Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи: Насиковской А.А, судей : Переверзиной Е.Б, Подгорной Е.П, при секретаре-помощнике судьи: Белоноговой Д.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-56/2023 по апелляционным жалобам административных ответчиков ГБУ "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" и Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области на решение Курганского областного суда от 13 ноября 2023 года по административному иску ФИО1 к Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области, ППК "Роскадастр", Правительству Курганской области, ГБУ "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" об оспаривании архивной кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества.
Заслушав доклад судьи Насиковской А.А, выслушав пояснения представителя административного истца ФИО1 - Шаргу А.С, возражавшего против апелляционных жалоб административных ответчиков, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в Курганский областной суд с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области, ППК "Роскадастр", Правительству Курганской области, ГБУ "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости", в котором с учетом дополнения исковых требований просил суд:
- установить по состоянию на 01 января 2021 года кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N площадью 1059, 6 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере, равном рыночной стоимости 6 975 000 рублей;
- установленную архивную кадастровую стоимость в размере рыночной применять на период с 1 января 2021 года до 1 января 2022 года.
В обоснование заявленных требований ФИО1 указал, что он является собственником вышеуказанного объекта недвижимости.
Кадастровая стоимость данного объекта недвижимости на 31 декабря 2020 года составляла 5 415 848, 71 рублей. Постановлением Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области N 89-п от 24 октября 2022 года кадастровая стоимость объекта недвижимости была изменена и составила 28 154 240, 53 рублей, датой применения этой кадастровой стоимости установлено 1 января 2021 года. На 2022 год по заявлению ФИО1 кадастровая стоимость объекта недвижимости была установлена в размере рыночной 5 228 000 рублей.
Административный истец выражает несогласие с кадастровой стоимостью принадлежащего ему объекта недвижимости, применяемой в период с 1 января 2021 года до 1 января 2022 года в размере 28 154 240, 53 рублей, ссылаясь на то, что согласно отчету об оценке от 17 июля 2023 года, подготовленному оценщиком ООО "АНЭиО" ФИО8, рыночная стоимость объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2021 года составляла 6 975 000 рублей.
С учетом данных обстоятельств, административный истец считает свои права нарушенными, указывая на то, что налоговая база для уплаты налога на имущество определяется кадастровой стоимостью объекта недвижимости, а, следовательно, кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере 28 154 240, 53 рублей влечет для административного истца увеличение налогового бремени.
Представители ответчиков ГБУ Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости", Правительства Курганской области, ППК "Роскадастр", Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области возражали против удовлетворения административного иска ФИО1, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для удовлетворения иска.
Решением Курганского областного суда от 13 ноября 2023 года требования ФИО1 к Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области удовлетворены: установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости - помещения площадью 1059, 6 кв.м. с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", в размере, равном рыночной стоимости, по состоянию на 01 января 2021 года в сумме 6 975 000 рублей. Судом в решении указано на то, что установленная (архивная) кадастровая стоимость подлежит применению до 01 января 2022 года.
В удовлетворении заявленных требований ФИО1 к Правительству Курганской области, ГБУ Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости", ППК "Роскадастр" отказано.
От административных ответчиков Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области и ГБУ "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" поступили апелляционные жалобы на решение Курганского областного суда от 13 ноября 2023 года, в которых указанные ответчики выражают несогласие с постановленным решением суда.
В апелляционной жалобе представитель Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области Вахтина К.О. просит отменить решение от 13 ноября 2023 года, как незаконное, постановленное при неправильном применении норм материального и процессуального права. Податель жалобы указывает, что у Департамента отсутствуют полномочия и механизмы самостоятельного установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, в связи с чем Департамент в рамках своих полномочий не мог нарушить права и законные интересы административного истца; полагает, что Департамент не может являться ответчиком в настоящем споре.
