N 88-3273/2024
г. Кемерово 07 февраля 2024 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьиШабаловой О.Ф. рассмотрел кассационную жалобу Эмих Нины Ивановнына решение мирового судьи судебного участка N 1 Каменского района Алтайского края от 27.06.2023 и апелляционное определение Каменского городского суда Алтайского края от 25.10.2023
по гражданскому делу N 22MS0066-01-2023-000631-67 по иску общества с ограниченной ответственностью "Град" к Эмих Нине Ивановнео взыскании задолженности за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Град" обратилось к мировому судье с иском к Эмих Н.И, в котором просит взыскать с ответчика задолженности с 01.05.2021 по 31.12.2022 в размере 16 284, 53 руб, пенив размере 3 103, 12 руб, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 387, 75 руб.
Требования мотивированы тем, что ответчик является собственником квартиры N, расположенной в многоквартирном жилом доме по адресу:г "адрес", в связи с чем обязана вносить плату за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома истцу, который оказывает услуги по содержанию и текущему ремонту данного многоквартирного жилого дома. 20.08.2017 собственники помещений многоквартирного дома N по "адрес" на общем собрании установили тариф за содержание и текущий ремонт общего имущества в размере 17, 07 руб. за 1 кв.м. Ответчик плату за содержаниеи текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома с 01.05.2019 г. не вносит, в результате чего образовалась задолженность.
Решением мирового судьи судебного участка N 1 Каменского района Алтайского края от 27.06.2023 исковые требования ООО "Град" удовлетворены частично.
С Эмих Н.И. в пользу ООО "Град" взыскана задолженностьза содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома в сумме 16 284, 53 руб, пени в сумме 1 000 руб, в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины 775, 51 руб.
ООО "Град" возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в размере 15, 51 руб.
Апелляционным определением Каменского городского суда Алтайского края от 25.10.2023 указанное решение мирового судьи оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, Эмих Н.И. обратилась в суд с кассационной жалобой, в которой просит их отменитьи направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушения судами норм материального права.
В силу положений части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса (далее - ГПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 ГПК РФ предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено ГПК РФ.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу положений статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в гаком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящихв состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствиис требованиями законодательства Российской Федерации, в том числев области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требованийк надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прави законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуги работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200ЖК РФ.
В силу требований части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещенийв многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домахи жилых домах.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа правления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161ЖК РФ).
Как следует из содержания вышеуказанных норм, право выбора способа управления многоквартирным домом принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме, которые могут изменить выбранный способ в любое время. Изменение способа управления многоквартирным домом является основанием для прекращения ранее заключенного договора управления таким домом с управляющей организацией.
В силу части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Согласно статье 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациямина основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, предоставленной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностьюпо управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работи (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Подпунктом 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Законо лицензировании) установлено, что предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В соответствии с пунктом 3 утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 Положенияо лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми частью 1 статьи 8 Закона о лицензировании, являются:а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
В силу части 6.2 статьи 155 ЖК РФ управляющая организация осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми организацией заключены договоры ресурсоснабжения.
Собственники жилых помещений перечисляют управляющей организации плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги, в том числе за холодное водоснабжение и водоотведение (пункт 2 части 1 статьи 154 ЖК РФ).
В части 1 статьи 198 ЖК РФ определено, что сведенияо многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, который определен федеральным органом исполнительной власти. осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Из содержания части 4 статьи 198 ЖК РФ следует, что лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению конкретным многоквартирным домом при условии заключения договора управления таким домом и выполнения требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации, а также внесения органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, отражающих изменения в перечне многоквартирных домов, управление которыми осуществляет лицензиат (ответ на вопрос 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015). утвержденного его Президиумом 25.11.2015).
В соответствии с частью 7 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
Согласно части 6 статьи 198 ЖК РФ исключение сведенийо многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельностипо управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 ЖК РФ.С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 200 ЖК РФ.
В силу вышеприведенных положений Жилищного кодекса Российской Федерации включение в реестр лицензий субъекта Российской Федерации сведений об управлении многоквартирным домом является необходимым условием для начала управления многоквартирным домом. Включениев реестр лицензий информации об управлении конкретным многоквартирным домом вновь избранной управляющей организацией происходит одновременно с исключением сведений об управлении этим многоквартирным домом предыдущей управляющей организацией.
Судами установлено и из материалов дела следует, что в доме N "адрес" собственником квартиры N являются Эмих Н.И.
