Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 22RS0068-01-2023-002311-85 (N2-2970/2023) по иску Толмачева Виктора Семеновича к Управлению Федеральной службы безопасности по Алтайскому краю о признании права на социальные льготы и гарантии, по кассационной жалобе Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Алтайскому краю на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 29 мая 2023г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 25 октября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, объяснения представителя Управления Федеральной службы безопасности России по Алтайскому краю - Лысиковой О.В, действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы кассационной жалобы, Толмачева В.С, возражавшего удовлетворению кассационной жалобы, принимавших участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Толмачев В.С. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы безопасности по Алтайскому краю (далее- УФСБ по Алтайскому краю) о признании права на социальные льготы и гарантии.
В обоснование требований указал, что является подполковником в отставке ФСБ России, получает военную пенсию за выслугу лет.
Приказом начальника УФСБ России по Алтайскому краю от 10 февраля 1999 г. N он уволен с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на службе. Выслуга лет на дату увольнения составила 17 лет 8 месяцев 20 дней, учеба в вузе - 2 года 4 месяца 26 дней, таким образом общая выслуга составила 20 лет 1 месяц 16 дней.
При увольнении с военной службы ему было разъяснено руководством, что поскольку общая выслуга военной службы составила 20 лет 1 месяц 16 дней, то на основании ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" он имеет право на пенсию за выслугу лет, а также на социальные гарантии и льготы по медицинскому обслуживанию и санитарно-курортному обеспечению, о чем была сделана соответствующая запись в пенсионном удостоверении истца, выдан пропуск для посещения ведомственной поликлиники.
Находясь на пенсии, он на протяжении 17 лет пользовался льготой по санаторно-курортному лечению в ведомственных санаториях ФСБ России и льготой по медицинскому обслуживанию в ведомственной поликлинике.
В 2016 году без уведомления ему было отказано в посещении специалистов ведомственной военно-медицинской поликлиники. В настоящее время он вынужден обращаться в гражданские лечебные учреждения, в том числе с платными услугами.
На его обращение к руководству УФСБ России по Алтайскому краю отказано в повторном включении его в списки лиц, имеющих право на медицинское и санаторно-курортное обеспечение в медицинских учреждениях ФСБ России. Мотивом отказа послужило то, что в общую продолжительность военной службы для признания права на санаторно-курортное лечение, по мнению ответчика, в настоящее время не включаются 2 года 4 месяца 26 дней обучения, засчитанные в общую выслугу лет для назначения пенсии. Он полагает, что указанная позиция УФСБ России по Алтайскому краю не основана на требованиях действующего законодательства и нарушает его права.
Просил признать за ним, предусмотренные п.п. 2 - 4 ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N7б-ФЗ "О статусе военнослужащих" права и социальные гарантии, касающиеся охраны здоровья и медицинской помощи, включая право на бесплатное медицинское обеспечение и санаторно-курортное лечение в ведомственных санаториях ФСБ России.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 29 мая 2023 г. исковые требования Толмачева В.С. удовлетворены, суд признал за истцом права и социальные гарантии, касающиеся охраны здоровья и медицинской помощи. предусмотренные п.п. 2 - 4 ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 25 октября 2023 г. решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 29 мая 2023 г. оставлено без изменения.
Представитель УФСБ России по Алтайскому краю обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права.
В обосновании кассационной жалобы указано на недопустимость применения к настоящему спору правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. N 1-П, поскольку истцом не оспаривался расчет выслуги лет при увольнении с военной службы, который был произведен верно. Какие-либо изменения в расчет не вносились, истец при увольнении с военной службы достоверно знал о таком расчете. Ответчик не изменял в одностороннем порядке ранее произведенный расчет выслуги лет, исключив из него период обучения в гражданском вузе. Судом не учтено, что в соответствии с законодательством, действовавшим на момент увольнения, а также действующим на момент рассмотрения спора, для пользования правами и социальными гарантиями в сфере охраны здоровья и медицинской помощи уволенных офицеров требуется наличие у них соответствующих выслуги лет и стажа военной службы.
Заслушав истца, представителя ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает жалобу не подлежащей удовлетворению, поскольку отсутствуют основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы ответчика.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Толмачев В.С. является пенсионером ФСБ России, 10 февраля 1999 г. уволен в звании подполковника с военной службы по подп. "а" п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" по достижении предельного возраста пребывания на военной службе с выслугой лет на пенсию: календарная - 17 лет 08 месяцев 20 дней, учеба - 2 года 04 месяца 26 дней, всего - 20 лет 01 месяц 16 дней (приказ ФСБ России об увольнении с военной службы от 1 февраля 1999 г. N 83-ЛС; приказ УФСБ России по Алтайскому краю об исключении из списков личного состава от 10 февраля 1999 г. N 31-ЛС).