В апелляционной жалобе представитель ГБУ "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" - Мищенко Е.И. просит отменить решение от 13 ноября 2023 года, как незаконное, постановленное при неправильном определении обстоятельств и неправильном применении норм материального права. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что у административного истца отсутствует право на оспаривание кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере 28 154 240, 53 рублей, установленной Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области по состоянию на 01 января 2021 года, поскольку указанная кадастровая стоимость не применялась для налогообложения в силу норм статей 378.2, 391, 403 Налогового кодекса РФ, согласно которым для целей налогообложения кадастровая стоимость, приведенная в соответствие с рыночной, применяется ретроспективно не с 1 января года, в котором было подано заявление об установлении (оспаривании), а с даты начала применения измененной кадастровой стоимости. По мнению Учреждения, для расчета налога на имущество с 1 января 2021 года должна применяться кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости в размере 5 228 000 рублей.
Со стороны административного истца ФИО1 поступили письменные возражения на апелляционные жалобы, в которых представитель ФИО1 - Шаргу А.С. выражает критическое отношение к апелляционным жалобам Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области и ГБУ "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости", просит оставить их без удовлетворения, а обжалуемое решение Курганского областного суда - без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФИО1 - Шаргу А.С, принимавший участие с использованием систем видеоконференц-связи на базе Полевского городского суда Свердловской области, поддержал письменные возражения, просил оставить решение Курганского областного суда от 13 ноября 2023 года без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещёнными о дате, времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (2ap@sudrf.ru), в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, в связи с чем, руководствуясь частью 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учётом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив и проверив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции, ФИО1 является собственником объекта недвижимости - помещения гостиницы со столовой в здании административно-бытового корпуса со столовой, площадью 1059, 6 кв.м, кадастровый N, расположенного по адресу: "адрес" (т.1, л.д. 12).
На дату постановки объекта на государственный кадастровый учет - 25 августа 2013 года кадастровая стоимость объекта недвижимости составляла 5 415 848, 71 рублей.
Постановлением Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области от 19 октября 2020 г. N 52-П "Об утверждении результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Курганской области" кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2020 года определена в размере 39 454 003, 70 рублей.
Постановлением Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области от 24 октября 2022 г. N 89-П "О внесении изменений постановление Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области от 19 октября 2020 г. N 52-П "Об утверждении результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Курганской области", кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости была изменена и составила 28 154 240, 33 рублей.
Решением ГБУ Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" от 9 ноября 2022 г. "данные изъяты" на основании заявления административного истца, поданного в порядке ст. 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в размере 5 228 000 рублей.
Согласно представленной выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 26 сентября 2023 года, кадастровая стоимость помещения с кадастровым номером N, установлена по состоянию на 1 января 2020 года и составляет 28 154 240, 53 рублей; датой начала применения кадастровой стоимости определено 1 января 2021 года.
Таким образом, кадастровая стоимость объекта с кадастровым номером N составляла:
- 5 415 848, 71 рублей - в период с 25 августа 2013 года до 1 января 2021 года;
- 28 154 240, 53 рублей - в период с 1 января 2021 года до 1 января 2022 года;
- 5 228 000 рублей - в период с 1 января 2022 года по настоящее время.
18 июля 2023 года ФИО1 обратился в ГБУ Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, представив отчет оценщика ООО "Агентство независимой экспертизы и оценки" ФИО8, составленный по состоянию на 1 января 2021 года, согласно которому рыночная стоимость помещения на указанную дату составляла 6 975 000 рублей.
20 июля 2023 года ГБУ Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" возвратило заявление ФИО1 без рассмотрения на основании положений п.п. 1, 2 ч. 8 ст. 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", поскольку заявление подано по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую отчетом определена рыночная стоимость объекта (1 января 2021 года).
Разрешая спорные правоотношения и удовлетворяя исковые требования ФИО1 путем установления по состоянию на 01 января 2021 года кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере, равном рыночной стоимости, в сумме 6 975 000 рублей с периодом применения до 01 января 2022 года, Курганский областной суд исходил из того, что права ФИО1 не могут быть восстановлены в порядке, определенном статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, поскольку нормы данной статьи не предусматривают возможности принятия бюджетным учреждением решения об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной на ретроспективную дату, когда сведения о кадастровой стоимости приобрели характер "архивных" уже в период действия нового правового регулирования.
