Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Белоногого А.В, судей Головкиной Л.А. и Шадриной Е.В, при секретаре Веселовой Н.Н, с участием прокурора Капсамун И.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-247/2023 по апелляционной жалобе Леонтьевой Е.Н. на решение Санкт-Петербургского городского суда от 12 октября 2023 года, которым отказано в удовлетворении её административного иска о признании не действующим в части постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30 ноября 2021 года N929 "Об оплате коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, предоставленной потребителям в жилых помещениях в многоквартирных домах на территории Санкт-Петербурга".
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Белоногого А.В, объяснения административного истца Леонтьевой Е.Н. и её представителя, адвоката Татаренко Т.Г, настаивавших на доводах жалобы, представителя административных ответчиков, Правительства Санкт-Петербурга и Губернатора Санкт-Петербурга Власова А.А, находившего решение суда законным и обоснованным, представителя заинтересованного лица, Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Пыхтыревой Ю.В, возражавшей против доводов жалобы, представителя заинтересованного лица, Акционерного общества "Невский экологический оператор" Рябковой И.А, находившей решение суда законным и обоснованным, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капсамун И.С, полагавшей, что решение суда не подлежит отмене, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
30 ноября 2021 года Правительством Санкт-Петербурга принято постановление N 929 "Об оплате коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, предоставленной потребителям в жилых помещениях в многоквартирных домах на территории Санкт-Петербурга" (далее оспариваемое постановление, постановление N 929).
Оспариваемое постановление 2 декабря 2021 года опубликовано на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru.
Пунктом 1 оспариваемого постановления установлено, что на территории Санкт-Петербурга оплата коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, предоставленной потребителям в жилых помещениях в многоквартирных домах, осуществляется исходя из общей площади жилого помещения.
Леонтьева Е.Н. обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, в котором с учётом уточнения заявленных требований в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (л.д.111-112), просила признать не действующим постановление N 929 в части установления оплаты коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, предоставленной потребителям в жилых помещениях в многоквартирных домах, исходя из общей площади жилого помещения, также просила обязать принять замещающий акт с установлением иного способа расчёта.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что оспариваемое постановление в части установления принципа исчисления коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения, независимо от числа проживающих, установлен в нарушение принципа разумности, справедливости и целесообразности, противоречит конституционному принципу о достойном уровне существования, несоизмеримо с реальным количеством образуемых отходов; при этом перерасчёт платы невозможен.
Административный истец также ссылался на то, что установленный порядок исчисления размера платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами увеличивает финансовую нагрузку, поскольку начисленный объём накопления не соответствует реальному параметру накопления проживающего одного человека в квартире.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 12 октября 2023 года в удовлетворении административного иска Леонтьевой Е.Н. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, принять новое об удовлетворении заявленных требований (л.д.158-159). Податель жалобы мотивирует свою позицию тем, что судом при вынесении решения не учтено, что определённый оспариваемым регулированием порядок расчёта платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами фактически нарушает права большой категории граждан (пенсионеры, малоимущие, инвалиды), чей прожиточный минимум снижен. Расчёт по стоимости коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами для офисных помещений осуществляется исходя из числа сотрудников, что вступает в противоречие с расчётом стоимости данной услуги для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, исходя не из количества зарегистрированных в нём лиц, а исходя из общей площади жилого помещения. По мнению истца, в данном случае можно применить аналогию норм.
Судом не дана оценка доводу административного истца о не легитимности избрания в качестве регионального оператора (исполнителя) по обращению с твёрдыми коммунальными отходами Акционерного общества "Невский экологический оператор"; не учтено, что данное общество не имеет материально-технической базы, основных средств на балансе, транспорта, современного производства для переработки и утилизации твёрдых коммунальных отходов.
Относительно апелляционной жалобы Правительством Санкт-Петербурга, АО "Невский экологический оператор", Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга представлены возражения.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не просивших об отложении судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, выслушав объяснения участников процесса и заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, жилищное законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", действовавшего на дату принятия оспариваемого нормативного акта и утратившего силу с 1 января 2023 года в связи с принятием Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.
В соответствии со статьёй 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с данным Кодексом других федеральных законов, изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, других федеральных законов.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон об отходах производства и потребления) предусмотрено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.10 данного Закона нормативы накопления твёрдых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Судом установлено, что Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга разработан проект постановления Правительства Санкт-Петербурга "Об определении размера платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, предоставленную потребителям в занимаемых ими жилых помещениях в многоквартирных домах на территории Санкт-Петербурга".