24.04.2014 между ООО "Город" (правопредшественник - ООО "Град"), в лице директора ФИО4, действующего на основании Устава, и собственники помещений в многоквартирном доме (далее - МКД), расположенном по адресу: "адрес" в лице представителя Совета многоквартирного дома ФИО5, действующей на основании решения общего собрания собственников помещений в МКДот 24.04.2014, заключен договор управления МКД.
Согласно протоколу заочного голосования собственников МКД, расположенного по адресу: "адрес" 20.08.2017, с 01.09.2017 утвержден тариф на содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД в размере 17, 07 руб. за 1 кв.м.
Согласно лицензии от 17.04.2015 N 28 ООО "Город" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению МКД.
По приказу от 29.06.2018 Государственной инспекцией Алтайского края Администрации Алтайского края о переоформлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами переоформлена лицензия от 17.04.2015 в связи с изменением наименования юридического лица ООО "Город" на ООО "Град".
Из указанного приказа следует, что многоквартирный дом N по "адрес" находился в управлении ООО "Град".
Из пояснений сторон и материалов дела судами установлено, что собственниками МКД приняты решения, оформленные протоколом от 13.10.2016 N 2 о создании ТСН "Красноармейская, 67" и протоколом N 3 от 21.12.2016, 19.03.2019 о выборе способа управления посредством ТСН "Красноармейская, 67".
15.11.2016 ТСН "Красноармейская 67" зарегистрировано в качестве юридического лица.
Судами установлено, что в спорный период (с 01.05.2019по 31.12.2022), несмотря на прекращение договора управления от 24.04.2014, именно истец был в реестре лицензий и фактически осуществлял управление многоквартирным домом, что подтверждается материалами дела, в том числе решением Арбитражного суда Алтайского края от 30.08.2022 по делу N А03-1045/2022, постановлением Седьмого Арбитражного апелляционного суда от 08.02.2019 по делу N А03-13448/2018, иными судебными актами, имеющимися в материалах дела, актами выполненных истцом работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома в спорный период, протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений МКД по адресу: "адрес" от 20.10.2022, на котором принято решение о смене способа управления домом с управляющей компании ООО "Град" на ТСН "Красноармейская-67" и выбран способ управления многоквартирным домом посредством ТСН "Красноармейская-67", приказом инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края от 16.12.2022 N 03-04/л/1585 об исключении только с 01.01.2023 из реестра лицензий Алтайского края из перечня домов, управление которыми осуществляет ООО "Град" многоквартирного дома по "адрес" в связи с изменением способа управления домом на товарищество.
Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудияи вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
Руководствуясь вышеуказанными нормами права, оценив доказательства по делу, исходя из установленных фактических обстоятельств дела, оценив доказательства по делу в порядке статьи 67 ГПК РФ, установив факт оказания именно истцом, осуществляющим управление домом, ответчику обозначенных услуг в спорный период, ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по своевременной их оплате, проверив представленный истцом расчет задолженности и признав его соответствующим фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству, пришли к правомерному выводу о частичном удовлетворении в связи с чем взыскали с ответчика задолженностьза содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома в размере 16 284, 53 руб, пени, с учетом применения статьи 333 ГК РФ, в размере 1 000 руб, распределив судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 775, 51 руб.
Относимые и допустимые доказательства обратного материалы дела не содержат (статьи 56 ГГПК РФ).
Установленные фактические обстоятельства дела на основе должной оценки доказательств в порядке статьи 67 ГПК РФ позволили судам принять законные и обоснованные судебные акты о частичном удовлетворении иска.
Не согласиться с выводами судов у кассационного суда не имеется оснований, поскольку, разрешая спор, судебные инстанции правильно определили характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовали обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, а представленные сторонами доказательства оценили по правилам статьи 67 ГПК РФ.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы, касаемые существа спора, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене судебных постановлений являться не могут, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствамии с оценкой судами доказательств не является основанием для отмены судебных актов в суде кассационной инстанции. Правовые основания для переоценки доказательств, ставших предметом исследования предыдущей судебной инстанции, у кассационной инстанции отсутствуют (глава 41 ГПК РФ).
При указанных обстоятельствах, кассационная жалоба по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь частью 10 статьи 379.5, статьей 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд кассационной инстанции
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 1 Каменского района Алтайского края от 27.06.2023 и апелляционное определение Каменского городского суда Алтайского края от 25.10.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Судья О.Ф. Шабалова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.