С расчетом выслуги лет Толмачев В.С. ознакомлен 31 декабря 1998 г. до увольнения с военной службы, расчет не оспаривал.
3 апреля 2002 г. Толмачеву В.С. выдано пенсионное удостоверение N с отметкой о том, что он имеет право на обеспечение медицинской помощью и санаторно-курортным лечением через поликлиники, санатории и дома отдыха ФСБ России. Санитарный билет для пользования поликлиникой Управления был выдан Толмачеву В.С. в 2010 году. Сведения о ранее выданных таких документах в материалах пенсионного дела не содержатся.
Из письменного отзыва ответчика на исковое заявление следует, что в связи со сменой сотрудников пенсионного подразделения УФСБ России по Алтайскому краю в 2016 году, в ходе проверочных мероприятий выявлены нарушения, связанные с необоснованным наделением правом на бесплатную медицинскую помощь и льготное санаторно-курортное лечение через поликлиники, санатории ФСБ России отдельных лиц, состоящих на пенсионном обеспечении, в том числе Толмачева В.С. В связи с этим, в военно-медицинскую службу Управления в начале 2017 года направлено соответствующее уведомление о лицах, необоснованно прикрепленных на медицинское обслуживание, истцу сообщено о прекращении медицинского обеспечения, пользования санаторно-курортным лечением и проездом к месту лечения в связи с отсутствием необходимой выслуги лет на право пользования льготами.
Согласно материалам пенсионного дела Толмачеву В.С. с 2000 года по 2015 год выделялись путевки в санатории/дома отдыха ФСБ России, компенсировались затраты, связанные с проездом к месту оздоровительного отдыха и обратно.
По данным медицинской книжки Толмачева В.С. последнее обращение в поликлинику зафиксировано в 2015 году.
Из пенсионного дела также следует, что после 2015 года обращений в ведомственную поликлинику, в пенсионное подразделение о выделении путевок и возмещении затрат на проезд к месту оздоровительного отдыха от Толмачева В.С. не поступало.
В январе 2023 года Толмачев В.С. обратился в УФСБ России по Алтайскому краю с письменным заявлением о повторном включении его в списки лиц, имеющих право на медицинское обслуживание и санаторно- курортное лечение в учреждениях ФСБ России.
На данное обращение дан ответ от 23 января 2023 г. N Т-26 о том, что имеющаяся к моменту увольнения выслуга лет (20 лет 01 месяц 16 дней) давала и дает истцу право на получение пенсии по выслуге лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей". При этом, исходя из ст. 18 названного Закона, уволенным со службы офицерам засчитывается время их учебы до определения на службу исключительно в выслугу лет для назначения пенсии. Таким образом, общая продолжительность военной службы истца в календарном исчислении составила 17 лет 08 месяцев 20 дней, что не дает ему право на бесплатную медицинскую помощь, бесплатное обеспечение лекарствами в военно-медицинских подразделениях, а также на обеспечение санаторно-курортным лечением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, руководствуясь положениями ст.ст. 3, 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", п. 7 ст. 3, подп. "а" п. 14 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей", п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", исходил из того, что период обучения в высших учебных заведениях засчитывается в выслугу лет офицерам, уволенным с военной службы из расчета год учебы за 6 месяцев службы, что и было сделано при увольнении истца со службы.
Расчет выслуги лет, произведенный на день увольнения со службы и утвержденный в установленном порядке, не может быть изменен в одностороннем порядке УФСБ России по Алтайскому краю.
Суд первой инстанции принял во внимание, что ответчик на протяжении многих лет после увольнения истца с военной службы признавал за ним право на медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение, право на компенсацию расходов, связанных с проездом в ведомственные санаторно-курортные организации и обратно, каких-либо действий, направленных на проверку правильности расчета выслуги лет, а равно продолжительности военной службы, и, соответственно, правомерности получения истцом мер социальной поддержки, не предпринимал.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно отметив, что правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 14 января 2016 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой гражданина С.В. Иванова", в отношении правовых последствий ошибочного назначения пенсии за выслугу лет гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел, вследствие неправильного подсчета кадровым подразделением уполномоченного органа стажа службы (выслуги лет), может быть применена к спорным отношениям по настоящему делу. В данном случае имело место ошибочное предоставление истцу прав и социальных гарантий в сфере охраны здоровья и медицинской помощи.
Следовательно, исходя из подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права и изложенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выявление ошибки при предоставлении истцу прав и социальных гарантий в сфере охраны здоровья и медицинской помощи в связи с выходом на пенсию само по себе не может служить основанием для отказа в их предоставлении, поскольку правовое регулирование по вопросу пенсионного обеспечения военнослужащих, уволенных с военной службы, не предоставляет права уполномоченному органу вносить какие-либо изменения в расчет выслуги лет (стажа службы), производить перерасчет выслуги лет в одностороннем порядке, равно как и совершать иные юридически значимые действия в таком же порядке, затрагивающие права и законные интересы уволенного военнослужащего.