В соответствии с Регламентом Правительства Санкт-Петербурга и с распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 17 августа 2012 года N 48-рп "О порядке организации независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и независимой экспертизы проектов административных регламентов предоставления государственных услуг (исполнения государственных функций) в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга" проект постановления Правительства Санкт-Петербурга "Об определении размера платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, предоставленную потребителям в занимаемых ими жилых помещениях в многоквартирных домах на территории Санкт-Петербурга" в период с 13 сентября 2021 года по 27 сентября 2021 года был размещён на едином региональном интернет-портале для размещения проектов нормативных правовых актов Правительства Санкт-Петербурга в целях общественного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы и на официальном сайте Комитета по тарифам Санкт-Петербурга (л.д.38).
Проверяя процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, исходя из правового регулирования, изложенного в пунктах 1, 14 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга от 6 июля 2009 года N 335-66 "О Правительстве Санкт-Петербурга", действовавшего на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, пункта 3.2.1 Регламента Правительства Санкт-Петербурга, утверждённого постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 декабря 2003 года N 100 "Об утверждении Регламента Правительства Санкт-Петербурга", суд установил, что процедура принятия данного акта не нарушена, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом - Правительством Санкт-Петербурга, с соблюдением процедуры принятия, официально опубликован.
Соглашаясь с данными выводами суда, судебная коллегия принимает во внимание, что доводов о допущенных при принятии оспариваемого нормативного правового акта нарушений процедуры подготовки акта, порядка и процедуры его принятия и обнародования истцом не заявлено.
Установив наличие у Леонтьевой Е.Н. обязанности по оплате в составе жилищно-коммунальных услуг услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, исходя из норматива потребления и общей площади жилого помещения (л.д.9), суд пришёл к обоснованному выводу о праве административного истца на обращение в суд с заявленным административным иском.
Проверяя на соответствие федеральному законодательству нормативный акт, оспариваемый в части установления на территории Санкт-Петербурга порядка осуществления оплаты коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения, а не по количеству граждан постоянно и временно проживающих в жилом помещении, суд пришёл к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда.
До внесения изменений в законодательство по обращению с твёрдыми коммунальными отходами плата для населения за услугу по сбору и вывозу твёрдых бытовых отходов исходя из пункта 2.6.1.3 Методических рекомендаций по финансовому обоснованию тарифов на содержание и ремонт жилищного фонда, утверждённых приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 28 декабря 2000 года N 303, подпункта "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, относилась не к коммунальным, а к жилищным услугам. Плата за сбор и вывоз таких отходов входила в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, её размер определялся в соответствии с положениями статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и не предусматривал возможность перерасчёта данной услуги в связи со временным отсутствием граждан в жилом помещении.
Федеральный закон от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" установилновый вид коммунальных услуг - услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в таких многоквартирных домах.
Соответствующие изменения внесены и в часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой плата за коммунальные услуги стала включать в себя в числе прочих плату за обращение с твёрдыми коммунальными отходами.
Из содержания части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчёте платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учёта используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учёта, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1.1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Следует отметить, что полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений уточняет статья 12 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу пункта 16 которой установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчёта и внесения такой платы относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.
Приведённые законоположения закрепляют содержание подлежащих реализации Правительством Российской Федерации полномочий на основании собственного решения и выражаются, в том числе, в определении порядка расчёта размера платы за коммунальную услугу.
Во исполнение предоставленных федеральным законодателем полномочий Правительство Российской Федерации 6 мая 2011 года издало Постановление N 354 (далее Правила N 354), которым утверждены Правила, действующие с изменениями, внесёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2018 года N 331.
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учёта и при их отсутствии, иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг.
При этом раздел XV Правил N 354, введённый Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 года N 232, предусматривает правила предоставления коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
Как предусмотрено абзацем первым пункта 148(30) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9 (1) приложения N 2 к Правилам, согласно которой размер платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в жилом помещении определяется исходя из общей площади жилого помещения, нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов, установленной цены на коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (абзац первый).
Согласно абзацу второму пункта 148(30) Правил N 354 в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения N 2 к Правилам.
Абзацем третьим пункта 148(30) Правил N 354 определено, что при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения N 2 к Правилам N 354.
В соответствии с абзацем первым пункта 4(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения в соответствии с абзацем вторым пункта 148(30) Правил в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Проанализировав приведённые законоположения в их совокупности, суд пришёл к обоснованному выводу о том, что при принятии оспариваемого постановления N 929 Правительство Санкт-Петербурга действовало в пределах имеющихся у него полномочий и компетенции, и как исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга правомочно принимать решения о порядке осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, предоставленной потребителям в жилых помещениях в многоквартирных домах, в том числе исходя из общей площади жилого помещения, что в полной мере соответствует положениям пункта 4(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
С учётом приведённых в подпункте "а" пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснений, согласно которым суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, её субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, также является правильным вывод суда о признании несостоятельными доводов административного истца о противоречии оспариваемого регулирования принцам разумности, целесообразности.
