится на землях лесного фонда в квартале 41 в части выделов 3, 10, 11 Усть-Баргузинского участкового лесничества Усть-Баргузинского лесничества. Состав мусора - отходы из жилищ, бумага, картон, стекло, полиэтилен, пластмасса, коробки, одежда, бытовые товары, пищевые отходы, металл, стекло, дерево, резина, обувь, строительный мусор, опилки. Отходы размещены на ровной земле посреди лесного массива, мусор разбросан по всей площади неравномерно, имеются накопления высотой до 2 метров, местами мусор расположен одним слоем высотой 10-20 см. Границы несанкционированной свалки в целом проходят вдоль лесных насаждений и располагаются на очищенной от деревьев поляне. Сквозь несанкционированную свалку проходит грунтовая дорога. Ограждения отсутствуют, средства для ограничения мусора не установлены, шлагбаума или иных средств ограничения заезда на свалку нет. Признаков проведения работ по уходу за свалкой не выявлены.
Согласно паспорту объекта несанкционированного размещения отходов производства и потребления, данная несанкционированная свалка выявлена 15.06.2022.
15.06.2022 определением N 1 возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования, по результатам проведения которого лица, допустившие указанные нарушения не выявлены. Собственник указанных отходов не установлен, в связи с чем прокуратурой района производство по делу об административном правонарушении прекращено.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, руководствуясь ст. ст. 51, 83 ЛК, ст.ст. 13, 42 ЗК РФ, ФЗ от 10.01.2002 N 7 "Об охране окружающей среды", положением о РАЛХ, учитывая Обзор судебной практики, утвержденный Президиумом ВС РФ 13.12.2023, оценив доказательства по делу в порядке статьи 67 ГПК РФ, исходил из того, что Республиканское агентство лесного хозяйства является надлежащим ответчиком по требованиям, заявленным прокурором, поскольку несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, отходов производства и потребления расположена на земельном участке лесного фонда и подлежит ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке леса, в связи с чем обязанность по проведению которых возложил на Республиканское агентство лесного хозяйства, отклонив доводы последнего об обратном.
По существу судами спор разрешен правильно.
В ст.42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.
Статьей 51 Закона N 7-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (ч.1). Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (абз. 2 ч.2).
Защита лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (статья 60.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов переданы отдельные полномочия в области лесных отношений, в том числе, организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, а также Правила санитарной безопасности в лесах, исходя из которых запрещено засорение леса соответствующими отходами и в лесах должна быть обеспечена санитарная безопасность.
Судами установлено, что в силу постановления Правительства Республики Бурятия от 25.01.2007 N 13 "Об утверждении Положения о Республиканском агентстве лесного хозяйства" в Республике Бурятия органом государственной власти в области лесных отношений является Республиканское агентство лесного хозяйства.
В соответствии с пунктами 1.1, 2.4, 3.1.1, 3.1.3 Положения о Республиканском агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 25 января 2007 г. N 13 Республиканское агентство лесного хозяйства является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции, в том числе, функции по предоставлению государственных услуг, использованию и распоряжению лесами, их охране, защите и воспроизводству, правоприменительные функции в сфере лесных отношений, функции по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране), федеральному государственному пожарному надзору в лесах в пределах предоставленных органам государственной власти Республики Бурятия полномочий.
По результатам оценки доказательств по делу, суды, установив, что в ходе прокурорской проверки установлен факт засорения земельного участка бытовыми отходами, данный земельный участок относится к землям лесного фонда, находится в федеральной собственности, в пользование по договору аренды не передан, в связи с чем, пришли к правильному выводу о том, что обязанность по организации очистки лесного участка в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий подлежит возложению на уполномоченный орган власти в области лесных отношений, которым на территории Республики Бурятия является Республиканское агентство лесного хозяйства, определив с учетом длительности нахождения свалки на землях лесного фонда и принимаемых в связи с этим ответчиком мер, разумный срок для принятия мер по ликвидации несанкционированной свалки.
При разрешении спора установление подобного рода обстоятельств является прерогативой судов, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
Установленные фактические обстоятельства дела на основе должной оценки доказательств по делу позволили судам принять законные и обоснованные судебные акты.
Доводы кассатора о ненадлежащем ответчике являлись предметом рассмотрения и должной правой оценки судов, которые установив, что осуществление переданных федерацией полномочий в Республике Бурятия реализует Республиканское агентство лесного хозяйства, созданное Указом Президента Республики Бурятия от 21.12.2006 N 661, обоснованно отклонили их как опровергающиеся материалами дела.
Оснований для иных выводов по разрешению спора и мотивов отклонения доводов ответчика у кассационной инстанции не имеется.
Вопреки утверждениям кассатора, выводы судов согласуются с материалами дела, описание и анализ доказательств являются достаточно подробными для итогового вывода, сделанного по результату разрешения спора, а правовая аргументация соответствует применимым к спорным отношениям нормам права и установленным фактическим обстоятельствам дела.
В целом приведенные в кассационной жалобе доводы, касаемые существа спора, были предметом рассмотрения и должной правовой оценки судов, обоснованно отклонены с указанием соответствующих мотивов, оснований не согласиться с которыми суд кассационной инстанции не имеет. Каких-либо иных доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе суждения не опровергают правильности принятых по делу решения и апелляционного определения и сводятся к иной оценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статей 379.6, 390 ГПК РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, иная оценка обстоятельств и доказательств также не свидетельствует о неправомерности обжалуемых судебных актов и не могут являться основанием для их отмены.
Каких-либо существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, судами не допущено.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 15 августа 2023 г.и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 15 ноября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.