Суд отметил в решении, что в сложившейся правовой ситуации гражданин не может быть лишен возможности защиты своего нарушенного права только по причине отсутствия в новом правовом регулировании специальных правил применительно к сложившимся правоотношениям с его участием. Также суд первой инстанции, проанализировав изменение кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости за период с 2013 года по 2022 год, пришел к выводу, что оспариваемая кадастровая стоимость в размере 28 154 240, 53 рублей кратно превышает кадастровую стоимость объекта, изначально определенную при постановке объекта на кадастровый учет в 2013 году и при установлении кадастровой в размере рыночной решением бюджетного учреждения в 2022 году (5 228 000 рублей), равно как и установленную отчетом оценщика на 1 января 2021 года (6 975 000 рублей), что, по мнению суда, является косвенным свидетельством допущенной при массовой оценке в 2020 году ошибке в формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости.
С учетом вывода о том, что ФИО1 иным (внесудебным) способом объективно не имеет возможности осуществить защиту своих прав, суд первой инстанции счел возможным установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере, равном рыночной стоимости, на ретроспективную дату, то есть по состоянию на 1 января 2021 года.
Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции не может согласиться с решением Курганского областного суда по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 6 Федерального закона от 31.07.2020 N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 269-ФЗ) предусмотрено, что до 1 января 2026 года устанавливается переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) с учетом следующих особенностей:
1) в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее - решение).
Реализуя полномочия в порядке пункта 1 части 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ, Правительство Курганской области на основании Постановления N 443 от 23 декабря 2020 года "Об установлении даты перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" установило на территории Курганской области дату перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ - с 01 января 2021 года.
Порядок применения и особенности нового правового регулирования, связанного с введением для применения положений статьи 22.1. Федерального закона N 237-ФЗ, регламентированы в пункте 3 части 2 статьи 6 Федерального закона N269-ФЗ.
В частности, пунктом 3 части 2 статьи 6 Федерального закона N269-ФЗ установлено, что с даты, указанной в Решении о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", в субъекте Российской Федерации:
1) применяются положения ст. 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в ЕГРН;
2) не применяются положения ст. 22 Федерального закона N 237-ФЗ;
3) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со ст. 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ не осуществляется.
Таким образом, начиная с 1 января 2021 года, на территории Курганской области вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости регулируются в порядке, предусмотренном статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, при этом нормы статьи 22 Федерального закона N 237-ФЗ и ст. 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ не подлежат применению в силу вышеприведенных требований пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона N269-ФЗ, носящих императивный характер.
Как следует из части 1 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц.
Согласно части 7 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Как следует из части 11 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", бюджетное учреждение вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости:
1) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - решение об установлении рыночной стоимости), указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости;
2) об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (далее - решение об отказе в установлении рыночной стоимости).
В силу части 15 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Как разъяснено в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)", утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 30 июня 2021 года, если в субъекте Российской Федерации принято решение о дате перехода к применению положений ст. 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, то независимо от того, на основании какого закона была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, оспаривание результатов определения такой кадастровой стоимости возможно только по правилам ст. 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, то есть после 1 января 2023 г. или с даты, указанной в Решении, может быть оспорено только решение бюджетного учреждения, принятое в соответствии со ст. 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ (Вопрос 2 Обзора судебной практики).
Анализ совокупности приведенных правовых норм и руководящих разъяснений Верховного Сада РФ позволяет сделать вывод о том, что статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ предусмотрен механизм внесудебного установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости путем рассмотрения заявления об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости в государственных бюджетных учреждениях субъектов Российской Федерации, осуществляющих определение кадастровой стоимости. Таким образом, законом установлен внесудебный порядок определения рыночной стоимости.
Часть 15 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ предусматривает возможность оспаривания в суде решения бюджетного учреждения. Требование об установлении рыночной стоимости может быть заявлено только одновременно с требованием об оспаривании решения бюджетного учреждения и не носит самостоятельного характера.