Исходя из вышеуказанного, требования административного истца о возложении на Правительство Санкт-Петербурга обязанности определить оплату по обращению с твёрдыми коммунальными отходами исходя из количества проживающих в жилом помещении, признаются необоснованными. Вторжение в правотворческую компетенцию органов исполнительной власти в порядке судебного нормоконтроля недопустимо.
Таким образом, право органа государственной власти субъекта Российской Федерации на принятие решения о порядке расчётов за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения предусмотрено нормативным правовым актом федерального уровня и ему не противоречит, поскольку согласно пункту 9 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень вопросов, отнесённых к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, не является исчерпывающим.
Следовательно, осуществление органами власти субъектов Российской Федерации полномочий по выбору установленного нормативными актами Правительства Российской Федерации порядка расчёта не приводит к нарушению приведённых норм Жилищного кодекса Российской Федерации, и в частности его части 1 статьи 157.
При таких обстоятельствах, судом обоснованно отказано в удовлетворении административного иска ввиду отсутствия противоречий оспариваемого в части нормативного правового акта нормам, имеющим большую юридическую силу, и отсутствия сведений о нарушении жилищных прав административного истца данным правовым актом.
Довод административного истца о том, что оспариваемое постановление исключает возможность перерасчёта размера платы за коммунальные услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении, ошибочен.
Пункт 56.2 Правил N 354 предусматривает порядок расчёта объёма коммунальных услуг при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан, согласно которому при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объём коммунальных услуг рассчитывается с учётом количества собственников такого помещения, поскольку регулируя вопросы внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, Жилищный кодекс Российской Федерации в части 11 статьи 155 предусматривает, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Отсутствие потребителя по месту нахождения принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения по причине постоянного проживания в ином жилом помещении не является временным отсутствием, и, следовательно, само по себе не является основанием для перерасчёта размера платы в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил N354.
Более того, в соответствии с пунктом 148 (36) Правил N 354 при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объём коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами рассчитывается с учётом количества собственников такого помещения.
Таким образом, Правительство Санкт-Петербурга, принимая оспариваемое постановление, реализовало закреплённое в пункте 4 (1) Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 857 право на установление порядка осуществления платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Санкт-Петербурга, исходя из общей площади жилого помещения.
Доводы истца о наличии у административного ответчика обязанности закрепить в оспариваемом нормативном правовом акте механизм перерасчёта размера платы являются несостоятельными, поскольку административный ответчик, не обладая компетенцией на определение условий осуществления перерасчёта за коммунальную услугу, обоснованно не установилтакой порядок в оспариваемом нормативном акте.
Само по себе установленное нормами жилищного законодательства разграничение полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти не является предметом правового регулирования оспариваемых предписаний.
Неиспользование собственником принадлежащего ему жилого помещения для постоянного проживания не является основанием для перерасчёта размера платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Перерасчёт размера платы может быть произведён за периоды именно временного отсутствия гражданина по причинам невозможности его проживания в жилом помещении в ограниченный чёткими временными рамками период (командировка, стационарное лечение, нахождение в учебном заведении и т.п.) (Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённый Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13 декабря 2023 года).
Частью 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учётом перерасчёта платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Право потребителя коммунальной услуги по обращению с ТКО требовать в случаях и порядке, которые установлены Правилами N 354, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении предусмотрено пунктом 148(24) Правил N 354.
Таким образом, реализация лицом правомочий собственника жилого помещения по пользованию данным помещением либо избранию им иного места проживания, а равно отсутствие потребителя по месту нахождения принадлежащей ему на праве собственности квартиры по причине постоянного проживания по другому адресу не тождественно понятию "временное отсутствие потребителя" и не освобождает собственника от бремени содержания своего имущества, а постоянное проживание в ином жилом помещении не может быть признано временным отсутствием, являющимся основанием к перерасчёту платы за обращение с твёрдыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил N 354.
Пунктом 86(1) раздела VIII Правил N 354 определено, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии в жилом помещении потребителя коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на основании заявления и документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя в жилом помещении, осуществляется перерасчёт размера платы за указанную услугу в порядке, установленном данным разделом.
Перерасчёт размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО осуществляется согласно приложению N 4 к Правилам N 354.
Пунктом 148(44) Правил N 354 также определено, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчёт размера платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил N 354.
Пунктами 1, 2 приложения N 4 к Правилам N 354, введённого в действие Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2022 года N 2076 "О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", вступившим в силу с 1 марта 2023 года и действующим до 31 декабря 2027 года, установлен порядок перерасчёта размера платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в жилом помещении, определённого по формуле 9(2), указанной в приложении N 2 к Правилам N 354.
