Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N42RS0009-01-2023-001376-85 (2-1883/2023) по иску Насырова Алимджона Салохитдиновича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, включении спорных периодов в страховой и специальный стаж, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 27 июня 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 12 октября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Насыров А.С. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее - ОСФР по Кемеровской области) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, включении спорных периодов в страховой и специальный стаж, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости.
В обосновании требований указала, что 31 марта 2022 г. он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.5 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", так как имеет льготный стаж работы машинистом и обслуживал железнодорожный транспорт.
Решением ответчиках от 30 июня 2022 г. N в установлении пенсии отказано, так как отсутствует подтвержденный страховой стаж (требуется 25 лет).
В страховой стаж не были зачтены следующие периоды:
- с 1 сентября 1981 г. по 1 марта 1983 г. (1 год 06 месяцев) - учеба в Техническом училище N8 г. Душанбе, так как фамилия, имя, отчество в дипломе не соответствует документу, удостоверяющему личность;
с 3 мая 1983 г. по 10 июня 1985 г. (2 года 01 месяц 07 дней) - служба по призыву, так как фамилия, имя, отчество в военном билете не соответствует документу, удостоверяющему личность;
с 1 марта 1983 г. по 26 апреля 1983 г. (01 месяц 25 дней), с 31 июля 1985 г. по 22 мая 2015 г. (29 лет 09 месяцев 21 день) - работа в локомотивном депо Душанбинского отделения Среднеазиатской железной дороги, так как стаж не подтвержден документально, а с 1 января 2002 г. отсутствуют сведения об уплате страховых взносов в Республике Таджикистан.
Истец с указанным решением не согласен, так как при обращении с заявлением в пенсионный орган им был представлен полный пакет документов, в том числе, трудовая книжка и архивная справка на русском языке, с указанием периодов работы с 3 мая 1983 г. по 22 мая 2015 г, которые в совокупности составляют более 32 лет.
признать решение ответчика от 30 июня 2022 г. N об отказе в установлении пенсии незаконным;
возложить на ответчика обязанность зачесть в общий страховой стаж следующие периоды: с 1 сентября 1981 г. по 1 марта 1983 г. (1 год 6 месяцев) - учеба в Техническом училище N 8 г. Душанбе; с 1 марта 1983 г. по 26 апреля 1983 г. (1 месяц 25 дней) - работа в локомотивном депо Душанбинского отделения Среднеазиатской железной дороги; с 3 мая 1985 г. по 10 июня 1985 г. (2 года 1 месяц 7 дней) - служба по призыву; с 31 июля 1985 г. по 22 мая 2015 г. (29 лет 9 месяцев 21 день) - работа в локомотивном депо Душанбинского отделения Среднеазиатской железной дороги; с 1 ноября 2017 г. по 1 сентября 2021 г. (3 года 10 месяцев) - работа на территории Республики Таджикистан в ООО "СОФИ";
возложить на ответчика обязанность зачесть в специальный стаж следующие периоды работы: с 18 августа 1986 г. по 13 июня 1988 г. (1 год 5 месяцев 26 дней) - помощником машиниста тепловоза в локомотивном депо Душанбинского отделения Среднеазиатской железной дороги; с 1 февраля 1989 г. по 20 апреля 1993 г. (4 года 2 месяца 20 дней), с 1 декабря 1993 г. по 12 ноября 2007 г. (13 лет 11 месяцев 12 дней), с 1 февраля 2010 г. по 22 мая 2015 г. (5 лет 2 месяца 22 дня) - машинистом тепловоза в локомотивном депо Душанбинского отделения Среднеазиатской железной дороги; с 18 января 2008 г. по 1 февраля 2010 г. (2 года 14 дней) - машинистом-инструктором тепловоза в локомотивном депо Душанбинского отделения Среднеазиатской железной дороги;
возложить на ОСФР по Кемеровской области обязанность назначить ему досрочную страховую пенсию по старости на основании п.5 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с даты обращения - 31 марта 2022 г.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 27 июня 2023 г. исковые требования Насырова А.С. удовлетворены частично. Суд признал решение пенсионного органа от 30 июня 2022 г. N об отказе в установлении пенсии незаконным, возложил на ответчика обязанность включить Насырову А.