С даты перехода на территории Курганской области к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, а именно с 01 января 2021 года, предусмотрен внесудебный порядок установления кадастровой стоимости в размере рыночной, наделяющий заявителя, не согласного с кадастровой стоимостью объекта недвижимости, правом обратиться в бюджетное учреждение с соответствующим заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости.
При несогласии заявителя с решением бюджетного учреждения, принятым по итогам рассмотрения заявления об установлении кадастровой стоимости равной рыночной стоимости, заявитель вправе обратиться в суд с административным иском об оспаривании решения бюджетного учреждения, заявив (по усмотрению) одновременно также и требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Возможность предъявления самостоятельного требования об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной без одновременного предъявления требований об оспаривании решения бюджетного учреждения после введения с 01 января 2021 года на территории Курганской области нового правового регулирования, связанного с применением статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", законодательно не предусмотрена.
Материалами дела подтверждается, что административным ответчиком ГБУ Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" не принималось решения в порядке, предусмотренном частью 11 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", и как следствие, административный истец ФИО1 соответствующих исковых требований (об оспаривании решения бюджетного учреждения), поименованных в части 15 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", в Курганский областной суд не предъявлял.
Поскольку административным истцом не заявлено требований о признании незаконным решения бюджетного учреждения, то заявленное административным истцом в настоящем административном деле требование об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости не подлежит рассмотрению судом.
По существу, требование административного истца ФИО1 об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости заявлено в суд, минуя законодательно установленный внесудебный порядок установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости.
Курганский областной суд, удовлетворив исковые требования ФИО1 об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, фактически разрешилтребования, не отнесенные к его компетенции, подменив собой бюджетное учреждение, что нельзя признать соответствующим требованиям закона.
При этом судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о нарушении прав ФИО1 и о невозможности в данном случае защитить свои права иным способом, нежели в порядке предоставления судебной защиты.
Следует отметить, что первоначально кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости в размере 39 454 803, 70 рублей была определена по состоянию на 1 января 2020 года в результате массовой кадастровой оценки и утверждена Постановлением Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области от 19 октября 2020 г. N 52-П "Об утверждении результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Курганской области".
6 ноября 2020 года на официальном сайте МО г. Курган в сети Интернет, а также на официальном интернет-портале правовой информации (http://publication/pravo.gov.ru/Document/View/450120201023000) было размещено извещение об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории Курганской области, и заинтересованным лицам предложено обратиться в ГБУ Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" в случае несогласия с утвержденной кадастровой стоимостью.
Сведения о кадастровой стоимости в размере 39 454 803, 70 рублей были внесены 7 декабря 2020 года, датой начала применения сведений об указанной кадастровой стоимости является дата - 1 января 2021 года.
С даты введения нового правового регулирования, установленного статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, а именно с 1 января 2021 года, ФИО1 мог воспользоваться правом на реализацию процедуры внесудебного установления кадастровой стоимости, обратившись с соответствующим заявлением в бюджетное учреждение по правилам статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.
Однако фактически такое обращение ФИО1 в порядке статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной последовало только 24 октября 2022 года. По итогам рассмотрения заявления ФИО1 было принято решение "данные изъяты" от 9 ноября 2022 года об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости 5 228 000 рублей, дата начала применения данных сведений о кадастровой стоимости - 01 января 2022 года.
До этого момента (до установления кадастровой стоимости в размере рыночной) ФИО1 также в октябре 2022 года обращался в бюджетное учреждение с заявлением об исправлении ошибки (ошибка в дате постройки) в порядке статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ. Постановлением Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области от 24 октября 2022 г. N 89-П кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости была изменена и составила 28 154 240, 33 рублей, с датой применения с 1 января 2021 года.
Таким образом, реализация экономического интереса ФИО1 в снижении налогового бремени посредством уменьшения кадастровой стоимости принадлежащего ему объекта недвижимости полностью зависела от его волеизъявления и совершаемых действий. Пассивное поведение административного истца в данном вопросе не может быть восполнено судебным решением, поскольку, как было указано выше, установление кадастровой стоимости в размере рыночной не отнесено к компетенции суда, за исключением случая, когда одновременно разрешается требование о признании незаконным решения бюджетного учреждения.