Указанные выводы не означают, что судом отождествляются понятия выслуги лет и продолжительности военной службы. В данном случае судом указано на недопустимость отмены предоставленных льгот и гарантий в связи с допущенной ошибкой при их назначении.
При этом суд первой инстанции при определении правовых последствий исправления допущенной соответствующим уполномоченным органом ошибки (в данном случае в предоставлении истцу прав и социальных гарантий) правильно принял во внимание срок, прошедший с момента признания со стороны ответчика такого права за истцом, разницу между действительным (подтвержденным) и требуемым для реализации мер социальной поддержки стажем военной службы, добросовестность действий истца.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что суды первой и апелляционной инстанции при разрешении спора правильно применил нормы материального права.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" военнослужащие органов федеральной службы безопасности проходят военную службу в соответствии с законодательством Российской Федерации о прохождении военной службы с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, обусловленных спецификой выполняемых ими обязанностей.
Специальным законом, который в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей является Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее по тексту - Федеральный закон "О статусе военнослужащих").
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
В силу п. 3 ст. 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, федеральными государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников). Реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения.
Система мер социальной поддержки военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей согласно нормативным положениям Федерального закона "О статусе военнослужащих" включает в себя ряд социальных гарантий, к числу которых отнесены социальные гарантии, связанные с реализацией их права на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно п. 4 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования), и члены семей военнослужащих-граждан имеют право на санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за плату в размере полной стоимости путевки, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Стоимость путевки устанавливается указанными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами. Указанным военнослужащим и членам их семей при направлении в санатории на медицинскую реабилитацию после лечения в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии дополнительно предоставляются бесплатные путевки.
Абзацем 1 п. 5 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в п.п. 2 - 4 ст. 16, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более. При этом указанные граждане оплачивают путевки на санаторно-курортное лечение или организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в размере 25 процентов, а члены их семей - 50 процентов стоимости путевки, установленной указанными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами в соответствии с абзц.1 п. 4 этой статьи.
Исходя из приведенных нормативных положений, меры социальной поддержки (социальные гарантии и компенсации) военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей установлены Федеральным законом "О статусе военнослужащих", в числе этих мер санаторно-курортное лечение в санаторно-курортных организациях федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законом предусмотрена военная служба. При этом законом определены различные условия предоставления данной меры социальной поддержки в зависимости от оснований увольнения военнослужащего с военной службы и ее продолжительности. В частности, право на санаторно-курортное лечение предоставлено офицерам, уволенным с военной службы по состоянию здоровья, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, и членам их семей.
Согласно п. 7 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, общая продолжительность военной службы военнослужащего включает в себя все время его военной службы, как по призыву, так и по контракту, в том числе и в случаях повторного поступления на военную службу. Определение общей продолжительности военной службы производится в календарном исчислении. В случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общая продолжительность военной службы определяется в льготном исчислении.
В соответствии с подп. "а" п. 14 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы уточняются данные о прохождении им военной службы, при необходимости документально подтверждаются периоды его службы, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях, и в соответствии с законодательством Российской Федерации исчисляется выслуга лет. Об исчисленной выслуге лет объявляется военнослужащему. Возражения военнослужащего по исчислению выслуги лет рассматриваются командиром (начальником), и до представления военнослужащего к увольнению с военной службы по ним принимаются решения.
Согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту: увеличение количества социальных гарантий и размера компенсаций в соответствии с полученной квалификацией и со сроком военной службы, который рассчитывается с учетом общей продолжительности военной службы в календарном исчислении (далее - общая продолжительность военной службы) или общей продолжительности военной службы в льготном исчислении. Порядок исчисления общей продолжительности военной службы, а также общей продолжительности военной службы в льготном исчислении определяется Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации".
Согласно п. 2 данного Постановления, в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается время обучения их до поступления на службу в гражданских образовательных организациях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. N 1-П Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения; ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. Тем самым предполагается установление такого правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения, которое в соответствии в том числе с вытекающими из взаимосвязанных положений ст. 1 (ч. 1), 2, 17 (ч. 1), 18, 19 (ч. 1) и 55 (ч.ч. 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципами правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантировало бы гражданам, что решения о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определении ее размера, с тем, чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений, мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы (абзц. 3 п. 2 Постановления).
Именно на основании действий уполномоченных органов, направленных на установление продолжительности стажа службы (выслуги лет), и подготовленных ими документов сотрудник органов внутренних дел получал (и в настоящее время получает) официальное подтверждение наличия или отсутствия у него права на пенсию за выслугу лет. Это официальное подтверждение, в свою очередь, необходимо для принятия решения об увольнении сотрудника органов внутренних дел по такому основанию, как выслуга срока службы, дающему право на пенсию, поскольку его увольнение по данному основанию правомерно лишь в том случае, если полностью соблюдены условия, предусмотренные ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (абзц. 4 п. 4.1 Постановления).
Совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении пенсии тех или иных ошибок, в том числе носящих технический характер, - учитывая необходимость оценки значительного числа обстоятельств, с наличием которых закон связывает возникновение права на пенсию, включая проверку предоставленных документов и проведение математических подсчетов, - полностью исключить невозможно. Определение правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, - право и обязанность государства (абзц. 1 п. 5 Постановления).
Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, в том числе пенсии за выслугу лет, призвана таким образом обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан. Вместе с тем соответствующий правовой механизм - исходя из конституционных принципов правового государства и верховенства права, а также принципов справедливости и юридического равенства - должен обеспечивать баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов на основе вытекающих из указанных принципов критериев разумности и соразмерности (пропорциональности), что, в свою очередь, предполагает наряду с учетом публичных интересов, выражающихся в назначении пенсии исключительно при наличии предусмотренных законом оснований и в целевом расходовании финансовых ресурсов, предназначенных на выплату пенсий, учет интересов пенсионера, которому пенсия по вине уполномоченного государством органа была назначена ошибочно, с тем чтобы пенсионер не подвергался чрезмерному обременению, притом, однако, что с его стороны отсутствуют какие-либо нарушения (абзц. 3 п. 5 Постановления).
Такое правовое регулирование отвечало бы сути социального правового государства и, будучи основано, в том числе на конституционных принципах правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, обеспечивало бы как соблюдение законодательно установленных условий назначения и выплаты пенсий за выслугу лет, так и защиту интересов граждан, которые, полагаясь на правильность принятого уполномоченными государством органами решения, рассчитывают на стабильность своего официально признанного статуса получателя данной пенсии и неизменность вытекающего из него материального положения. В рамках этих правоотношений в случае выявления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии гражданину, - при отсутствии с его стороны каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению пенсии, - бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход, и с учетом особенностей жизненной ситуации, в которой находится гражданин, продолжительности периода, в течение которого он получал назначенную по ошибке пенсию, и других значимых обстоятельств (абзц. 4 п. 5 Постановления).
Суды пришли к правильному выводу о том, что приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации в отношении правовых последствий ошибочного назначения пенсии за выслугу лет гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел, вследствие неправильного подсчета кадровым подразделением уполномоченного органа стажа службы (выслуги лет) может быть применена к спорным отношениям по настоящему делу. Исходя из подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права и изложенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, применение иного порядка расчета общей продолжительности военной службы в льготном исчислении для признания права на социальные гарантии и льготы, предусмотренные гражданину, уволенному с военной службы, которому назначена пенсия за выслугу лет и которому продолжительность выслуги лет была объявлена при увольнении, является неверным, поскольку правовое регулирование по вопросу пенсионного обеспечения военнослужащих, уволенных с военной службы, не предоставляет права уполномоченному органу вносить какие-либо изменения в расчет выслуги лет (стажа службы), производить перерасчет выслуги лет в одностороннем порядке, равно как и совершать иные юридически значимые действия в таком же порядке, затрагивающие права и законные интересы уволенного военнослужащего.
Суды пришли к правильному выводу о том, что при определении правовых последствий исправления допущенной соответствующим уполномоченным органом ошибки (в данном случае в расчете выслуги лет военнослужащего), влияющей на реализацию гражданином права на меры социальной поддержки, должны приниматься во внимание срок, прошедший с момента признания со стороны органов государственной власти такого права за гражданином, разница между действительным (подтвержденным) и требуемым для реализации мер социальной поддержки стажем службы, возможность возвращения гражданина на военную службу для приобретения права на меры социальной поддержки, добросовестность действий гражданина.
Принимая во внимание, что ответчик на протяжении многих лет после увольнения истца со службы, признавал за ним как право на санаторно-курортное лечение, так и на медицинское обслуживание в ведомственных учреждениях здравоохранения, при этом, каких-либо действий в течение длительного периода времени, направленных на проверку правильности расчета выслуги лет (включая продолжительность военной службы), и, соответственно, правомерности получения истцом мер социальной поддержки, не предпринимал, выводы суда апелляционной инстанции о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в соответствующей части являются правильными.
Доводы кассационной жалобы УФСБ по Алтайскому краю об отсутствии у истца права на социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в связи с тем, что продолжительность военной службы составляет менее 20 лет, не могут служить основанием для отмены судебных актов, поскольку сводятся к выражению несогласия с выводами суда первой и апелляционной инстанции по фактическим обстоятельствам спора и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судом были допущены нарушения, влекущие отмену обжалуемого судебного постановления.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного постановления, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 29 мая 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 25 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Алтайскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.