С. в страховой стаж периоды работы с 1 марта 1983 г. по 26 апреля 1983 г, с 31 июля 1985 г. по 22 мая 2015 г. - в локомотивном депо Душанбинского отделения Среднеазиатской железной дороги; в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.5 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы с 18 августа 1986 г. по 13 июня 1988 г. (1 год 05 месяцев 26 дней) - помощником машиниста тепловоза в локомотивном депо Душанбинского отделения Среднеазиатской железной дороги, с 1 февраля 1989 г. по 20 апреля 1993 г, с 1 декабря 1993 г. по 12 ноября 2007 г, с 1 февраля 2010 г. по 22 мая 2015 г. - машинистом тепловоза в локомотивном депо Душанбинского отделения Среднеазиатской железной дороги, с 18 января 2008 г. по 1 февраля 2010 г. - машинистом-инструктором тепловоза в локомотивном депо Душанбинского отделения Среднеазиатской железной дороги, и назначить Насырову А.С. досрочную страховую пенсию по старости на основании п.5 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 31 марта 2022г.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
С ответчика в пользу истца взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 12 октября 2023г. решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 27 июня 2023 г. отменено в части возложения на ОСФР по Кемеровской области обязанности включить в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.5 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периода работы Насырова А.С. с 1 января 2013 г. по 22 мая 2015 г. - машинистом тепловоза в локомотивном депо Душанбинского отделения Среднеазиатской железной дороги, а также обязанности назначить Насырову А.С. досрочную страховую пенсию по старости на основании п.5 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 31 марта 2022 г.
В отмененной части принято новое решение об отказе в удовлетворении указанных требований. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Представитель ОСФР по Кемеровской области обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене судебных актов. как незаконных, принятых с нарушением норм материального права. В обосновании кассационной жалобы указывает на отсутствие документов, подтверждающих полную занятость истца в спорные периоды на работе с соответствующими условиями, на неверную ссылку суда первой инстанции на Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза, участником которого Таджикистан не является.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь ст. ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы. Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Насырова А.С. в 2021 году приехал в Российскую Федерацию на постоянное место жительства из Республики Таджикистан, где пенсию не получал. В 2021 году получил вид на жительство, впоследствии - гражданство Российской Федерации.
Паспорт гражданина Российской Федерации истцом получен 2 сентября 2022 г.
31 марта 2022 г. (в решении ответчика ошибочно указана дата 31 марта 2021 г.) истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.5 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400- ФЗ.
Решением ответчика от 30 июня 2022 г. N в установлении пенсии отказано, так как отсутствует подтвержденный страховой стаж (требуется 25 лет).
В страховой стаж пенсионным органом не были зачтены следующие периоды:
с 1 сентября 1981 г. по 1 марта 1983 г. (01 год 06 месяцев) - учеба в Техническом училище N8 г.Душанбе, так как фамилия, имя, отчество в дипломе не соответствует документу, удостоверяющему личность;
с 3 мая 1983 г. по 10 июня 1985 г. (02 года 01 месяц 07 дней) - служба по призыву, так как фамилия, имя, отчество в военном билете не соответствует документу, удостоверяющему личность;
с 1 марта 1983 г. по 26 апреля 1983 г. (01 месяц 25 дней), с 31 июля 1985 г. по 22 мая 2015 г. (29 лет 09 месяцев 21 день) - работа в локомотивном депо Душанбинского отделения Среднеазиатской железной дороги, так как стаж не подтвержден документально, а с 1 января 2002 г. отсутствуют сведения об уплате страховых взносов в Республике Таджикистан.
Не согласившись с указанным решением ответчика, истец обратился в суд и просил включить как в страховой стаж, так и в стаж на соответствующих видах работ периоды его учебы, службы и работы в Республике Таджикистан, перечисленные в заявлении об уточнении исковых требований, назначить ему пенсию с даты обращения и взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца о включении в страховой и специальный стаж периодов работы истца, указанных в резолютивной части решения, суд первой инстанции исходил из доказанности факта работы истца в указанные периоды в локомотивном депо Душанбинского отделения Среднеазиатской железной дороги в профессии, предусмотренной Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 272.