Судебная коллегия также полагает возможным отметить необоснованность доводов административного истца о наличии у него права на оспаривание архивной кадастровой стоимости, приводимых в иске со ссылками на Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 28 от 30 июня 2015 года.
Действительно, как разъяснено в пунктах 14 и 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
В пункте 53 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 10 июня 2020 года, также указывается на то, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
Вместе с тем, указанные разъяснения Верховного Суда РФ даны до издания Федерального закона N 269-ФЗ, принятого 31 июля 2020 года, и объективно не могут учитывать особенности нового правового регулирования, а именно, принятие высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о дате переходе к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, то есть введение обязательного к соблюдению механизма внесудебного порядка установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и освобождения судов от рассмотрения административных дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Применение вышеприведенного подхода к оспариванию кадастровой стоимости, установленной в соответствии с Федеральным законом N 237-ФЗ и ставшей впоследствии архивной, фактически нивелирует введенный Федеральным законом N 269-ФЗ механизм внесудебного установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости.
Так, если допустить возможность применения разъяснений Верховного Суда РФ об оспаривании кадастровой стоимости, ставшей архивной, к случаям, когда оспариваемая кадастровая стоимость определена в порядке Федерального закона N 237-ФЗ и в субъекте Российской Федерации принято решение о переходе к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, то у всех лиц, которые в Курганской области в юридически значимый период (применительно к настоящему спору в период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года) не реализовали в установленном порядке предоставленное им статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ право на внесудебное установление кадастровой стоимости равной рыночной стоимости, возникнет право на обращение в суд с исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, как только кадастровая стоимость станет архивной.
При внедрении подобного подхода, необходимость обращения в бюджетное учреждение в порядке ст.22.1 Федерального закона N 237-ФЗ утрачивает всякий правовой смысл, поскольку после приобретения характера архивной стоимости, такая кадастровая стоимость может быть оспорена любым заинтересованным лицом в обход положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, что противоречит логике введенного Федеральным законом N 269-ФЗ нового правового регулирования.
Приводимые в иске, а также в возражениях на апелляционные жалобы, доводы административного истца о недопустимости лишения его предоставленного Конституцией РФ права на судебную защиту подлежат отклонению.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из права на судебную защиту, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не вытекает возможность выбора заинтересованным лицом по своему усмотрению конкретных форм и способов реализации такого права, которые с соблюдением требований Конституции Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (определение Конституционного Суда РФ от 23.06.2015 N 1357-О).
Начиная с 1 января 2021 года у административного истца имелась возможность обратиться в бюджетное учреждение в порядке, установленном ст.22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, а в случае несогласия с принятым бюджетным учреждением решением - в суд. Неиспользование административным истцом предоставленного ему Федеральным законом N 237-ФЗ права на установление кадастровой стоимости равной рыночной стоимости, не дает ему права на выбор по своему усмотрению иной формы защиты своих прав, которая действующим законодательством не предусмотрена.
Административный истец в данном случае не вправе в судебном порядке требовать установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, однако, полагая размер кадастровой стоимости объекта недвижимости завышенным, административный истец вправе обратиться в бюджетное учреждение с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости. При этом, исходя из положений пп. б п.3 ч.18 Федерального закона N 237-ФЗ, в случае внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, изменяющих кадастровую стоимость объекта недвижимости в сторону уменьшения, сведения об измененной кадастровой стоимости будут применяться со дня начала применения сведений о кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 194 КАС РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу, в случае если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
Согласно части первой статьи 128 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
При том положении, что требования ФИО1, в том виде, в каком они заявлены в иске, не подлежат рассмотрении в суде, то, следовательно, обжалуемое решение Курганского областного суда подлежит отмене, а производство по настоящему административному делу - прекращению.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 128, 194 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Курганского областного суда от 13 ноября 2023 года отменить.
Прекратить производство по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере рыночной стоимости 6 975 000 рублей по состоянию на 01 января 2021 года и о применении данной кадастровой стоимости на период с 1 января 2021 года до 1 января 2022 года.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.