Поскольку по формуле, содержащейся в пункте 9(2), указанной в приложении N 2 к Правилам N 354, определяется размер платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов, действующим законодательством прямо определён порядок перерасчёта платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами за период временного отсутствия граждан, исчисляемой указанным образом.
Как изложено в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 декабря 2022 года N 52-П, обязанность собственника жилого помещения в многоквартирном доме по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами возникает не в силу факта её реального индивидуального потребления (по крайней мере, в части приёма отходов и их транспортирования, стоимость которых, как и других элементов обращения с твёрдыми коммунальными отходами, в структуре данной платы не определена), а в силу презумпции необходимости для собственника - причём как пользующегося, так и не пользующегося принадлежащим ему жилым помещением - обеспечивать не только сохранность этого помещения, но и поддержание в надлежащем санитарном состоянии многоквартирного дома в целом и прилегающей к нему территории, а также заботиться о сохранении благоприятной окружающей среды. Полное освобождение собственника жилого помещения в многоквартирном доме, который в нём постоянно не проживает (что подтверждается в том числе отсутствием его регистрации в соответствующем жилом помещении), от внесения платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами - с учётом её целевой направленности и общественно значимого характера - не обеспечивало бы разумного баланса публичных и частных интересов в этой сфере отношений, а также не согласовывалось бы с конституционными принципами справедливости и равенства, требованиями о защите жизни и здоровья граждан, праве каждого на благоприятную окружающую среду и обязанности сохранять природу и окружающую среду (преамбула, статья 7, часть 3 статьи 17, часть 1 статьи 19, часть 1 статьи 20, часть 1 статьи 41, статьи 42 и 58 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, перерасчёт платы за оказание услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами за период временного отсутствия граждан допускается как в случае её исчисления исходя из количества постоянно или временно проживающих граждан, так и исходя из общей площади жилого помещения.
Не является основанием для отмены решения суда довод апелляционной жалобы о том, что определённый оспариваемым регулированием порядок расчёта размера платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами фактически нарушает права большой категории граждан (пенсионеры, малоимущие, инвалиды), чей прожиточный минимум снижен. Данное обстоятельство не свидетельствует о наличии в оспариваемом постановлении норм, противоречащих нормам, имеющим большую юридическую силу. При этом установлено, что постановление принято административным ответчиком в порядке реализации закреплённого в пункте 4 (1) Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 857 права на установление порядка осуществления платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Санкт-Петербурга, исходя из общей площади жилого помещения.
Признаётся несостоятельной ссылка административного истца на то, что расчёт по оплате коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами для офисных помещений осуществляется исходя из числа сотрудников, в связи с чем по аналогии расчёт размера оплаты за услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами для собственников жилых помещений в многоквартирных домах также должен осуществляться исходя из количества зарегистрированных в нём лиц, а не исходя из общей площади жилого помещения.
Федеральным законодателем региональным правотворческим органам предоставлено право принимать решения о порядке осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, предоставленной потребителям в жилых помещениях в многоквартирных домах, в том числе исходя из общей площади жилого помещения, что в полной мере соответствует положениям пункта 4(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 857.
Предложенный административным истцом вариант расчёта оплаты коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, в настоящее время применимый для офисных помещений, вторгается в правотворческую компетенцию регионального законодателя, что вновь недопустимо. Судебная коллегия отмечает, что вопросы о целесообразности разграничения полномочий органов федеральной и региональной власти, а также о целесообразности введения в действие оспариваемого регулирования в конкретной редакции в предмет доказывания по делу в порядке судебного нормоконтроля не включаются.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии в обжалуемом судебном акте оценки доводов о нелегитимности избрания в качестве регионального оператора (исполнителя) по обращению с твёрдыми коммунальными отходами Акционерного общества "Невский экологический оператор", основанием для отмены решения суда не является, поскольку свидетельствует только о несогласии истца с избранным региональным оператором (исполнителем). По аналогичным основаниям признаются несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что у Акционерного общества "Невский экологический оператор" отсутствует материально-техническая база, основные средства на балансе, транспорт, современное производство для переработки и утилизации твёрдых коммунальных отходов. Ссылки на указанные обстоятельства не свидетельствуют о наличии в оспариваемом постановлении норм, противоречащих нормам, имеющим большую юридическую силу, связанных с регулированием оплаты коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, предоставленной потребителям в жилых помещениях в многоквартирных домах на территории Санкт-Петербурга.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, не опровергают сформулированные выводы суда и основанием для отмены правильно постановленного судебного решения не являются.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Санкт-Петербургского городского суда от 12 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Леонтьевой Е.Н. - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Санкт-Петербургский городской суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.