В обоснование своих доводов суд первой инстанции сослался на письменные доказательства, представленные суду: трудовую книжку истца, архивные справки, диплом, военный билет, свидетельство об обучении, свидетельства о присвоении квалификации, справку ООО "СОФИ", подтверждающую, в том числе, уплату в полном объеме страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение по установленным тарифам, архивные справки о заработной плате. Также суд первой инстанции учел информацию, подтвержденную Агентством социального страхования и пенсии при Правительстве Республики Таджикистан Региональный центр персонифицированного учета г. Душанбе, о том, что за период работы Насырова А.С. (СИН: N) с 1 марта 1983 г. по 22 мая 2015 г. в Локомотивном депо ГУП "Рохи Охани Точикистон" производилась уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами суда (за исключением выводов о включении в специальный стаж периода работы истца с 1 января 2013 г. по 22 мая 2015 г. и назначении истцу пенсии с 31 марта 2022 г.).
Отклоняя доводы ответчика об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж и в страховой стаж вышеназванных периодов работы, так как документально стаж не подтвержден, суд апелляционной инстанции указал, что истцом представлено достаточно доказательств относительно подтверждения данного стажа, в том числе относительно занятости полный рабочий день на работах, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.
Так, в суд апелляционной инстанции истцом представлена архивная справка, которая принята судом апелляционной инстанции в качестве нового доказательства (получена истцом после вынесения решения судом первой инстанции).
В соответствии с данными, указанными в архивной справке, выданной ГУП "Рохи Охани Точикистон" 21 августа 2023 г. N, Насыров А.С. действительно работал в локомотивном депо Душанбинского отделения Среднеазиатской железной дороги: с 1 марта 1983 г. по 8 марта 1983 г. помощником машиниста тепловоза, с 9 марта 1983 г. по 25 апреля 1983 г. слесарем по ремонту тепловозов, с 9 сентября 1985 г. по 17 августа 1986 г. слесарем по ремонту тепловозов, с 1 сентября 1986 г. по 12 июня 1988 г. и с 1 февраля 1989 г. по 10 сентября 1990 г. помощником машиниста тепловоза, с 11 сентября 1990 г. по 10 ноября 1992 г. машинистом тепловоза, машинистом тепловоза 3 класса, с 1 декабря 1993 г. по 10 августа 2006 г. машинистом тепловоза 2 класса, с 10 августа 2006 г. по 11 ноября 2007 г. машинистом-инструктором локомотивных бригад, с 12 ноября 2007 г. по 17 января 2008 г. слесарем по ремонту тепловозов, с 18 января 2008 г. по 1 февраля 2010 г. машинистом тепловоза 2 класса, машинистом-инструктором локомотивных бригад, с 11 февраля 2010 г. по 22 мая 2015 г. машинистом тепловоза 2 класса. Указанные профессии оплачивались по тарифной ставке, установленной для рабочих с вредными условиями труда, работающих полным рабочим днем. В указанных периодах Насыров А.С. в отпуске в связи с приостановкой производства и без сохранения заработной платы не находился, к работе в режиме неполного рабочего дня и неполной рабочей недели не привлекался, прогулов не имел. Выполнял работу помощника машиниста тепловоза, слесаря по ремонту тепловозов, машиниста - инструктора локомотивных бригад, непосредственно осуществлял организацию перевозок и обеспечивал безопасность движения поездов на железнодорожном транспорте в локомотивной бригаде, ремонтной бригаде локомотивного дело.
Наряду с доказательствами, представленными в суд первой инстанции, указанная архивная справка подтверждает занятость истца в спорные периоды работой по льготной профессии в режиме полного рабочего дня, в связи с чем суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о включении как в страховой стаж, так и в стаж на соответствующих видах работ периодов работы, перечисленных в резолютивной части обжалуемого решения (за исключением периода работы после 1 января 2013 г.).
