Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шадриной Е.В, судей Ехаловой Ю.А, Шеповаловой О.А, при секретаре Веселовой Н.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кашириной Светланы Леонидовны о признании не действующим в части Положения о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области, утверждённого решением Совета депутатов муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области от 25 июня 2020 г. N 35, по апелляционной жалобе Кашириной Светланы Леонидовны на решение Ленинградского областного суда от 13 декабря 2023 г, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Шадриной Е.В, возражения прости удовлетворения апелляционной жалобы представителя Совета депутатов муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области Шнейваса Е.Е, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капсамун И.С, полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
25 июня 2020 г. Советом депутатов муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области принято решение N 35 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области" (далее - Положение), которое распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г.
Согласно статье 2 Положения им регламентируются правовые, финансовые и организационные отношения в сфере назначения, исчисления, выплаты и перерасчёта пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области, и установлены полномочия администрации Волховскогот муниципального района Ленинградской области по назначению, исчислению, выплате и перерасчёту пенсии за выслугу лет.
В статье 3 Положения названы условия назначения пенсии за выслугу лет.
В частности, подпунктом 5 пункта 2 данной статьи установлено, что пенсия за выслугу лет назначается для лиц, на которых распространяет действие части 3 статьи 7 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан", наличие стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет определяется согласно Приложению N 2 к Положению, в том числе наличие стажа муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области не менее 5 лет непосредственно на день увольнения с муниципальной службы либо на день достижения возраста, дающего право на пенсию по старости или страховую пенсию.
Каширина С.Л, имеющая стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области 2 года 3 месяца 15 дней и общий стаж муниципальной службы 16 лет 7 месяцев 19 дней, обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим подпункта 5 пункта 2 статьи 3 Положения в части слов "в том числе наличие стажа муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области не менее 5 лет непосредственно на день увольнения с муниципальной службы либо на день достижения возраста, дающего право на пенсию по старости или страховую пенсию", ссылаясь в обоснование требований на то, что оспариваемое положение ограничивают предусмотренное федеральным законодательством право муниципального служащего на пенсионное обеспечение за выслугу лет.
Решением Ленинградского областного суда от 13 декабря 2014 г. административное исковое заявление Кашириной С.Л. удовлетворено, оспариваемые положения признания недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе Каширина С.Л. просит решение суда изменить и признать оспариваемые положения недействующими с 3 ноября 2022 г. - даты обращения в Комиссию по установлению стажа муниципальной службы и назначению доплаты к пенсии и пенсии за выслугу лет при главе администрации Волховского муниципального района Ленинградской области, ссылаясь на то, что определение иной даты не будет отвечать задаче административного судопроизводства - защите её нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что решение от 25 июня 2020 г. N 35 принято Советом депутатов муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие и по этим основаниям не оспаривается.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из вывода о том, что оспариваемые положения нарушают права и интересы административного истца и противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу, поскольку возникновение права на государственную пенсию за выслугу лет лицам, замещающим должности муниципальной службы не может быть поставлено в зависимость от стажа муниципальной службы непосредственно в органах местного самоуправления конкретного муниципального образования.
Судебная коллегия находит данный вывод суда правильным и соответствующим нормам материального права, которым регламентированы спорные правоотношения.
Единство основных требований к муниципальной службе, а также правовая и социальная защищённость муниципальных служащих в силу пунктов 7 и 8 статьи 4 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" являются основными принципами муниципальной службы.
Положениями статьи 5 того же федерального закона и положениями статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлена взаимосвязь государственной гражданской службы Российской Федерации и муниципальной службы.
Согласно выраженной в ряде решений Конституционного Суда Российской Федерации правовой позиции специфика государственной и муниципальной службы в Российской Федерации предопределяет особый правовой статус государственных и муниципальных служащих, обусловленный содержанием профессиональной служебной деятельности, характером выполняемых функций, предъявляемыми квалификационными требованиями, а также ограничениями, связанными с прохождением государственной и муниципальной службы.
Осуществляя специальное правовое регулирование пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих, в том числе вводя для них дополнительные гарантии в сфере пенсионных отношений, федеральный законодатель исходил из того, что единство публичной природы государственной гражданской службы и муниципальной службы, обусловленное объективной схожестью условий и порядка их прохождения, предполагает и общность основных принципов и условий государственного пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих и муниципальных служащих (пункт 6 статьи Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и пункт 6 статьи 5 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к данному федеральному закону.
Из приведённых положений пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" не следует, что стаж гражданской службы и стаж муниципальной службы, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, должен быть получен исключительно в органах государственной власти или органах местного самоуправления определённого субъекта Российской Федерации или определённого муниципального образования, поскольку федеральный законодатель такого условия для предоставления права на пенсию за выслугу лет не устанавливает, получение стажа гражданской службы и стажа муниципальной службы исключительно в органах государственной власти или органах местного самоуправления определённого субъекта Российской Федерации или определённого муниципального образования не оговаривает, определяя только минимальную продолжительность стажа гражданской службы и стажа муниципальной службы.
Само по себе право муниципального служащего на получение дополнительного пенсионного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет производно от его предшествующей трудовой деятельности на должностях муниципальной службы, предполагающей выполнение определённых, значимых для общества обязанностей, поэтому для приобретения права на пенсию за выслугу лет данная деятельность может осуществляться муниципальным служащим на должностях муниципальной службы, замещаемых на территории всей Российской Федерации, а не только отдельных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, и стаж муниципальной службы, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, учитывается на основании замещения должностей муниципальной службы на территории всей Российской Федерации в совокупности, а не только отдельных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в частности.
В этой связи подпункт 5 пункта 2 статьи 3 Положения в части слов "в том числе наличие стажа муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области не менее 5 лет непосредственно на день увольнения с муниципальной службы либо на день достижения возраста, дающего право на пенсию по старости или страховую пенсию", предусматривающий условие предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим, согласно которому предоставление такого права поставлено в зависимость от определённого стажа муниципальной службы непосредственно в органах местного самоуправления конкретного муниципального образования, признан судом недействующим.
В указанной части решение суда не обжалуется.
Признавая оспариваемые положения недействующими со дня вступления решения суда с законную силу, суд исходил из вывода о том, что они применялись и на их основании были реализованы права граждан и организаций.
Исходя из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в абзаце третьем пункта 38 постановления от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", суд апелляционной инстанции считает правильной позицию суда первой инстанции и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы административного истца.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинградского областного суда от 13 декабря 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Кашириной Светланы Леонидовны - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Ленинградский областной уд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.