Суд апелляционной инстанции отметил, что в соответствии с Соглашением от 8 декабря 1991 г. "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014- 1, Союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 г, из буквального толкования п. 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. следует, что для установления права на пенсию гражданам государств- участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 г, а после распада этих государств - до 13 марта 1992 г.
Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств- участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
Учитывая вышеприведенные правовые нормы, при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Таджикистан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Поскольку уплата страховых взносов за периоды работы истца с 1 марта 1983 г. по 22 мая 2015 г. документально подтверждена, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в страховой стаж и в стаж на соответствующих видах работ, в том числе, периоды работы истца в Республике Таджикистан с 1 января 2002 г. подлежат включению, за исключением включения в специальный стаж периода работы истца с 1 января 2013 г. по 22 мая 2015 - машинистом тепловоза в локомотивном депо Душанбинского отделения Среднеазиатской железной дороги, поскольку за указанный период требуется уплата дополнительных страховых взносов.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судом апелляционной инстанции, проверявшим решение суда первой инстанции, нормы материального права при рассмотрении заявленных требований применены неправильно.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно п.5 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 - мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Аналогичные положения были предусмотрены действовавшим до 1 января 2015 г. Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с п.2 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Пунктом "г" ч. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, - применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с п. "д" ст. 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 272 "Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда" (далее - Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 272).
Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 272, предусмотрена как подлежащая включению в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости работа в качестве машинистов и помощников машинистов тепловозов.
До 1 января 1992 г. действовал Список N2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, содержащий в подразделе "Железнодорожный транспорт и метрополитен" раздела XXX "Транспорт" профессии "машинисты и их помощники и старшие машинисты: паровозов, тепловозов, электровозов, дизельпоездов, моторвагонных (электро) секций, мотовозов".
Согласно разъяснениям, изложенным в абзц. 2 п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при подсчете специального стажа работы следует учитывать, работал ли истец по профессии (занимал ли должность), указанной (указанную) в Списке профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 272, и была ли выполняемая им работа сопряжена с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, указанных в этом Списке (например, занятость на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов для монтеров пути, бригадиров).
В силу абз. 1 п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено названными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (п. 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федераций от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996г. N 29).
В соответствии с Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 25 8н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п.4 раздела 11).
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям ст.ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона N400-ФЗ).
13 марта 1992 г. между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее по тексту - Соглашение от 13 марта 1992 г.).
Указанный документ прекратил действие в отношениях между Российской Федерацией и Таджикистаном с даты вступления в силу Договора от 15 сентября 2021 г, то есть с 21 октября 2022 г, однако действовал как на дату обращения истца в Пенсионный фонд (31 марта 2022 г.), так и на дату вынесения ответчиком оспариваемого решения (30 июня 2022 г.).
В соответствии со ст. 1 Соглашения от 13 марта 1992 г. пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу п. 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР" были утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР.
В соответствии с п. 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
Согласно п. 5 Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
20 декабря 2019 г. между Республикой Арменией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией подписано Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза, которое вступило в силу с 1 января 2021 г.
Действительно, Таджикистан не является его участником, однако, ссылки суда первой инстанции на указанные обстоятельства, вопреки доводам кассатора, не привели к неправильному выводу, поскольку пенсия истцу назначается в соответствии с условиями Соглашение от 13 марта 1992 г.
Доводы кассатора о том, что пенсионный орган назначает пенсию в соответствии с действующим законодательством, не могут повлечь удовлетворение кассационной жалобы, поскольку суды на основании оценки совокупности представленных доказательств, правильно применив и истолковав вышеприведенные нормы права, пришли к выводу о частичном удовлетворении требований истца.
Положения ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что судом апелляционной инстанции, проверявшим решение суда первой инстанции, при рассмотрении дела не допущено нарушений норм материального права или норм процессуального права, повлиявших на исход дела, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Центрального районного суда г. Кемерово от 27 июня 2023 г, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 12 октября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 12 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.